«Последнюю неделю, после того, когда стало известно о победе Трампа на президентских выборах в США, эксперты активно обсуждают возможные изменения во внутренней и внешней политике Америки. Судя по всему, новый президент собирается предпринять ряд радикальных шагов и по такому вопросу, как НАТО. Эта организация Североатлантического блока, созданная в 1949 году, недавно отметила свою круглую дату – 75-летие. Напомню, что создавался этот военно-политический блок по инициативе Вашингтона, который заявил, что организация нужна для защиты Европы от возможной угрозы советской экспансии. Первоначально в НАТО было 12 стран-членов: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия», - пишет в статье «Дональд Трамп собирается серьёзно разобраться с НАТО» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Вашингтон подчеркивал, что США будут на первых порах помогать европейским членам блока крепить их оборону. В том числе с помощью своих военных баз в Старом Свете. Но все это временно. Либо военная угроза со стороны СССР исчезнет и блок станет ненужным. Либо европейцы будут уже способны сами себя защитить», - отметил экономист.
Он напомнил слова генерала Дуайта Эйзенхауэра (34-го президента США: 1953-1961 гг.), которые он произнёс в далёком 1951 г.: «Если в течение 10 лет все американские войска, размещённые в Европе для национальной обороны, не будут возвращены в Соединённые Штаты, значит, весь этот проект провалился»...
«Однако и на момент ухода Эйзенхауэра из Белого дома в 1961 году блок НАТО все еще не был упразднен, а военные базы США в Европе не только не исчезли, но их число выросло. Выросла и численность американского военного контингента на территории Старого Света. В 1952 году в НАТО были приняты Греция и Турция. Кстати, напомню, что в 1954 году Советский Союз выдвинул предложение о своем присоединении к НАТО с целью сохранения мира в Европе и для того, чтобы положить конец холодной войне. Запад советскую инициативу отклонил. Поэтому Советскому Союзу в 1955 году пришлось создавать военный блок социалистических стран, который получил название Варшавского договора. А для Вашингтона и его союзников по НАТО это стало аргументом в пользу дальнейшего наращивания блока. В том числе за счет расширения числа членов НАТО. В частности, в 1955 году членом блока стала Западная Германия», - пишет автор статьи.
«В конце 1991 года развалился СССР. Вроде бы советская военная угроза исчезла, холодная война закончилась. Блок НАТО в первой половине 90-х годов прошлого столетия выглядел как рудимент прошлого и анахронизм. Однако организация Североатлантического блока не была упразднена (лишь на некоторое время прекратилось наращивание военных расходов НАТО)», - добавил он. Катасонов подчеркнул, что блок доказал свою «нужность» бомбардировками и другими военными операциями в Югославии: в Боснии и Герцеговине (операция «Обдуманная сила» - 1995); в Косово (операция «Союзная сила» - 1999) и др.
«После известных событий 11 сентября 2001 года Вашингтон и руководители НАТО заявили, что блок очень нужен не только Европе, но всему человечеству. Он, мол, будет переориентирован на борьбу с международным терроризмом. Причем в категорию "террористов" могут попадать не только отдельные граждане, группировки, но даже целые государства. Так, в 2011 году страны НАТО продемонстрировали свою военную солидарность, когда бомбили Ливию», - пишет экономист.
Он отметил, что постепенно круг «опасных для человечества» стран (в понимании Вашингтона и НАТО) расширялся. В 2014 году после возвращения в состав России Крыма наша страна попала в черные списки НАТО (наряду с Афганистаном, Ираном, Северной Кореей и другими «недемократичными» государствами). Стали расти военные расходы стран НАТО, особенно Соединенных Штатов.
«В нарушение данных Москве в начале 1990-х годов заверений, что НАТО не будет расширяться на восток, такое расширение происходило. В блок принимали страны, соседствующие с Российской Федерацией. На сегодняшний день число стран-членов достигло 32; последними были приняты Финляндия и Швеция. В 2022 году заявку на членство в НАТО подала также Украина. В 2013 году суммарные расходы на оборону стран-членов НАТО составили, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), 969 млрд долл., в 2020 году они равнялись 1092 млрд долл. А по итогам прошлого года достигли 1.341 млрд долл. По оценкам SIPRI, это 55% всех военных расходов в мире», - пишет профессор.
«Теперь я возвращаюсь к Трампу. Еще во время первой своей предвыборной кампании (в 2016 году) и во время пребывания в Белом доме в 2017-2021 гг. Трамп неоднократно затрагивал тему НАТО и подвергал достаточно резкой критике как саму организацию, так и позицию по вопросу НАТО, которую занимали его предшественники в Белом доме. Тема НАТО у него звучала и в ходе последней предвыборной кампании. Трамп обещал, что подвергнет радикальной реформе этот военно-политический блок», - добавил он.
Прежде всего, заметил Катасонов, Трамп требовал (и наверняка будет продолжать требовать) более равномерного, «справедливого» распределения военных расходов в блоке. «В 2023 году американские расходы на оборону, по данным SIPRI, составили 916 млрд. долл. Получается 68,3% суммарных военных расходов всех стран-членов НАТО. Кстати, на США приходится также львиная доля суммарных военных расходов в мире. В прошлом году она составила 37,5%. Второе место было за Китаем – 296 млрд долл. (12,1%); третье – за Россией с 109 млрд долл. (4,5%). Далее следовали: Индия, Саудовская Аравия, Великобритания, Германия, Украина, Франция и Япония. Как видим, в первой десятке стран мира по величине военных расходов, кроме США, еще три страны-члена НАТО. Военные расходы Великобритании, занимавшей в военном блоке НАТО второе место по их величине, составили 75 млрд долл., что было более чем в 12 раз меньше военных расходов США», - отметил экономист.
«Почти все годы существования НАТО отставание других (кроме США) членов блока от Америки было не только по абсолютной, но и относительной величине военных расходов. В среднем за последние 50 лет военные расходы США, по данным SIPRI, составляли 4,4% ВВП, а в 1960-е, во время войны во Вьетнаме (1965-1974), в отдельные годы превышали 9% ВВП. А у Канады и европейских стран-членов НАТО (за редкими исключениями) данный показатель едва превышал 1 процент», - добавил он.
По словам Катасонова, подобное недофинансирование военных расходов союзниками США Трамп называл и называет «иждивенчеством». «Уже в нулевые годы на саммитах НАТО стал подниматься вопрос о доведении странами-членами блока своих военных расходов хотя бы до 2% ВВП. В 2014 году на саммите блока в Уэльсе был принят план действий по повышению боеготовности НАТО, согласно которому минимальный уровень военных расходов в 2% из пожелания был переведен в разряд обязательного норматива. В 2018 году требование всем странам-членам блока выйти на уровень в 2% ВВП прозвучало от президента Трампа почти как ультиматум. Причем он сказал, что норматив в 2 процента недостаточен, его надо поднимать», - сказано в статье.
Катасонов отметил, что реакция на подобные призывы со стороны многих членов блока была вялой. В 2014 году двухпроцентный норматив выполняли только три страны: США (3,7%), Греция (2,2%) и Великобритания (2,1%). В 2021 году таких «образцовых» стран (не считая США) стало уже 6, в 2022 году – 7, в 2023 году – 10.
Однако, пишет автор, свою роль сыграл фактор войны на Украине. И в 2024 году, согласно предварительным оценкам, число стран, входящих в группу «двухпроцентных» членов, должно увеличиться, по оценкам НАТО, до 23. Приведу свежие данные из пресс-релиза НАТО «Defence Expenditure of NATO Countries (2014-2024)».
Как пишет экономист, традиционно на США приходилось примерно три четверти суммарных военных расходов блока НАТО. За истекшее десятилетие доля «неамериканской части НАТО» (Канада и страны Европы) увеличилась. Так, в 2014 году на «неамериканскую часть НАТО» пришлось 27,5% суммарных расходов НАТО, а в 2022 году – уже 32,2%, в 2023 году – 34,1%. А в 2024 году ожидается, что эта доля вырастет до 36,3%. Правда, надо иметь в виду, что рост военных расходов «неамериканской части НАТО» был отчасти обусловлен присоединением к блоку новых членов – Черногории (2017 г.), Северной Македонии (2020 г.), Финляндии (2023 г.) и Швеции (2024 г.), говорится в статье.
Экономист приводит список «передовиков» военного блока НАТО по показателю военных расходов (% ВВП, оценка на 2024 год): Польша – 4,12; Эстония – 3,43; США – 3,38; Латвия – 3,15; Греция – 3,08; Литва – 2,85. Как видим, комментирует профессор, две страны стали «святее папы римского»: у Польши и Эстонии относительный уровень военных расходов оценивается выше, чем у США. Наиболее высокие показатели военных расходов у стран, которые граничат с Россией (Польша и три прибалтийские республики).
Также эксперт приводит список «отстающих» по относительному уровню военных расходов (% ВВП, оценка на 2024 год): Хорватия – 1,81; Португалия – 1,55; Италия – 1,49; Канада – 1,37; Бельгия – 1,30; Люксембург – 1,29; Словакия – 1,29; Испания – 1,28. Они от России далеко. И, по мнению Вашингтона, очень сильно расслабились, резюмирует экономист.
«Примечательно, что еще в прошлом году в группе "отстающих" были такие крупнейшие европейские страны, как Франция и Германия с показателями, равными соответственно 1,90 и 1,57%. Обе страны обещают исправиться самым радикальным образом. По итогам этого года их показатели должны составить уже 2,06 и 2,12% соответственно. Впрочем, Трампу старого норматива военных расходов явно недостаточно. Еще во время своего предыдущего пребывания в Белом доме (в 2018 году) он сказал, что странам-членам НАТО надо готовиться к нормативу в 4% ВВП. Скорее всего, этого же он будет требовать во время своего второго срока пребывания на посту президента США. А этот норматив, между прочим, не выполняют в настоящее время даже Соединенные Штаты. Единственная страна, которая укладывается в ожидаемый стандарт американского президента – Польша», - пишет автор.
«Даже если Трампа удастся уговорить снизить планку до 3%, то получается, что этому нормативу (если исходить из оценок на 2024 год) будут соответствовать всего пять стран. Соединенные Штаты окажутся в компании таких стран, как Польша, Эстония, Латвия и Греция. А что тогда? Всех остальных исключить из блока НАТО? Такого варианта Трамп не озвучивал. Или Соединённым Штатам покинуть эту организацию? Во время своего предыдущего президенства Трамп, между прочим, не раз намекал на такой вариант. О такой возможности он говорил и в ходе нынешней предвыборной кампании», - пишет профессор.
«Сейчас Трамп чаще акцентирует внимание не на количественной, а качественной стороне вопроса. Т. е. не на нормативе военных расходов, а на способности страны самостоятельно обеспечивать свою оборону. Т. е. без помощи Соединенных Штатов. Трамп призывает страны НАТО к "оборонной самодостаточности". И желает снять с Америки обязательства по защите других стран-членов блока в случае нападения на них. И уж точно Америка, по мнению Трампа, будет свободна от своих обязательств защищать каких-то членов блока в том случае, если эти страны-члены не выполняют своих финансовых обязательств. Т. е. их военные расходы ниже установленного норматива, а также ими не сделаны необходимые взносы в общий бюджет НАТО (у блока есть такой фонд, он измеряется многими миллиардами долларов)», - добавил он.
«Многим запомнилось выступление Трампа в феврале этого года на предвыборном митинге в Южной Каролине, в котором он призывал Канаду и европейских членов НАТО выполнять свои обязательства перед блоком. Трамп на митинге вспомнил свой разговор с лидером одной из крупных натовских стран (имя собеседника и название страны Трампом не были названы). Собеседник спросил Трампа, что будет, если их атакует Россия, а платежи в общий бюджет НАТО просрочены. Трамп ответил, что защиты со стороны США ждать в таком случае не стоит. В Белом доме эти заявления назвали "шокирующими и безумными", Й. Столтенберг (генсек НАТО на тот момент) осудил это заявление Трампа», - пишет экономист.
Как отметил профессор, кто-то назвал указанное откровение Трампа предвыборным эпатажем. Но, как выясняется, это вполне продуманная позиция нового хозяина Белого дома. Экономист отметил, что есть интересная статья в издании Rolling Stone, которая называется «Trump Plots to Pull Out of NATO — If He Doesn’t Get His Way» («Трамп планирует выйти из НАТО, если не добьется своего»). В ней приводится несколько примеров того, как Трамп воспринимает блок НАТО. Катасонов приводит фрагмент статьи: «Будучи у власти, Трамп неоднократно высмеивал пункт о коллективной обороне Североатлантического договора, известный как статья 5. Один бывший высокопоставленный чиновник администрации вспоминает в интервью журналу Rolling Stone момент в Овальном кабинете в середине 2018 года, когда тогдашний президент начал зачитывать письменный список небольших стран НАТО, о некоторых из которых, по его словам, большинство американцев даже никогда раньше не слышали. Затем Трамп высказался, что «начинать Третью мировую войну» из-за суверенитета некоторых из этих стран совершенно бессмысленно, и что его не следует заставлять автоматически отправлять американские войска в любой подобный кризис…»
«А вот мнение Джона Болтона, советника по национальной безопасности в команде Трампа во время первого президентского срока. Он отмечает, что Трамп действительно был возмущен тем, что союзники по НАТО "обманывают" Америку. И что тогда Трамп действительно готовился выйти из блока. Лишь благодаря сильному сопротивлению со стороны окружения Трампа такой выход удалось предотвратить. В любом случае Трамп настаивал на том, чтобы переписать Североатлантический договор. А в интервью изданию The Hill Джон Болтон сделал следующее сенсационное заявление: "Во время второго срока Трампа мы почти наверняка выйдем из НАТО". Увидим, насколько оно будет соответствовать действительности», - заключил Валентин Катасонов.