В среду, 13 ноября, в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов состоялась научно-практическая конференция «Актуальность наследия русской мысли Древней Руси. Труды митрополита Илариона Киевского, Нестора-летописца, послания князя Владимира Мономаха», сообщает наш корреспондент.
Дискуссия прошла в рамках Просветительского проекта «Монументальная летопись России», который реализуют Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» и Международный фонд славянской письменности и культуры.
Конференцию вёл заместитель генерального директора Фонда Леонид Юрьевич Редкий.
С приветственным словом к участникам конференции обратился главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Он подчеркнул, что идея проведения подобных Чтений актуальна, потому что не только со стороны либералов-западников предпринимается попытка дискредитировать и демонизировать Древнюю Русь и русскую мысль, но и среди патриотов нет единомыслия.
Анатолий Степанов напомнил идеи покойного историка Александра Пыжикова (а у него и сегодня есть последователи), который предпринимал попытки как раз разорвать единую русскую историю, отторгнув от неё Киевскую Русь и всё, что связано с историей Малороссии, предлагая считать это влиянием Запада на Россию.
Конференцию открыл обстоятельным докладом доктор филологических наук Александр Николаевич Ужанков. Он предложил участникам конференции обширную панораму русской мысли периода Киевской Руси. По мнению учёного, русская национальная мысль той эпохи являла собой разворачивание идеи Божиего промысла о русском народе. И в самом деле, Киев активно подражает Константинополю, новому Риму – и в храмостроительстве, и в советской архитектуре. Более того, киевские мыслители той эпохи, в том числе преподобный Нестор Летописец и митрополит Иларион видят Киев не только как «новый Константинополь», но и как «новый Иерусалим». И это звучит во многих произведениях. В частности, 12 сыновей Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, воспринимаются как 12 колен израильских, а Давиду и его сыну Соломону уподобляются святой равноапостольный князь Владимир и его сын святой князь Ярослав.
В топонимике той эпохи можно также увидеть связь с библейской историей. По мнению учёного, фактически митрополит Иларион в своём знаменитом произведении «Слово о законе и благодати» изложил современную русскую идею, в которой звучит мысль об избранности русского народа, поскольку он был крещён не апостолами, как другие народы, а именно Божием промыслом.
У митрополита Илариона звучит идея, что на арену истории выходит новый народ – русский народ, а русская земля мыслится как «новая Земля Обетованная». Эти идеи учёный находит и в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, который изложил в ней историософию человеческого рода, изображая русичей потомками колена Иафетова, а всю историю как путь от ветхозаветного язычества к новозаветному русскому народу.
У первых русских мыслителей можно обнаружить, полагает Александр Николаевич Ужанков, идею избранности Богом русской земли в контексте последних времён.
Далее было предоставлено слово доктору философских наук, профессору, научному руководителю Российского института истории искусств Александру Леонидовичу Казину. Он выступил дистанционно.
Философ отметил такую особенность мысли митрополита Илариона: святитель всегда подчёркивает, что пишет своим, а не чужим. По мысли философа, уже в ту эпоху Древняя Русь противостояла Западу, где уже тогда наметилась рационалистическая трактовка Христианства, которая затем через деизм привела к атеизму эпохи Просвещения.
На Руси же этот отход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира совершился значительно позже, чем в Европе, по мысли А.Л.Казина, в 18 веке. Но уже в 19 веке были явлены два великих русских гения – Александр Сергеевич Пушкин и преподобный Серафим Саровский, которые обеспечили возвращение русской мысли от антропоцентризма к теоцентризму.
Русь-Россия с первых веков своего существования сохранила подлинное Христианство. Именно поэтому, как считает Александр Казин, Россия является альтернативой Западу. И с этим связано стремление Запада покорить Россию, расчленить и уничтожить её.
Член Правления Союза писателей России, заместитель Председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов в своём выступлении предложил анализ понятия «Русский мир», который сегодня активно используется в современной государственной идеологии и пропаганде.
По мысли писателя, понятие «Русский мир» достаточно «мутное», оно размывает религиозные смыслы, подчиняя их цивилизационным трактовкам. Сомнение уже вызывает тот факт, что авторами идеи «Русского мира» являются так называемые методологи, которые мыслили «Русский мир» как сетевую структуру для тех, кто говорит и думает по-русски.
Первое определение «Русскому миру» дал небезызвестный Владислав Сурков. Под эту трактовку «Русского мира» был создан и Фонд «Русский мир», который возглавлял Вячеслав Никонов. По мысли писателя, Фонд не справился со своей задачей. А поскольку не было ясности в понимании «Русского мира», то в других странах, в том числе соседних, появлялось подозрение, что это – технология экспансии Российской Федерации. Но не только в этом видит опасность В.В.Дворцов, а и в том, что понятие «Русский мир» затуманивает понимание промысла Божия о России. Таким образом исчезает эсхатологическое измерение «Русского мира». И вот это уже фундаментальная опасность.
Председатель общественной организации «Русь Триединая», писатель Сергей Валерьевич Моисеев в своём выступлении признался, что в своё время на него произвело впечатление чтение поучения Владимира Мономаха, которое во многом изменило его мировоззрение и наложило отпечаток на его дальнейшую деятельность. Когда он углубился в изучение биографии Владимира Мономаха, то не мог не заметить, что забытое ныне величайшее событие той эпохи – победа войск Владимира Мономаха над половцами на реке Сальнице – произошло в тех местах, откуда родом сам Сергей Моисеев, в районе современного города Чугуев.
Сергей Валерьевич предложил участникам конференции отрывок из своей книги, посвященной анализу послания Владимира Мономаха своим детям.
Далее дистанционно выступил член «Русского Собрания», философ Алексей Николаевич Ощепков. Он отметил евразийские идеи, которые проявлялись уже в эпоху Киевской Руси. В частности, он отметил, что митрополит Иларион в своём труде «Слово о законе и благодати» называет князя Владимира каганом, а не на западный манер, например, конунгом. В чём проявляется, по мысли философа, евразийская ориентация России.
Ещё одно примечательное доказательство своей мысли Алексей Ощепков находит в «Повести временных лет», в знаменитой истории обретения веры, когда равноапостольный князь Владимир посылает послов в Волжскую Булгарию к мусульманам, чтобы изучить возможность принятия этой веры русичами.
Далее дистанционно выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ протодиакон Владимир Василик. Он отметил, что в Киевской Руси можно заметить два разных понимания Русской Земли: есть понимание узкое, Русская Земля трактуется как Киевщина (это проявляется в галицко-волынских летописях), но есть и широкое понимание, оно нашло отражение в важнейших памятниках той эпохи – «Повести временных лет» и «Слово о законе и благодати».
Эта идея единства русской земли находила отражение в дальнейшей нашей истории, а сегодня, как полагает отец Владимир, это происходит на полях сражений – кровью и подвигами наших воинов.
Как отметил отец Владимир, мы, к сожалению, не ценили чудо воссоединения русского народа и вот сейчас нам приходится добывать это такими трудами и жертвами. Но собирание русского народа неизбежно состоится, подчеркнул учёный.
Историк Леонид Евгеньевич Болотин, автор фундаментального труда «Странствия по времени. Древняя Русь сквозь призму "Повести Временных Лет"», своё краткое выступление посвятил некоторым сюжетам из «Повести временных лет», которую он исследовал в своём сочинении. В частности, он обратил особенное внимание на беседу великого князя Владимира с неким философом из Царьграда. Некоторые учёные пытаются интерпретировать это как заимствование из других источников. Но целый ряд косвенных признаков свидетельствуют о подлинности и уникальности этого сюжета.
Главным достоинством преподобного Нестора и «Повести временных лет», по мысли историка, является то, что автор летописи собрал всё соцветие русской мысли в своём труде. А для историков эта работа уникальна тем, что в «Повести временных лет» можно найти очень многие документы той эпохи, в частности, договоры Руси с другими странами, в том числе с Ромейской Империей.
Затем участники круглого стола посмотрели видеообращение заведующего отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, главы московского отделения Союза православных граждан Кирилла Александровича Фролова.
Своё выступление он посвятил влиянию киевской и малороссийской мысли на государственность и национальную мысль Московской Руси, подчеркнув преемственность идей от митрополита Илариона и преподобного Нестора Летописца в дальнейшем – эпохе 17 века, когда малороссийские по происхождению архиереи занимали многие кафедры в России и внесли огромный вклад в русскую духовность и в русскую национальную мысль.
Подводя итоги собрания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов подчеркнул, что круглый стол состоялся на высоком интеллектуальном уровне и практически все выступающие размышляли именно в том контексте, который и ожидали устроители конференции – в контексте преемственности русской истории и русской мысли.
Организаторы круглого стола сообщили, что в дальнейшем, как они надеются, столь же плодотворно состоится обсуждение русской мысли эпохи Московской Руси и, конечно, русских мыслителей периода рассвета национальной мысли 19 века – славянофилов Н.Я.Данилевского, К.П.Победоносцева, К.Н.Леонтьева и других корифеев русской мысли.
Анатолий Степанов сообщил, что следующий круглый стол состоится в декабре в Московском Доме национальностей. Он пригласил всех заинтересованных экспертов к обсуждению проблем русской мысли эпохи Московского Царства.