Поэзия — не философия. Она живёт биением сердца, а не хитросплетением мысли. Задаёт вопросы, а чаще игнорирует их; у неё нет обязанности на них отвечать. О каком основном вопросе стихотворения тогда может идти речь? Разве есть такой вопрос? Разве он может быть? — Так, наверное, должно звучать поэтическое возмущение.
И всё же всякий поэт знает: какое ни возьми стихотворение, дело с ним нечисто. Каждое стихотворение ещё должно оправдаться. Появление стихотворения на свет, а уж тем более закрепление его на бумаге — да ещё не в виде закорючек неудобочитаемого почерка, а внятного печатного текста (а ныне — и в виде электронного документа), — событие спорное. С одной стороны, это действие вселенского масштаба — как же, теперь в мире на одну упорядоченную последовательность знаков стало больше; это словно появление новой ДНК или нового гена — мир изменился, и никогда уже не будет прежним. А с другой стороны — разве кто заметит это изменение? Хотелось бы, конечно, чтобы заметили: зачем цветут цветы, если ни один мотылёк не сядет на их лепестки?.. Но цветы — создание Божие; Бог — истинный Творец, а кто таков ты, человек, чтобы соучаствовать с Богом в творении мира? Имеешь ли ты право оставлять следы в ежедневно изменяющейся реальности? Ковать звенья вечности? Никакая вещь не может выйти за пределы времени, а слова могут. Ибо человек сохраняет их в своей душе и выносит из мира в пакибытие.
И вот в такой перспективе неизбежно возникает вопрос: а что такого ты сейчас написал, чтобы оно имело право вырасти в ветвь творения, а не было бы обречено быть генетическим мусором, увеличение количества которого и знаменует приближение конца времён? Это и есть основной вопрос стихотворения: зачем оно?
Да не зачем — вот обычный ответ. Поэты, приложив руку к сердцу, готовы, как один, утверждать, что пишут, потому что не могут не писать. Они лишь открывают канал, по которому выплескивается стихия, носящая имя вдохновения. Стихи пишутся сами, а автор лишь слегка регулирует этот процесс, здесь направляя в нужную сторону, а там отсекая лишнее.
Как бы не так! Вдохновение — вовсе не грубая внешняя сила, требующая от автора служения, а особое (поэтическое) состояние ума. Умелый поэт развивает в себе навыки, позволяющие входить в это состояние и сохранять его достаточно долго. На незрелого поэта подобное состояние, конечно, может обрушиваться внезапно, как проливной дождь, но это лишь значит, что у него не достаёт опыта поэтической работы.
Состояние вдохновения приятно. Можно его принизить, сказав, что поэт в такие часы (минуты?) ощущает свою власть над словом, а ощущение власти всегда пьянит. А можно возвысить, вспомнив, что некогда в раю Бог привел животных к Адаму, чтобы тот их назвал; и вот, творя стихи, мы как бы возвращаемся в некое совершенное, утраченное в грехопадении, состояние, распознавая связь между видимым бытием и словом, снова переживая творческую мощь словесной энергии.
Однако в любом случае стихотворчество — это наш сознательный выбор. Мы призываем вдохновение, удерживаем его в себе (или себя в нем), записываем строчки, меняем в них слова или решаем оставить их на том или ином месте. Всякое стихотворение — продукт несомненно осознанной деятельности. А коли есть продукт, вполне уместен вопрос о его назначении.
Когда-то стихи писались, чтобы потрафить прекрасной даме или для увеселения публики, но рост грамотности, всеобщее образование, доступная печать, а в последние десятилетия ещё и интернет, в корне изменили ситуацию, и теперь адресат стихов, в сущности, неважен. Стихи адресуются полумифическому читателю, существование которого лишь подразумевается, исходя из тех соображений, что опубликованное уж хоть кто-нибудь да прочтёт. Свершится ли это сегодня, завтра, какая будет реакция прочитавшего — всё это уже не имеет критического значения. Не нужно, чтобы твои стихи переписывали — например, из одного женского альбома в другой, или распевали — в гостиных как романс, а в кабаках — как хулиганские куплеты. Печать всё помнит. Некогда напечатанное можно считать условно вечным.
Это привело к тектоническому сдвигу в назначении поэтического продукта. Оно теперь лежит не снаружи, а внутри автора. Смысл написания подавляющего большинства стихов эпохи печати и всеобщей грамотности однообразен и пугающе прост: стихи пишутся лишь для того, чтобы автор мог считать себя поэтом. Каждое новое стихотворение как бы подтверждает принадлежность автора к избранному клубу повелителей слов. Есть ещё порох в пороховницах, способность цеплять слова друг за друга здесь, никуда не делась. Я написал — главное свершилось, а уж кто-нибудь где-нибудь это потом прочитает.
Для того чтобы подобная зацикленность даже не на самом себе, а на процессе собственного творчества не выглядела уж совсем этически сомнительной, к ней приложили термин, благозвучный и респектабельный. Самореализация — вот как это правильно называется. Человек должен самореализоваться; если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать. Смысл самореализации — в ней самой. Так себе смысл, если честно, слабенький.
Именно поэтому, наверное, поэты и говорят, что стихотворчество — это стихия. Приятнее думать, что ты лишь организуешь первичный хаос, ловишь парусом ветер, который и так дует (а что ещё делать, находясь посередине моря), чем признавать желание ублажить своё эго — это звучит не очень-то пристойно, не правда ли?
Смотреть правде в лицо можно, лишь отбросив дурную привычку играть в поэзию только потому, что это приносит удовлетворение твоему тщеславию, и находя дополнительные смыслы для каждого завершенного стиха. Даже если я адресуюсь к самому себе, веду диалог со своим лирическим героем, это тоже может иметь смысл, пусть и для меня одного. Какой именно? Ответы могут быть самыми разными; главное, чтобы они были. Основной вопрос стихотворения не должен оставаться без ответа. Только не игнорирующий его стихотворец имеет право именоваться поэтом, а его стихи — претендовать на место в литературе.
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
36. Константину В.
35. Ответ на 30, Андрей Карпов:
Состояние прелести - это жгучее желание уничтожить культуру. Чем Вы, собственно, и занимаетесь в этой ветке. И примечательно, что это как нельзя лучше совпадает с политикой Минобра.
Дальше Вам каппадокийцы покажутся слишком эллинизированными, затем наступит черед апостола Павла и т.д. Похоже, к сожалению, что для Вас святые и апостолы - не живые люди, а их творения - "тексты". Хоть в чудо на пути в Дамаск верите?
34. Ответ на 30, Андрей Карпов:
Вы в состоянии отделить молитвенные творения святых отцов от поэтических? Например, у Григория Богослова или Ефрема Сирина? Я - нет.
33. Ответ на 29, Андрей Карпов:
А пирамиды построили...
32. Ответ на 30, Андрей Карпов:
Что и требовалось доказать - Вы занялись цензурой. :-))
31. Ответ на 30, Андрей Карпов:
Это уже крайний протестантизм. Бог ушел, а потом тысячи лет "молчания святого Духа". Не допускаете, что Господь мог воздействовать на Пушкина непосредственно?
(С другой стороны, опровергнуть версию, что книга Бытия - перепевы не дошедшей до нас шумерской лирики, у Вас тоже не получится.)
30. Ответ на 28, Константин В.:
Это Евсевий Кесарийский говорит о Вергилии. В соответствии с таким пониманием поэзии, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля изображен не только Вергилий, но также Гомер, Плутарх и др. Как видим, святые отцы признают, что великие поэты вдохновляются свыше. Если настаивать на умалении светской словесности по формальному признаку, то придется очень многое подвергнуть цензуре.
Хотите верить в богоизбранность поэтов - что ж, Ваш выбор. Хуже, если сами поэты всерьёз будут в это верить. Вообще, вера в богоизбраность себя - это состояние прелести. Что касается Вашей цитаты, то вообще в христианской культуре было принято искать предвозвестия. Часть найденного, возможно, действительно откровение - Сивилла Эритрейская, например. А часть - просто интерпретация культурного багажа. Поэтические формулы, благодаря их лапидарности, хорошо запоминались, были на слуху и подлежали интерпретации в первую очередь. Ну и, как я говорил, близость поэзии к молитве тоже имело своё значение. А так в поэзии отражается то, что наполняет душу поэта. Есть поэт воспитан на Священном Писании, то будут христианские образы, если на чем-нибудь другом, то и образы будут соответствующие.29. Ответ на 26, Константин В.:
Ну мало ли какие чудеса механики и пиротехники изучил Моисей в Египте.Не было тогда таких пиротехнических технологий... Да никаких не было... Бог являл себя не только Моисею, но и еврейскому народу.
28. Еще о поэзии
Это Евсевий Кесарийский говорит о Вергилии. В соответствии с таким пониманием поэзии, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля изображен не только Вергилий, но также Гомер, Плутарх и др. Как видим, святые отцы признают, что великие поэты вдохновляются свыше. Если настаивать на умалении светской словесности по формальному признаку, то придется очень многое подвергнуть цензуре.
27. Ответ на 25, Андрей Карпов:
Возьмите и перечтите описание кончины Пушкина, сделанное Жуковским. Или знаменитый некролог пера Одоевского.
Что касается неурядиц - все вопросы к царскому режиму. Сейчас Уварову ставят памятники, а Вы фактически солидаризировались с официозом...