Его пренебрежительно-завистливо называли «певцом» соцреализма и даже конформистом (приспособленцем), а он был романтиком социализма и горячим русским патриотом.
Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю, социалистический реализм – это «изображение жизни в свете социалистических идеалов», то есть без показа тёмных сторон жизни советского общества. Он действительно не изображал тёмных сторон, коих в любых странах и при любых властях всегда было предостаточно. Даже краски в большинстве его картин необыкновенно светлые. Он не ругал, а прославлял свою страну – Советский Союз. Страну, которая была нашей Родиной и которой мы гордились.
Его картины проповедовали культ здоровья, трудового энтузиазма и воинского героизма, и его творчество было сродни песенному творчеству композитора Исаака Дунаевского и поэта Василия Лебедева-Кумача, воспевавших в 1930-е годы твёрдую поступь Страны Советов, созидательный труд, молодость и веру в светлое будущее.
Подобно мастерам античности и эпохи Возрождения, он восхищался красотой сильного человеческого тела. Сам он был атлетически сложенным человеком, занимался лёгкой атлетикой и плаванием, играл в футбол и волейбол. Телесная красота в его творениях всегда связана с сильным духом и высокими моральными качествами.
Его картины, отличающиеся идеальной композицией, полны динамизма, движения. Он не прорисовывал детали, не отвлекал ими внимание от главного. Его полотна воздействуют на зрителя, как плакаты, но в них – не агитка, а характеры, настроения, живой дух персонажей. Он был не только пропагандистом, но и тонким лириком. Его пейзажи, натюрморты и жанровые сцены пронизаны то светлой радостью, то нежностью, то грустью, то состраданием.
В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения и 55 лет со дня смерти Александра Александровича Дейнеки (20.05.1899 – 12.06.1969). Родился он в Курске в семье железнодорожника. Рисовать любил с самого раннего детства, и до революции успел получить образование в Харьковском художественном училище. С 1918-го, служа в Красной Армии, работал фотографом, оформлял агитпоезда, театральные постановки, «Окна РОСТА» в Курске. Из армии был командирован во ВХУТЕМАС, где учился у великого художника-графика В.А. Фаворского.
В столице он активно вошёл в общественную жизнь, был членом художественных объединений разных направлений авангардного искусства. (Впрочем, «авангард» – слово, как нельзя менее применимое к этим направлениям: все эти «-измы» вели искусство не вперёд, а в тупики.) Отдавая дань модным течениям, Дейнека всегда был сторонникам реализма и создал свой стиль – симбиоз модернизма с реализмом. Помимо учёбы, работал иллюстратором в разных журналах, а в 1924 г. его графические работы впервые с большим успехом демонстрировались на выставке в Москве. Биограф Дейнеки В. Сысоев писал: «Именно в журнальной графике определяются стилевые особенности формы, которые лягут в основу его художественной системы, укоренятся в целостной природе его мастерства». В этот период Александр Александрович и написал свою первую знаменитую картину «Оборона Петрограда».
С начала 1930-х годов А.А. Дейнека окончательно перешёл на «рельсы» реализма и остался на них до конца жизни. В эту эпоху вся страна была заряжена энтузиазмом возрождения великой державы, и эта заряженность ощущается во всех его картинах. По мнению ряда искусствоведов, он был лучшим нашим художником той эпохи. Его творчество уникально, и мало-мальски осведомлённый в живописи человек, увидев его произведение, безошибочно скажет: «Это Дейнека».
Много сил и времени отдавал он преподавательской работе (в 1940 г. стал профессором), был вице-президентом и академиком-секретарём Академии художеств СССР Его талант был высоко оценен и властью (Народный художник СССР, Ленинская премия, Герой Социалистического Труда, два ордена Ленина), по заданию которой он выполнил мозаики плафонов станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», мозаичные панно фойе Актового зала МГУ и Кремлёвского дворца съездов.
К сожалению, в последние годы жизни А.А. Дейнека испытывал депрессию. Общественно-политическая жизнь в стране в 1960-е годы не давала ему новых творческих импульсов, и, хотя он создавал новые произведения, сам был ими недоволен. Дело усугубилось ухудшением здоровья. 10 июня 1969 года в Академии художеств открылась большая персональная выставка произведений Дейнеки, приуроченная к его 70-летию. Однако к этому моменту художник уже лежал в больнице в тяжёлом состоянии, не узнавая близких, и через два дня скончался.
Его лучшие картины хранятся в Третьяковской галерее (ГТГ), Русском музее (ГРМ) и в Курском художественном музее им. А.А. Дейнеки. Ну, а самым неожиданным признанием неповторимого таланта Александра Александровича служит тот факт, что его произведения являются рекордно частыми объектами фальсификации.
Оборона Петрограда. Холст, масло, 1928. Центральный музей ВС РФ (авторская копия в ГТГ)
Первая советская монументальная историко-революционная картина (ещё с отголосками авангардизма). Возвратно-поступательное движение: вверху, на мосту, – раненые защитники Петрограда, тяжело бредущие с линии обороны; внизу, более крупным планом, – рабочие, идущие им на смену. Полотно разделено на две части не только графически, но и ритмически: вверху – медленный, усталый ритм, внизу – маршевый, энергичный. Картина – символ неиссякаемости армии защитников советской власти. В ней виден и драматический смысл: многие сегодняшние решительные защитники завтра будут идти по мосту в обратную сторону.
Мать. Холст, масло, 1932 г. ГТГ
Сила и красота материнства: мать, нежно любящая своё безмятежно спящее дитя, готова самоотверженно защитить его от любых ненастий.
Будущие лётчики. Холст, масло, 1938 г. ГТГ
Лирический сюжет: мальчишки показаны со спины, их лиц не видно, но и без того ясно – они в мечтании о своём светлом будущем, которое обязательно свершится. Динамизм картины не столько в пролетающем гидросамолёте, сколько в душевном состоянии детей.
Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года. Холст, масло. ГТГ.
Ничем не примечательный городской пейзаж, если бы не противотанковые «ежи» на переднем плане, не дымовые трубы сгоревших домов на заднем и не мчащаяся со стороны передовой военная «полуторка». Лучшее произведение советских живописцев о днях обороны Москвы.
Оборона Севастополя. Холст, масло, 1942 г. ГРМ
Картина – гимн защитникам Севастополя. Хотя город был оставлен, но сражающиеся насмерть моряки-герои воспринимаются как победители. Изумительно точно выбраны композиция и сочетание контрастных цветов. Потрясающе показана напряжённость и драматизм боя. Автор вспоминал: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из сознания, он поглотился единым желанием написать картину».
Раздолье. Холст, масло, 1944 г. ГРМ
Ещё шли кровопролитные бои, но автор, изобразив типичный русский пейзаж и крепких телом и духом русских девушек, показал ощущение близкого конца войны. Картина наполнена воздухом света, свободы и радости молодости. Она неоднократно привлекала внимание и многих зарубежных искусствоведов.
У моря. Рыбачки. Холст, масло, 1957 г. ГРМ.
Сцена вяления рыбы – непринуждённость труда и беззаботность молодости. Девушки проворно нанизывают только что выловленную рыбу и, видимо, о чём-то весело болтают между собой. Морской бриз развевает платья, подчёркивая их красивые фигуры, а спокойное море вдали вносит в сюжет умиротворение. Как-то один посетитель музея сказал: «Смотришь на эту картину, и на душе становится светло».
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Фото из открытых интернет-источников
17. Ответ на 16, Русский Иван:
16. Павел Тихомиров
15.
14. Ответ на 11, учитель:
13. Ответ на 9, Константин В.:Да.
И Нестеров тоже.
12. Ответ на 7 и 5, Русский Сталинист
Почувствуйте разницу:
Сводить всю грандиозную многогранную эпоху 30-х годов к пресловутому "37-му году" и т.н. "сталинским репрессиям" (на самом деле, антисталинским)- это типичное натягивание совы на глобус. Да, кого-то сажали, кого-то расстреливали, но от общей численности тогдашнего почти 200-миллионного населения СССР это был мизерный процент пострадавших
и
"злые чехи" ... поубивали огромное количество мирных русских людей в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке,
Довольно стандартный бухгалтерский подход первой цитаты особенно бросается в глаза года на фоне второй цитаты, не помогает даже стремление к взвешенным оценкам. Подозреваю, одного такого стремления не достаточно.
11. Ответ на 1, Павел Тихомиров:
Но есть ли у этих тел души?
Сравните Соцреализм с Русской живописью той поры - Кориным хотя бы то. Нестеровым.
2. Энтузиазм 1930-х... м-да.
У автора статьи, наверное, никого не сажали.Можете ответить куда делся энтузиазм 1612 года , когда весь русский люд собирался в Народное ополчение и шел спасать монархию и православие. Ничего подобного в 1917 году уже не было. И сейчас нет. Народ Украины не стал спасать УПЦ.
10. Ответ на 5, Русский Сталинист:
Очень толково сказал узбек в ролике по приведённой ссылке - антисоветчики рассуждают так, словно они все без советской власти заживут как баи. Да вот так жило только 2% населения, остальные были батраками или вообще рабами. Кстати, во власовских листовках тоже обещалась "жизнь без колхозов и помещиков". Но тогда не получилось обмануть людей.
9. Ответ на 6, Русский Сталинист:
И Нестеров тоже.
8. Ответ на 6, Русский Сталинист: Несомненно. И показательно.