Сегодня, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святая Церковь чтит память священномучеников Климента, папы Римского (101), и Петра, архиепископа Александрийского (311), преподобного Петра молчальника Галатийского (ок. 429), преподобномученицы Магдалины (1931), священномучеников Серафима, архиепископа Смоленского, Григория, Иоанна, Василия, Космы, Иоанна, Симеона, Илариона, Ярослава, Александра, Иоанна, Виктора, Андрея, Варлаама пресвитеров и мученика Павла (1937), мученика Николая (1938).
Священномученик Иоанн родился 21 марта 1877 года в селе Боронкино Луковниковского уезда Тверской губернии в семье священника Михаила Владимирского. Образование получил в Духовной семинарии, в 1906 году он был рукоположен в сан священника ко храму родного села Боронкина, где служил его отец.
В 1924 году власти лишили о. Иоанна избирательных прав, как священника. А в 1930 году, ставя своей целью закрытие храма в селе, потребовали от священника уплаты непосильных налогов. Отец Иоанн не смог выплатить их, и был в 1931 году арестован. Районный суд приговорил его к пяти годам ссылки. Отец Иоанн переехал в соседнюю область и здесь стал служить в храме. По окончании ссылки в 1936 году он вернулся в родное село.
15 ноября 1937 года о.Иоанн был вновь арестован. Как обычно, были вызваны «свидетели», в этот раз – председатель сельсовета и заведующий избой-читальней, которые согласились подписать приготовленные следователем документы об антисоветских высказываниях священника. Дали они показания и о том, что священник был против закрытия храма. На следующий день следователь допросил о. Иоанна. Выслушав перечисленные следователем обвинения, священник ответил: «Виновным себя в агитации против партии и советской власти я не признаю. Контрреволюционной агитации и пропаганды против советской власти я не веду. О скорой войне, падении советской власти и роспуске колхозов я не говорил. О том, что ранее жили лучше, а сейчас ничего нет, я не говорил. Якобы колхозы созданы для гибели народа, колхозникам дают непосильные посевы, колхозники работают много, а хлеб у них берет государство бесплатно, и колхозники голодают, этого я нигде не говорил и не слышал. О том, что выборы в Верховный Совет давно проведены и подготовка к выборам делается для успокоения народа, что рабочие и колхозники бессильны в выборах, этого никогда не говорил. Агитации и пропаганды против партии и советской власти я не веду».
29 ноября дело было закончено и передано на решение Тройки НКВД. 5 декабря Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Владимирский был расстрелян 8 декабря 1937 года.
Сегодня мы также вспоминаем ученого, философа и священника Павла Александровича Флоренского, расстрелянного в 1937 году.
Он родился 9 января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии. Отец Александр Иванович Флоренский – русский; мать – карабахская армянка. В 1899 г. окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина). По окончании университета, по благословению епископа Антония (Флоренсова), поступил в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908). В 1911 принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».
События Революции о.Павел Флоренский воспринял как живой апокалипсис, философски и политически всё более склоняясь к теократическому монархизму. В это время он сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Пытается убедить власти, что Троице-Сергиева лавра – величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мёртвый музей. На Флоренского поступают доносы, уличая в создании монархического кружка.
С 1916 по 1925 о.Павел Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над воспоминаниями. Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. C 1921 года работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Другое направление его деятельности в этот период – искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству. В 1922 году он издаёт за свой счёт свой научно-философский труд «Мнимости в геометрии».
В 1928 году о.Павла сослали в Нижний Новгород, но затем вернули из ссылки. Имея возможность эмигрировать в Прагу, он решает остаться в России. В начале 1930-х годов против о.Павла Флоренского развязывается кампания в советской прессе со статьями доносительского характера. В 1933 году последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, – осуждение на 10 лет заключения. С 1934 года Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен в общей могиле в Левашовской пустоши.
В этот день также скончались Владимир Николаевич Челомей (1914-1984), космический академик; Андрей Петрович Ершов (1931-1988), академик, математик-программист.
В этот день 8 декабря 1991 г. тогдашними руководителями РСФСР Б.Н.Ельциным, УССР Л.М.Кравчуком и БССР С.С.Шушкевичем были подписаны Беловежские соглашения, положившие начало разрушению СССР и расчленению территории Исторической России. Позже, 12 декабря, Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежские соглашения – также незаконно, т.к. не имел на то полномочий. Лишь 6 членов Верховного Совета РСФСР выступили против: С.Н.Бабурин, Н.А.Павлов, В.Б.Исаков, И.В.Константинов, С.А.Полозков, П.А.Лысов.