«В течение долгих столетий в Европе Церковь была главным заказчиком в области культуры. Скульптор резал, живописец писал и музыкант сочинял преимущественно на религиозные сюжеты и темы. И для украшения храмов, и для сопровождения богослужений. Люди не делали это из-под палки. Они вполне разделяли взгляд Церкви на мир и человека. Поэтому сделанное "ради Иисуса", а не только "ради хлеба куса" составляет золотой фонд общемировой культуры. Из этого колодца сколько не черпай, все не вычерпаешь. А имена творцов известны далеко за пределами профессиональных сообществ. О Бахе стыдно не знать. О Рафаэле или Рембранте трудно не слышать», – пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв.
«Но человек мельчает. И, как предсказывал Ницше, последний европеец бессмысленными и пустыми глазами будет смотреть на, скажем, Кёльнский собор, не понимая в принципе, для каких целей и во имя чего долгими веками строились такие здания. Примеров деградации так много, что можно было бы и не все замечать. Но вот недавно отличились финны.
Боясь оскорбить чувства атеистов, в одной из школ города Уусимаа отменили исполнение оратории Генделя "Мессия".
Вообще-то Гендель был довольно светским композитором. В отличие от своего современника Баха, не написавшего сознательно ни одной оперы, Гендель как раз подвизался в светских жанрах. Жил на широкую ногу, обслуживал утонченный слух королей. Но таки да – отвесил глубокий поклон Спасителю, написав "Мессию". И если уж Генделя запрещать, то Баха (то есть ноты его), по логике, давно жечь надо. И надо не забыть попрятать в спецфондах всю живопись музеев века эдак с 5-го до самого 19-го. Чтобы ни Жертвоприношение Авраама, ни Возвращение блудного сына не тревожили чувствительную совесть безбожников», – отметил священник.
«А что прикажете делать на кафедрах литературы и философии? Там, какую книгу не разверни, найдешь огненные споры о вере. И что такое вообще Европа без Паскаля, Кьеркегора или Сервантеса? Так что если вправду усредненный финн и есть тот тормоз, который обсмеян тысячей анекдотов, то здесь этот тормоз сильно погорячился. Сказав "А" он теперь неумолимо обязан говорить "Б", и так далее. А там, в конце алфавита, реальный Ад давно пасть раскрыл.
Да, у финнов нет великого вклада в мировую культуру. Своих композиторов уровня Генделя в их рыбацких деревнях отродясь не рождалось. Те же пустоты замечены и в области изящной словесности, и в философии, и прочих видах творчества. Но именно это и есть двойной абсурд. Не имея своего Платона, весь мир обязан читать того единственного, которого родила Эллада. Брейгель - не ваш земляк, но он уже давно принадлежит всем, и у него кой-чему внимательный человек научится. Но нет. Осатаневший европеец объявил эпоху нового иконоборчества и поставил печать "Запрещено слушать/читать и тиражировать" на то, что составляет его подлинную славу», – подчеркнул проповедник.
«А мы когда-то так восхищались этим немногословным трудолюбивым соседом-народом, который прославился лишь в области хоккея с шайбой и в строительстве финских бань. Нам нравился их уровень жизни, их внеблоковый статус, их успехи в области строительства общества потребления. А они оказывается, вечно плетясь в хвосте активных и творческих наций, были готовы в любое время повторить самую безумную выходку своих поводырей. Просто команды не было. А теперь команда есть. И перепуганный финский школьный директор, вряд ли отличающий Баха от Оффенбаха, запрещает на своей территории музыкантам исполнять, а детям с родителями слушать Генделя.
И ведь зря запрещает. Ни квадроберу, ни трансгендеру, ни забубенному атеисту Гендель и так не нужен/избыточен/не понятен. Но общий тренд есть общий тренд, и мелкий евро-бюрократ берет под козырек и спешит исполнить идеологический заказ своих бесноватых хозяев.
Все настолько абсурдно, что стоит себя ущипнуть, чтобы не перепутать реальность с бредом Раскольникова», – заключил протоиерей Андрей Ткачёв.