«Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором»

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

Пастырская проповедь 
0
4
Время на чтение 6 минут

Праздник Покрова Божией Матери — один из любимейших праздников русского православного народа. Это воспоминание о событии, которое было в начале X века в далекой Византии. Тогда во Влахернской церкви во время всенощного бдения при огромном стечении народа, при служении патриарха, епископов, сонма священников, блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел Божию Матерь, входящую в храм в окружении святых ангелов, множества святых во главе с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, которые поддерживали Ее под руки. И обливаясь слезами, Она коленопреклоненно молилась за предстоящих в храме — сначала на амвоне, потом в алтаре у престола. И наконец, сняв с головы Своей омофор, простерла его над молящимися. В течение долгого времени, пока длилось богослужение, был виден этот сияющий благодатный свет в храме.

Свет этот остается всегда. Когда совершается богослужение, в нем участвуют не только священнослужители, певчие и молящиеся: святые, Божия Матерь, Сам Господь присутствует за каждым нашим богослужением. Великим постом мы поем: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат», и это происходит реально, потому «страшно место сие» (Быт. 28, 17).

Как мы входим в храм, как молимся в нем, кому открывается благодать Божия? Только ли блаженному Андрею, Христа ради юродивому, его ученику Епифанию, преподобному Сергию, преподобному Серафиму — святым, которые знали этот непостижимый дар, всегда предлагаемый нам в Церкви, потому что они были чистые сердцем, и им дано было видеть невидимое? Нет, это происходит не только с великими святыми. Я помню рассказ одной очень старой женщины лет сорок назад. Простая бабушка, она отличалась рассудительностью и необыкновенной скромностью. Во время болезни, после соборования, она рассказала мне случай из своей жизни. Это произошло за богослужением родительской субботы. Когда она со слезами молилась об умершем супруге, то внезапно увидела, что он стоит рядом с ней на коленях и молится. И тут же, говорит она, стояли преподобный Сергий Радонежский и святитель Московский Петр — святой, в честь которого был назван ее муж. Это было простое безыскусное свидетельство. «Не может быть, — можно было подумать, — откуда такой дар простому человеку?» Их присутствие продолжалось, по ее словам, в течение минут семи. Она как бы даже не удивилась этому видению, воспринимая его как то, что естественно входит в ткань богослужения, и продолжала молиться вместе с ними.

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов, и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для своей самости, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Неслучайно икона Покрова часто находится над панихидными столиками — там, где открывается невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремится душа.

Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и своего ума. Стал безумным Христа ради, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотою, обрести подлинное видение вещей. В последние времена единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру, говорят святые отцы, будут страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — многими скорбями.

Почему история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими? Почему путь Русской Православной Церкви отмечен исключительными скорбями — от первых прославленных русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба, до последнего святого царя-страстотерпца Николая во главе бесчисленного сонма всех новых мучеников и исповедников. Сколько морей крови пролилось, и неужели еще предстоят новые кровопролития в революциях, войнах, гонениях на Церковь? Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире, и рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане и народ, в котором (хотя бы в части его) еще сохраняется неповрежденная вера, — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить, как угодно. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить. Во времена антихриста гонения могут стать последним знаком истинности христианства. Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную веру христианскую. Может наступить эпоха, уже наступила, когда мы увидим Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, не имеющею «ни вида, ни доброты», — все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя. Как это было у нас в революцию 1917 года и в 90-е годы прошлого века, и как происходит сейчас в перевороте всех духовных и нравственных ценностей на постхристианском Западе. И от мучеников потребуется, как сказал один епископ-исповедник, прежде чем телесно умереть за Христа, отказаться, к радости властей предержащих, проповедовать перед лицом мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его Святейшее Имя бесчестию и поруганию. Не таким ли было молчание Самого Христа перед судом Синедриона и Пилата? «Ты безумствуешь, — скажет христианину окружающий его мир, — потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть, как все».

Мы не знаем, когда это произойдет: «Не ваше дело — говорит Господь, —  знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Но развитие зла в событиях нашего времени убеждает нас в том, что самое страшное уже началось. Агрессивность и конформизм — две постоянных, все более возрастающих опасности для христиан всех времен. Соблазн раствориться в мире, следуя его ценностям, и искушение ненависти к людям, отвергающим истину. Где взять силы воздавать добром за зло, служить людям, даже если так называемое мировое правительство восстановит против христиан всех людей? «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Христос. Как благословлять жизнь и делать ее на самом деле благословенной во времена проклятия и распада, как стать христианам теми праведниками, которых недоставало в Содоме? Но свет Христов, исходящий от Покрова Божией Матери, просвещает всех. Только верность Христу и только единство с теми, кто жизнью и смертью своей исполнил Евангелие, с теми, кто облобызал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа, какой бы привлекательной она ни казалась. Только светоносный Покров Божией Матери и нелицемерная молитвенная связь со всеми нашими святыми, и в особенности с исповедниками и мучениками, с такими же, как мы, грешными людьми, которые стали святыми, — только это может спасти нас.

В этот праздник Божия Матерь обращается лично к каждому из нас. Как отвечаем мы на этот дар? Мы радуемся, зная, что свет Ее Покрова — свет Воскресения Христова и Его славы, но видим ли мы страдания людей, из-за которых плачет Пречистая Божия Матерь, и готовы ли принять крест, который Христос нам дает? Сознаем ли, что мы должны быть достойными этого креста, как Божия благословения, открывающегося нам с высоты небес, проникаем ли заступничеством Пречистой в тайну Церкви?

Если в силе Духа Святого мы примем этот крест, мы станем подлинными христианами, способными противостоять миру с его обманчивыми, уже откровенно антихристианскими, античеловеческими ценностями, встретить будущее, какими бы событиями оно ни было омрачено, — спокойно, с той внутренней свободой, которую дает свет благодати, исходящий от Покрова Божией Матери. Если просветится свет наш перед людьми, окаменевшими от горя, совершится дивное. Бог поистине может из камней сих сделать чад Божиих Покровом Пречистой, и сердца этих людей станут живыми от прикосновения света. Свет Христов просвещает всех.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней
Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
12.10.2024
Когда ты болен, не ропщи
Евангелие субботы (Лк, 19 зач., 5, 17—26)
12.10.2024
Искусство жить или неумолимое требование
Евангелие пятницы (Лк, 24 зач., 6, 17—23)
11.10.2024
Стоит пойти в храм Божий, даже если он расположен очень далеко
Евангелие четверга (Лк, 23 зач., 6, 12—19)
10.10.2024
Лицо Патриарха Тихона — это лицо самой России
Слово в день памяти святого патриарха Тихона
09.10.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
О любителях старых вин
Евангелие среды (Лк, 21 зач., 5, 33—39)
09.10.2024
Быть от Бога или быть от мира
Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09.10.2024
Его благословение доныне пребывает на всех, кто идет защищать нашу землю и ее святыни
Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского
08.10.2024
Всем нам надо показаться священникам
Евангелие вторника (Лк, 18 зач., 5, 12—16)
08.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.10.2024 12:35
Чудный вождь Потёмкин
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.10.2024 12:28
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.10.2024 11:52
Художник Александр Дейнека (1899 – 1969)
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.10.2024 11:37
Почему тупеют нации
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.10.2024 09:52
Сhronicles Мagazine: Упадок рок-музыки
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.10.2024 22:19
Мониторинг буллинга в школах: Как защитить
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.10.2024 21:36