Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, закрепляющий в федеральном законодательстве возможность оказывать бесплатную юридическую помощь многодетным семьям, сообщает ТАСС.
Изменения вносятся в закон «О бесплатной юридической помощи в РФ», которые направлены на расширение гарантий получения бесплатной правовой помощи отдельными категориями граждан.
Как отмечается в пояснительной записке, в настоящее время законодательство более 50 субъектов закрепляет право многодетных родителей на получение бесплатной юридической помощи. Вместе с тем анализ регионального законодательства «демонстрирует наличие различных подходов к установлению критериев определения указанной категории лиц, а также случаев оказания бесплатной юридической помощи».
«В связи с этим предлагается закрепить федеральным законом единый подход и установить, что правом на получение бесплатной юридической помощи обладают лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а продолжающих обучение - до 23 лет», - говорится в материалах к документу.
Законопроектом также предлагается разрешить предоставление бесплатной юридической поддержки истцам (заявителям) в судебных органах при рассмотрении дел оспаривания и установления отцовства (материнства). Сейчас отдельные категории граждан в случаях установления и оспаривания отцовства (материнства) могут получить бесплатную правовую помощь только в виде устной или письменной консультации, ходатайства и других документов правового характера. Однако представление интересов граждан в судах по данной категории дел законодательством о бесплатной юридической помощи не предусмотрено.
Авторы документа подчеркивают, что предлагаемые нормы будут иметь особое значение для разрешения сложных жизненных ситуаций, связанных с установлением отцовства граждан - участников специальной военной операции (СВО).
В настоящее время получить бесплатную юридическую помощь могут все участники СВО и члены их семей. Также правом на бесплатную юридическую помощь обладают ветераны ВОВ, герои Российской Федерации и Советского Союза, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте, инвалиды I и II группы и другие.
Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы оказывается в том числе по делам о защите прав и законных интересов детей-сирот, взыскании алиментов, восстановлении на работе в случае незаконного увольнения, сокращения или перевода на другую должность, изменении или признания недействительными сделок с недвижимым имуществом, о реабилитации граждан, пострадавших от политических репрессий.
По словам врио секретаря генсовета партии «Единая Россия» Владимира Якушева, в РФ в настоящее время насчитывается более 2,4 млн многодетных семей, и бесплатная правовая помощь станет важным инструментом их поддержки.
«Такие профессиональные участники системы государственной бесплатной правовой помощи, как юридические бюро и адвокаты, участвующие в ее оказании, проконсультируют и помогут составить правовые документы по самым востребованным темам, в которых зачастую сложно разобраться без специального образования и опыта. Это вопросы совершения сделок с недвижимостью, признания прав на жилое помещение и земельные участки, трудовых правоотношений, защиты прав потребителей, возмещения вреда, предоставления мер социальной поддержки, назначения пенсий», - рассказал Якушев, слова которого приводит пресс-служба «Единой России».
Бывший заместитель главного редактора «Русской народной линии», а ныне петербургский адвокат Александр Валентинович Тимофеев в интервью корреспонденту РНЛ заявил, что полностью поддерживает законопроект, закрепляющий в федеральном законодательстве возможность оказывать бесплатную юридическую помощь многодетным семьям.
Однако он отметил: «В ходе осуществления своей юридической деятельности приходится сталкиваться с досадными и даже несправедливыми пробелами в нашем законодательстве. Иной раз к нам за юридической помощью обращаются представители социально незащищённых слоёв населения, в том числе неработающие пенсионеры, которые, как выясняется, не наделены правом на бесплатную юридическую помощь. Приведу конкретный пример: на приём пришла неработающая пенсионерка, не инвалид I или II группы, к её пенсии государством выплачивается социальная доплата до прожиточного минимума. В итоге её пенсия составляет 16 тысяч рублей.
Любой человек согласится, что пенсия в размере 16 тысяч рублей в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, мягко говоря, является мизерной. В результате это пенсионерка лишена права на бесплатную юридическую помощь. Разве можно такое правовое регулирование признать справедливым?! В этом вопросе наблюдается явная недоработка законодателя. Если бы её пенсия была меньше прожиточного минимума, то она имела бы право на бесплатную юридическую помощь. А так – нет. Все эти нюансы свидетельствуют о пробельности в нашем законодательстве. Надо расширить категорию лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, и этим правом надлежит наделить всех неработающих пенсионеров.
Есть ещё одна смежная проблема. С 9 сентября 2024 года в России резко увеличился размер госпошлины в суд. Инициатива объясняется, во-первых, тем, что госпошлины в суд не увеличивались более 10 лет, а во-вторых, тем, что доходы от сбора судебных пошлин в 2022 и 2023 годах составили лишь 5,2 и 4,8% от общих расходов федерального бюджета на содержание судебной системы. Весьма убедительные аргументы.
Но стоит ли игнорировать доступность правосудия в угоду бюджетной экономии? Ведь повышение госпошлин может стать непреодолимым препятствием на пути к правосудию. Предположим, нарушены права пенсионера, но у него слабая доказательная база, а, следовательно – высока вероятность проигрыша в судебном споре. Последствия для такого пенсионера могут оказаться катастрофическими. Такой пенсионер вынужден уплатить огромную госпошлину, услуги юриста в связи с тем, что лишен права на бесплатную юридическую помощь, а в случае проигрыша в суде будет ещё возмещать судебные расходы выигравшей стороны. В такой ситуации для многих пенсионеров и социально незащищённых слоев населения, чьи доходы незначительно превышают прожиточный минимум, доступ к правосудию будет либо фактически закрыт, либо весьма и весьма затруднителен. Такое положение вещей несправедливо и обидно для людей, которые и так ограничены в своих финансовых возможностях.
Пришло время кардинально изменить подход к определению размера госпошлины, прежде всего, необходимо на законодательном уровне предусмотреть льготное положение пенсионеров и социально незащищённых слоев населения.
В целом требуется более широкий концептуальный законопроект об оказании гражданам бесплатной юридической помощи. Мы предоставим право бесплатной юридической помощи многодетным семьям, а что делать с пенсионерами, чья пенсия едва превышает прожиточный минимум? Иначе возникает несправедливость и неравенство – одним представляется бесплатная юридическая помощь, а другим, нуждающимся в ней и неспособным её оплатить, – нет. Где же справедливость? В сфере оказания бесплатной юридической помощи нужен более глубокий и широкий подход.
Возвращаясь к предложенному законопроекту, признавая существующую несправедливость в указанной сфере, всё же стоит признать, что внесением обсуждаемого проекта закона сделан шаг в правильном направлении!».