Художник Александр Дейнека (1899 – 1969)

Бриллианты русской культуры

Бывший СССР  Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
281
Время на чтение 6 минут
Фото: А.А. Дейнека. Фрагмент «Автопортрета», 1948

Его пренебрежительно-завистливо называли «певцом» соцреализма и даже конформистом (приспособленцем), а он был романтиком социализма и горячим русским патриотом.

Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю, социалистический реализм – это «изображение жизни в свете социалистических идеалов», то есть без показа тёмных сторон жизни советского общества. Он действительно не изображал тёмных сторон, коих в любых странах и при любых властях всегда было предостаточно. Даже краски в большинстве его картин необыкновенно светлые. Он не ругал, а прославлял свою страну – Советский Союз. Страну, которая была нашей Родиной и которой мы гордились.

Его картины проповедовали культ здоровья, трудового энтузиазма и воинского героизма, и его творчество было сродни песенному творчеству композитора Исаака Дунаевского и поэта Василия Лебедева-Кумача, воспевавших в 1930-е годы твёрдую поступь Страны Советов, созидательный труд, молодость и веру в светлое будущее.

Подобно мастерам античности и эпохи Возрождения, он восхищался красотой сильного человеческого тела. Сам он был атлетически сложенным человеком, занимался лёгкой атлетикой и плаванием, играл в футбол и волейбол. Телесная красота в его творениях всегда связана с сильным духом и высокими моральными качествами.

Его картины, отличающиеся идеальной композицией, полны динамизма, движения. Он не прорисовывал детали, не отвлекал ими внимание от главного. Его полотна воздействуют на зрителя, как плакаты, но в них – не агитка, а характеры, настроения, живой дух персонажей. Он был не только пропагандистом, но и тонким лириком. Его пейзажи, натюрморты и жанровые сцены пронизаны то светлой радостью, то нежностью, то грустью, то состраданием.

В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения и 55 лет со дня смерти Александра Александровича Дейнеки (20.05.1899 – 12.06.1969). Родился он в Курске в семье железнодорожника. Рисовать любил с самого раннего детства, и до революции успел получить образование в Харьковском художественном училище. С 1918-го, служа в Красной Армии, работал фотографом, оформлял агитпоезда, театральные постановки, «Окна РОСТА» в Курске. Из армии был командирован во ВХУТЕМАС, где учился у великого художника-графика В.А. Фаворского.

В столице он активно вошёл в общественную жизнь, был членом художественных объединений разных направлений авангардного искусства. (Впрочем, «авангард» – слово, как нельзя менее применимое к этим направлениям: все эти «-измы» вели искусство не вперёд, а в тупики.) Отдавая дань модным течениям, Дейнека всегда был сторонникам реализма и создал свой стиль – симбиоз модернизма с реализмом. Помимо учёбы, работал иллюстратором в разных журналах, а в 1924 г. его графические работы впервые с большим успехом демонстрировались на выставке в Москве. Биограф Дейнеки В. Сысоев писал: «Именно в журнальной графике определяются стилевые особенности формы, которые лягут в основу его художественной системы, укоренятся в целостной природе его мастерства». В этот период Александр Александрович и написал свою первую знаменитую картину «Оборона Петрограда».

С начала 1930-х годов А.А. Дейнека окончательно перешёл на «рельсы» реализма и остался на них до конца жизни. В эту эпоху вся страна была заряжена энтузиазмом возрождения великой державы, и эта заряженность ощущается во всех его картинах. По мнению ряда искусствоведов, он был лучшим нашим художником той эпохи. Его творчество уникально, и мало-мальски осведомлённый в живописи человек, увидев его произведение, безошибочно скажет: «Это Дейнека».

Много сил и времени отдавал он преподавательской работе (в 1940 г. стал профессором), был вице-президентом и академиком-секретарём Академии художеств СССР Его талант был высоко оценен и властью (Народный художник СССР, Ленинская премия, Герой Социалистического Труда, два ордена Ленина), по заданию которой он выполнил мозаики плафонов станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», мозаичные панно фойе Актового зала МГУ и Кремлёвского дворца съездов.

К сожалению, в последние годы жизни А.А. Дейнека испытывал депрессию. Общественно-политическая жизнь в стране в 1960-е годы не давала ему новых творческих импульсов, и, хотя он создавал новые произведения, сам был ими недоволен. Дело усугубилось ухудшением здоровья. 10 июня 1969 года в Академии художеств открылась большая персональная выставка произведений Дейнеки, приуроченная к его 70-летию. Однако к этому моменту художник уже лежал в больнице в тяжёлом состоянии, не узнавая близких, и через два дня скончался.

Его лучшие картины хранятся в Третьяковской галерее (ГТГ), Русском музее (ГРМ) и в Курском художественном музее им. А.А. Дейнеки. Ну, а самым неожиданным признанием неповторимого таланта Александра Александровича служит тот факт, что его произведения являются рекордно частыми объектами фальсификации.

Оборона Петрограда. Холст, масло, 1928. Центральный музей ВС РФ (авторская копия в ГТГ)

Первая советская монументальная историко-революционная картина (ещё с отголосками авангардизма). Возвратно-поступательное движение: вверху, на мосту, – раненые защитники Петрограда, тяжело бредущие с линии обороны; внизу, более крупным планом, – рабочие, идущие им на смену. Полотно разделено на две части не только графически, но и ритмически: вверху – медленный, усталый ритм, внизу – маршевый, энергичный. Картина – символ неиссякаемости армии защитников советской власти. В ней виден и драматический смысл: многие сегодняшние решительные защитники завтра будут идти по мосту в обратную сторону.

Мать. Холст, масло, 1932 г. ГТГ

Сила и красота материнства: мать, нежно любящая своё безмятежно спящее дитя, готова самоотверженно защитить его от любых ненастий.

Будущие лётчики. Холст, масло, 1938 г. ГТГ

Лирический сюжет: мальчишки показаны со спины, их лиц не видно, но и без того ясно – они в мечтании о своём светлом будущем, которое обязательно свершится. Динамизм картины не столько в пролетающем гидросамолёте, сколько в душевном состоянии детей.

Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года. Холст, масло. ГТГ.

Ничем не примечательный городской пейзаж, если бы не противотанковые «ежи» на переднем плане, не дымовые трубы сгоревших домов на заднем и не мчащаяся со стороны передовой военная «полуторка». Лучшее произведение советских живописцев о днях обороны Москвы.

Оборона Севастополя. Холст, масло, 1942 г. ГРМ

Картина – гимн защитникам Севастополя. Хотя город был оставлен, но сражающиеся насмерть моряки-герои воспринимаются как победители. Изумительно точно выбраны композиция и сочетание контрастных цветов. Потрясающе показана напряжённость и драматизм боя. Автор вспоминал: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

Раздолье. Холст, масло, 1944 г. ГРМ

Ещё шли кровопролитные бои, но автор, изобразив типичный русский пейзаж и крепких телом и духом русских девушек, показал ощущение близкого конца войны. Картина наполнена воздухом света, свободы и радости молодости. Она неоднократно привлекала внимание и многих зарубежных искусствоведов.

У моря. Рыбачки. Холст, масло, 1957 г. ГРМ.

Сцена вяления рыбы – непринуждённость труда и беззаботность молодости. Девушки проворно нанизывают только что выловленную рыбу и, видимо, о чём-то весело болтают между собой. Морской бриз развевает платья, подчёркивая их красивые фигуры, а спокойное море вдали вносит в сюжет умиротворение. Как-то один посетитель музея сказал: «Смотришь на эту картину, и на душе становится светло».

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Фото из открытых интернет-источников

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16, Русский Иван:

O!

16. Павел Тихомиров

У Дейнеки(мать-еврейка,отец-хохол) страшная политическая биография.Лейб-гвардии поставщик белого нежного молодого женского мяса сильным мира сего-коммунистам из ЦК.ВЕСЬМА НЕПРОСТЫМ НУВОРИШАМ.Раздолье,это именно его личное коронное восприятия жизни в тот страшнейший голоднейший год войны для всей страны.ЭТО,гнуснейшая ПРОПАГАНДА НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК,тем более все кто имел сталинские почести,отхватили от жизни в СССР-всё.Так,как их ровесники давным-давно сгнили.И эти оставшиеся были зажиточными по буржуйским меркам весьма и весьма богатыми и имели связи и со Старой Площадью,и и с Лубянкой.(Писали Оперу).Тезис,-в голодные годы хорошенькие женщины всегда были лёгкой добычей для весьма скромных по таланту,но мастеров перевоплощения маляров-халтурщиков.Самых-то-Самых-красные истребили и на плаву были лица того нетонущего непотомляемого сплава.Один товарищ из его малярного цеха скончался на женщине в Купе вагона по пути на Курорт.Едва впятером стащили кабана с очумевшей натурщицы от тяжестью этого кабана.Пришли на похороны многие цеховики,с усмешками,хихиканьем,но пришли. Здесь Вы правильно оценили вклад данным экземпляром в искусство пропаганды соцреализма,которого не существовало и в помине.Только на бумаге!
Русский Иван / 15.10.2024, 22:52

15.

Дейнека великий художник. Если у тел на его картинах душа? Да, есть. Одна из моих любимых его картин "Девочка у окна. Зима". Кто скажет, что там нет души? Другое дело, что душа большинства героев его картин - это душа строителей коммунизма. Он отсекал то, что не входило в образ. Поэтому его герои - не вполне настоящие люди, а такие люди, какими они должны были бы быть в соответствии с коммунистической доктриной. А если это какой-то другой образ, то опять-таки он сводил содержание образа к одному качеству, к одной идее. И выражал эту идею с графической эффективностью (и эффектностью). Поэтому его картинами легко иллюстрировать разные тексты. Нужна тебе визуальная мысль - она у Дейнеки уже готова. Дополнительные интерпретации избыточны. Такая чистота визуального образа - это работа гения.
Андрей Карпов / 14.10.2024, 10:17

14. Ответ на 11, учитель:

Можете ответить куда делся энтузиазм 1612 года , когда весь русский люд собирался в Народное ополчение и шел спасать монархию и православие. Ничего подобного в 1917 году уже не было. И сейчас нет. Народ Украины не стал спасать УПЦ.

Очевидно - ушёл вместе с верой.
Владимир С.М. / 13.10.2024, 18:52

13. Ответ на 9, Константин В.:Да.

А что Корин? Лауреат Сталинской премии, между прочим.


И Нестеров тоже.

С. Югов / 13.10.2024, 17:42

12. Ответ на 7 и 5, Русский Сталинист


Почувствуйте разницу:

Сводить всю грандиозную многогранную эпоху 30-х годов к пресловутому "37-му году" и т.н. "сталинским репрессиям" (на самом деле, антисталинским)- это типичное натягивание совы на глобус. Да, кого-то сажали, кого-то расстреливали, но от общей численности тогдашнего почти 200-миллионного населения СССР это был мизерный процент пострадавших

и

"злые чехи" ... поубивали огромное количество мирных русских людей в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке,

Довольно стандартный бухгалтерский подход первой цитаты особенно бросается в глаза года на фоне второй цитаты, не помогает даже стремление к взвешенным оценкам. Подозреваю, одного такого стремления не достаточно.


Владимир С.М. / 13.10.2024, 11:37

11. Ответ на 1, Павел Тихомиров:

Тела у Дейнеки нарисованы и написаны безукоризненно.

Но есть ли у этих тел души?
Сравните Соцреализм с Русской живописью той поры - Кориным хотя бы то. Нестеровым.

2. Энтузиазм 1930-х... м-да.
У автора статьи, наверное, никого не сажали.

Можете ответить куда делся энтузиазм 1612 года , когда весь русский люд собирался в Народное ополчение и шел спасать монархию и православие. Ничего подобного в 1917 году уже не было. И сейчас нет. Народ Украины не стал спасать УПЦ.
учитель / 13.10.2024, 00:43

10. Ответ на 5, Русский Сталинист:

Несомненно, в 30-е годы в СССР среди подавляющего большинства населения царил невиданный доселе энтузиазм. Страна окончательно оправилась после ужасов и потрясений ПМВ, 17-го года, Гражданской, послевоенной разрухи 20-х. Первые пятилетки, индустриализация, герои-челюскинцы, герои-папанинцы, стахановцы, уникальные перелёты Чкалова, Леваневского, Громова, Коккинаки, Осипенко, Гризодубовой, помощь Испанской Республике в её героической борьбе с европейским фашизмом, бои с японцами на Хасане и на Халхин-Голе, участие СССР в международной выставке в Париже в 1937-м году, "Три танкиста", "Катюша", "Широка страна моя родная", "Чапаев", "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Тимур и его команда"...

Сводить всю грандиозную многогранную эпоху 30-х годов к пресловутому "37-му году" и т.н. "сталинским репрессиям" (на самом деле, антисталинским)- это типичное натягивание совы на глобус. Да, кого-то сажали, кого-то расстреливали, но от общей численности тогдашнего почти 200-миллионного населения СССР это был мизерный процент пострадавших, и, несомненно, тогдашние советские люди в массе своей не придавали этим событиям того зловещего одиозного значения, которое им впоследствии задним числом придали в годы хрущёвской слякоти, горбачёвской катастройки и в ельцинские "святые 90-е". Так что не надо заниматься искусственным проецированием и пытаться приписывать тогдашним реальным живым людям 30-х годов свои собственные взгляды и оценки из 2024 года. Наши деды и прадеды, Солдаты-Победители, не были зашуганными грязными дикими орками из мрачного сталинского Мордора, которые покорно шли на убой, заваливая цивилизованных арийцев своими трупами. Это были достойные люди и настоящие осмысленные патриоты своего Советского Социалистического Отечества.


Очень толково сказал узбек в ролике по приведённой ссылке - антисоветчики рассуждают так, словно они все без советской власти заживут как баи. Да вот так жило только 2% населения, остальные были батраками или вообще рабами. Кстати, во власовских листовках тоже обещалась "жизнь без колхозов и помещиков". Но тогда не получилось обмануть людей.

9. Ответ на 6, Русский Сталинист:

А что Корин? Лауреат Сталинской премии, между прочим.


И Нестеров тоже.
Константин В. / 12.10.2024, 23:45

8. Ответ на 6, Русский Сталинист: Несомненно. И показательно.

А что Корин? Лауреат Сталинской премии, между прочим.

С. Югов / 12.10.2024, 13:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Бывший СССР
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Демографию нужно сделать вопросом номер один в жизни Российского государства
16.12.2024
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Необходимость взвешенного подхода к пониманию победы
16.12.2024
День принятия Конституции России
Сегодня мы также вспоминаем монархическое совещание в Нижнем Новгороде и контрнаступление советских войск под Москвой
12.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03