Известный германист и обозреватель «Российской газеты» Тимофей Леонидович Борисов в тлг-канале размышляет о том, как сочетаются новые поставки немецких вооружений для Украины с одновременными миротворческими высказываниями канцлера Олафа Шольца?
По мнению Тимофея Леонидовича, ответ прост:
«Те системы вооружений, о поставках которых объявлено пару дней назад, это то оружие, деньги на закупку которых были выделены еще в начале года в рамках бюджета 2024.
Напомню, что в этом году на военную помощь Украине было заложено в обще сложности около 8 миллиардов евро. Сумма большая. Поэтому было изначально понятно, что освоить ее Бундесвер и оружейные промышленники Германии не смогут. Распределение заказов и заявки на закупки в условиях немецкой бюрократии занимают очень много времени. Что-то, конечно, было закуплено и поставлено еще в первой половине года, а какие-то заказы "добиваются" сейчас.
Как известно, немецкий "Beschaffungsamt" в Кобленце, ведомство по военным закупкам, это крайне забюрократизированная контора, повлиять на скорость работы которой не может никто в Германии. Это государство в государстве.
Хотя немцев можно понять, потому что речь идёт о крайне дорогом и крайне специфическом товаре, которое даже частично и не немецкое и не производится в Германии.
Например, в новом пакете германской военной помощи ВСУ предусмотрена передача тринадцати тысяч противотанковых средств ПТРК, имеющих обозначение RGW - 90. В реальности же это 90-мм одноразовые гранатометы MATADOR для городских боев против пехоты и для создания проломов в зданиях, которые вряд ли могут причинить слишком сильный вред современным российским танкам.
MATADOR разрабатывались в конце 90-х годов фирмами Израиля и Сингапура, а производство началось в 2000 году. ВСУ ранее уже получали такие гранатометы.
Учитывая, что Шольц решил отдать приоритет в поставках оборонительным видам вооружения, то, в принципе, с натяжкой можно сказать, что гранатометы это не наступательное вооружение, хотя если все 13 тысяч дойдут до фронта, то ничего хорошего в этом нет. Тем более, что это не старый хлам.
Его главное достоинство в том, что боец может вести огонь из него, спрятавшись в небольшом помещении.
То есть, конструкция гранатомета позволяет обеспечивать скрытность стрелка. И это важное преимущество, потому что из большинства гранатометных систем нельзя стрелять из комнат домов или укрытий без риска нанести вред самому стрелку.
Существует несколько комплектаций этого гранатомета, в том числе с воздушным подрывом и с тандемной боевой частью, для проделывания проломов в стенах во время боев в городе.
Точность попадания обеспечиваются многоразовым прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем, которые также поставляются.
А вот некоторые виды вооружений, которые вошли в нынешний пакет помощи Киеву, просто старые. Их нужно было перепроверять и проводить техобслуживание для проверки их боеготового состояния, так как те давно хранились на складах.
Речь, например, о ракетах малого радиуса действия "воздух-воздух" AIM-9L/I-1 Sidewinder Lenkflugkörper, которые производились по лицензии в Германии и Японии аж с 1978 года.
Такая же картина и с самоходными зенитками Гепард, которые из-за развития беспилотной авиации получили фактически вторую жизнь. Их тоже надо было снимать с консервации и проверять техническую готовность.
Другую категорию вооружений надо было изготовить. Например, зенитно-ракетные системы IRIS-T SLS и SLM перед тем, как поставить, надо было сначала произвести.
Это штучная категория новейшего вида немецкого оружия. Теперь в ноябре очередь и до них дошла.
Но с начала года ситуация на полях сражений изменилась кардинально, плюс настроения в немецком обществе, а особенно в экономике Германии поменялись, и перед канцлером замаячила тень провала на будущих бундесвыборах.
Поэтому и получилось, что его меняющаяся риторика просто совпала с отправкой ранее запланированного пакета вооружений.
Отменить его он не может, потому что тогда армия Укрорейха может рухнуть, не дождавшись переговоров. Поэтому и приходится Шольцу "скрещивать ужа с ежом", сочетать миротворческие речи с новыми поставками вооружений».