Языковая война, которая ведётся против России представителями либерально-иноагентных кругов и структур, гораздо опаснее войны информационной. Ведь она бьёт по нашим словесно-родовым корням. Словесно-разумное начало является главным в человеке. Именно оно возвышает нас над бессловесными тварями и придаёт нам царское достоинство образа Божия. Поэтому весьма важно, какими словами мы мыслим, говорим и пишем. Не менее важно, что слышим и избираем для чтения.
В 1825 году непревзойдённый русский поэт Пушкин писал: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». Единодушно с Пушкиным мыслил президент Российской Академии наук А.С. Шишков: «Я почитаю язык наш столь древним, что источники его теряются во мраке времён… Кто даст себе труд войти в неизмеримую глубину языка нашего, и каждое его слово отнесёт к началу, от которого оно проистекает, тот, чем далее пойдёт, тем больше находить будет ясных и несомнительных тому доказательств. Ни один язык, особливо из новейших и европейских, не может в сём преимуществе равняться с нашим… Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может». («Славянорусский корнеслов». СПб., 2002. С. 8, 9, 12.)
К сожалению, ныне нет ни Пушкиных, ни Шишковых, и мы бездумно, с гордым пренебрежением всё более и более подменяем слова родной речи словами чужеземными. Употребляем суррогатное, холодное понятие «спонсор» вместо светящихся добром русских слов «благодетель, благотворитель». В банковской сфере уже давно уволили «контролёра», а на его место водворили «менеджера». Одна из авторитетнейших и старейших столичных газет (дважды орденоносная) предпочитает называть главу Федерального Собрания и Государственной Думы бездушным словечком «спикер» вместо родного слова «председатель», которое пока ещё не изъято из официальных документов. Что же говорить о других печатных и электронных изданиях? Многие учреждения и их отделения стали называться офисами, будто от этого повышается их статус.
Дать себе русское название считается унизительным. По Конституции русский язык является государственным, а на деле он зачастую оказывается в беззащитном и бесправном положении. Примеров можно привести тысячи. Здесь идёт речь не о научной литературе, в которой иностранные термины бывают уместны, а о русском языке как духовно-родовой основе нашей личной и государственной жизни. Ведь корни славяно-русской речи не землёй покрыты, а к Богу Слову восходят, Его животворной силой питаются. Славяно-русское слово, озарённое светом Бога Слова, зиждет народное и государственное единство. Без сего слова было бы немыслимо триединство «Православие. Самодержавие. Народность», а значит не было бы и величайшего в мире государства.
Бесконтрольное и ничем не оправданное вытеснение из родной речи красивых, многозначных, глубоких по смыслу слов и замена их иноземными суррогатами становится государственно и нравственно опасной. Ведь таким образом исподтишка ведётся постепенное опустошение души народной. 8 августа 2024 года Президентом В.В. Путиным подписан указ № 314 «Об утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения». Совершенно очевидно, что ни историческое, ни какое-либо иное просвещение без языка не бывает. Русский язык един с церковнославянским таким же образом, как дерево с корнями. Не случайно же Пушкин употребил выражение: «язык славяно-русский». В языковой войне Россия укрепила бы и защитила свои позиции, если б в школах после столетнего перерыва стали изучать не только современную часть славяно-русского языка, но и древнюю. Дети бы поняли, какое словесное сокровище даровано нам Богом Словом. Тогда в них не возникнет желание низменно и бездумно подражать Западу своей речью и поведением. Тогда они станут мудрыми пчёлами, взимающими в свою душу лишь ценный нектар, а не всё без различия. Тогда ползучая интервенция Запада в словесной области потерпит полное поражение.
Почему же сегодня нам нравится фальшиво блистать инязами модератор, софт, эмитент и неисчислимым множеством других? Во-первых, минуло более 100 лет, как наше образование лишилось изучения древней части славяно-русского языка. Поэтому мы должным образом не понимаем и не ценим родную речь. (Примечателен тираж «Славянорусского корнеслова»: в 2002 г. 990 экз., в 2005 г. 500 экз.) Во-вторых, мы движимые пустым и глупым тщеславием, горделиво растём в собственных глазах, когда пересыпаем речь иностранщиной к месту и безместно. В-третьих, в нас ещё живёт вирус лакейства перед Западом, искусно всеянный в наши души либералами, которые внутренне подчиняются ползучему интервенту по имени диавол.
Ободримся: в русских сказках змей ни разу не победил. А в центре нашего государственного герба святой воин Георгий побеждает дракона поганого, который бывает тайным вдохновителем и руководителем разного рода войн против нас и Руси Святой.
P.S. Прислушаемся к словам нашего великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Монах Ферапонт (Рыбин), насельник Кирилло-Белозерского монастыря