Идея особого служения Руси изначальна

В Москве обсудили актуальность наследия русской мысли Древней Руси

Русская цивилизация 
0
8
Время на чтение 8 минут

В среду, 13 ноября, в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов состоялась научно-практическая конференция «Актуальность наследия русской мысли Древней Руси. Труды митрополита Илариона Киевского, Нестора-летописца, послания князя Владимира Мономаха», сообщает наш корреспондент.

Дискуссия прошла в рамках Просветительского проекта «Монументальная летопись России», который реализуют Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» и Международный фонд славянской письменности и культуры.

Конференцию вёл заместитель генерального директора Фонда Леонид Юрьевич Редкий.

С приветственным словом к участникам конференции обратился главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Он подчеркнул, что идея проведения подобных Чтений актуальна, потому что не только со стороны либералов-западников предпринимается попытка дискредитировать и демонизировать Древнюю Русь и русскую мысль, но и среди патриотов нет единомыслия.

Анатолий Степанов напомнил идеи покойного историка Александра Пыжикова (а у него и сегодня есть последователи), который предпринимал попытки как раз разорвать единую русскую историю, отторгнув от неё Киевскую Русь и всё, что связано с историей Малороссии, предлагая считать это влиянием Запада на Россию.

Конференцию открыл обстоятельным докладом доктор филологических наук Александр Николаевич Ужанков. Он предложил участникам конференции обширную панораму русской мысли периода Киевской Руси. По мнению учёного, русская национальная мысль той эпохи являла собой разворачивания идеи Божиего промысла о русском народе. И в самом деле, Киев активно подражает Константинополю, новому Риму и в храмостроительстве, и в архитектуре. Более того, киевские мыслители той эпохи, в том числе преподобный Нестор Летописец и митрополит Иларион мыслят Киев не только как «новый Константинополь», но и как «новый Иерусалим». И это звучит во многих идеях. В частности, 12 сыновей Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира воспринимаются как 12 колен израильских, а Давиду и его сыну Соломону уподобляются святой равноапостольный князь Владимир и его сын святой князь Ярослав.

В топонимике той эпохи можно также увидеть связь с библейской историей. По мнению учёного, фактически митрополит Иларион в своём знаменитом произведении «Слово о законе и благодати» изложил современную русскую идею, в которой звучит мысль избранности русского народа, поскольку он был крещён не апостолами, как другие народы, а именно Божием промыслом.

У митрополита Илариона звучит идея, что на арену истории выходит новый народ – русский народ, а русская земля мыслится как «новая Земля Обетованная». Эти идеи учёный видит и в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, который изложил в ней историософию человеческого рода, изображая русичей потомками колена Иафетова, а всю историю как путь от ветхозаветного язычества к новозаветному русскому народу.

У первых русских мыслителей можно обнаружить, полагает Александр Николаевич Ужанков, идею избранности Богом русской земли до конца мира именно в контексте последних времён.

Далее было предоставлено слово доктору философских наук, профессору, научному руководителю Российского института истории искусств Александру Леонидовичу Казину. Он вступил дистанционно.

Философ отметил особенность мысли митрополита Илариона. Святитель всегда подчёркивает, что пишет своим, а не чужим. По мысли философа, уже в ту эпоху Древняя Русь противостояла Западу, где уже тогда наметилась рационалистическая трактовка Христианства, которая затем через деизм привела к атеизму эпохи Просвещения.

На Руси же этот отход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира совершился значительно позже, чем в Европе - по мысли А.Л.Казина в 18 веке. Да и в 19 веке были явлены два великих русских гения – Александр Сергеевич Пушкин и преподобный Серафим Саровский, которые обеспечили возвращение от антропоцентризма к теоцентризму русской мысли.

Русь, Россия с первых веков своего существования сохранила подлинное Христианство. Именно поэтому, как считает Александр Казин, Россия является альтернативой Западу. И с этим связано стремление Запада покорить Россию – расчленить и уничтожить её.

Член Правления Союза писателей России, заместитель Председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов в своём выступлении предложил анализ понятия «Русский мир», который сегодня активно используется в современной государственной идеологии и пропаганде.

По мысли писателя, понятие «Русский мир» достаточно мутное и размывает религиозные смыслы, подчиняя их цивилизационным трактовкам. Уже сомнение вызывает тот факт, что авторами идеи «Русского мира» являются методологи, и они мыслили «Русский мир» как сетевую структуру тех, кто говорит и думает по-русски.

Первое определение «Русскому миру» дал небезызвестный Владислав Сурков. Под эту трактовку русской идеи был создан и Фонд «Русский мир», который возглавлял Вячеслав Никонов.

По мысли писателя, Фонд не справился со своей задачей. А поскольку не было ясности в понимании «Русского мира», то в других странах, в том числе соседних, появлялось подозрение, что это технология экспансии Российской Федерации. Но не только в этом видит опасность писатель В.В.Дворцов, а и в том, что понятие «Русский мир» затуманивает понимание промысла Божия о России. Таким образом исчезает эсхатологическое измерение. И вот это уже фундаментальная опасность.

Председатель общественной организации «Русь Триединая», писатель Сергей Валерьевич Моисеев в своём выступлении признался, что в своё время на него произвело впечатление чтение поучения Владимира Мономаха, которое во многом изменило его мировоззрение и наложило отпечаток на его дальнейшую деятельность. Когда он углубился в изучение биографии Владимира Мономаха, не мог не заметить, что забытое ныне величайшее событие – победа войск Владимира Мономаха над половцами на реке Сальнице произошла в тех местах, откуда родом сам Сергей Моисеев – в районе современного города Чугуев.

Сергей Валерьевич Моисеев предложил участникам конференции отрывок из своей книги, посвященной анализу работы послания Владимира Мономаха своим детям.

Далее дистанционно выступил член «Русского Собрания», философ Алексей Николаевич Ощепков. Он отметил евразийские идеи, которые проявлялись уже в эпоху Киевской Руси. В частности, он отметил, что митрополит Иларион в своём труде «Слово о законе и благодати» называет князя Владимира Коганом, а не на западный манер. В чём проявляется, по мысли философа, евразийская ориентация России.

Ещё одно примечательное доказательство своей мысли Алексей Ощепков находит в «Повести временных лет», в знаменитой истории обретения веры, когда равноапостольный князь Владимир посылает послов в волжскую Булгарию к мусульманам, чтобы изучить возможность принятия этой веры русичами.

Далее дистанционно выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ протодиакон Владимир Василик. Он отметил, что в Киевской Руси можно заметить два разных понимания русской земли: есть понимание узкое и трактовка её как именно киевщина – это проявляется в галицко-волынских летописях, но широкое понимание русской земли нашло отражение в важнейших памятниках той эпохи – «Повести временных лет» и «Слово о законе и благодати».

Эта идея единства русской земли находила отражение в дальнейшей нашей истории, а сегодня, как полагает отец Владимир, это происходит на полях кровью и подвигами наших воинов.

Как отметил отец Владимир, мы, к сожалению, не ценили чудо воссоединения русского народа и вот сейчас нам приходится добывать это такими трудами и жертвами. Но собирание русского народа неизбежно состоится, подчеркнул учёный.

Историк Леонид Евгеньевич Болотин, автор фундаментального труда «Странствия по времени. Древняя Русь сквозь призму "Повести Временных Лет"» своё краткое выступление посвятил некоторым сюжетам из «Повести временных лет», которое он исследовал в своём сочинении. В частности, он обратил особенное внимание на беседу великого князя Владимира с неким философом из Царьграда. Некоторые учёные пытаются интерпретировать это как заимствование из других источников. Но целый ряд косвенных признаков свидетельствуют о подлинности и уникальности этого сюжета.

Главным достоинством преподобного Нестора и «Повести временных лет», по мысли историка, является то, что автор летописи собрал всё соцветие русской мысли в своём труде. А для историков это работа уникальна тем, что в «Повести временных лет» можно найти очень многие документы той эпохи, в частности, договоры Руси с другими странами, в том числе с Ромейской Империей.

Затем участники круглого стола посмотрели видеообращение заведующего отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, главы московского отделения Союза православных граждан Кирилла Александровича Фролова.

Своё выступление он посвятил влиянию Киевской малороссийской мысли на государственность и национальную мысль Московской Руси, подчеркнув преемственность идей от митрополита Илариона и преподобного Нестора Летописца к дальнейшей эпохе 17 века, когда малороссийские по происхождению архиереи занимали многие кафедры в России и внесли огромный вклад в русскую духовность и в русскую национальную мысль.  

Подводя итоги собрания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов подчеркнул, что круглый стол состоялся на высоком интеллектуальном уровне и практически все выступающие размышляли именно в том контексте, который и ожидали устроители конференции – в контексте преемственности русской истории и русской мысли.

Организаторы круглого стола сообщили, что в дальнейшем столь же плодотворно состоится обсуждение русской мысли эпохи Московской Руси и, конечно, русских мыслителей периода рассвета национальной мыслей 19 века – славянофилов Н.Я.Данилевского, К.П.Победоносцева, К.Н.Леонтьева и других корифеев русской национальной мысли.

Анатолий Степанов сообщил, что следующий круглый стол состоится в декабре в Московском Доме национальностей. Он пригласил всех заинтересованных экспертов к обсуждению проблем русской мысли эпохи Московского Царства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русская цивилизация
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Пути возрождения Самодержавной монархии в России
В Нижнем Новгороде прошла монархическая конференция
13.11.2024
Как укреплять брак, культивировать любовь и верность?
В Рыбинске состоялся Форум «Встреча с личностью» - «Семья, отечество, материнство, традиции, династия»
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 09:31
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от учитель
14.11.2024 21:47
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Константин В.
14.11.2024 21:04
«Сформировалось лобби шарлатанов бездипломных»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:44
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Апографъ
14.11.2024 20:17
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:10
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
14.11.2024 19:41