Основной вопрос стихотворения

Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать

0
287
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

Поэзия — не философия. Она живёт биением сердца, а не хитросплетением мысли. Задаёт вопросы, а чаще игнорирует их; у неё нет обязанности на них отвечать. О каком основном вопросе стихотворения тогда может идти речь? Разве есть такой вопрос? Разве он может быть? — Так, наверное, должно звучать поэтическое возмущение.

И всё же всякий поэт знает: какое ни возьми стихотворение, дело с ним нечисто. Каждое стихотворение ещё должно оправдаться. Появление стихотворения на свет, а уж тем более закрепление его на бумаге — да ещё не в виде закорючек неудобочитаемого почерка, а внятного печатного текста (а ныне — и в виде электронного документа), — событие спорное. С одной стороны, это действие вселенского масштаба — как же, теперь в мире на одну упорядоченную последовательность знаков стало больше; это словно появление новой ДНК или нового гена — мир изменился, и никогда уже не будет прежним. А с другой стороны — разве кто заметит это изменение? Хотелось бы, конечно, чтобы заметили: зачем цветут цветы, если ни один мотылёк не сядет на их лепестки?.. Но цветы — создание Божие; Бог — истинный Творец, а кто таков ты, человек, чтобы соучаствовать с Богом в творении мира? Имеешь ли ты право оставлять следы в ежедневно изменяющейся реальности? Ковать звенья вечности? Никакая вещь не может выйти за пределы времени, а слова могут. Ибо человек сохраняет их в своей душе и выносит из мира в пакибытие.

И вот в такой перспективе неизбежно возникает вопрос: а что такого ты сейчас написал, чтобы оно имело право вырасти в ветвь творения, а не было бы обречено быть генетическим мусором, увеличение количества которого и знаменует приближение конца времён? Это и есть основной вопрос стихотворения: зачем оно?

Да не зачем — вот обычный ответ. Поэты, приложив руку к сердцу, готовы, как один, утверждать, что пишут, потому что не могут не писать. Они лишь открывают канал, по которому выплескивается стихия, носящая имя вдохновения. Стихи пишутся сами, а автор лишь слегка регулирует этот процесс, здесь направляя в нужную сторону, а там отсекая лишнее.

Как бы не так! Вдохновение — вовсе не грубая внешняя сила, требующая от автора служения, а особое (поэтическое) состояние ума. Умелый поэт развивает в себе навыки, позволяющие входить в это состояние и сохранять его достаточно долго. На незрелого поэта подобное состояние, конечно, может обрушиваться внезапно, как проливной дождь, но это лишь значит, что у него не достаёт опыта поэтической работы.

Состояние вдохновения приятно. Можно его принизить, сказав, что поэт в такие часы (минуты?) ощущает свою власть над словом, а ощущение власти всегда пьянит. А можно возвысить, вспомнив, что некогда в раю Бог привел животных к Адаму, чтобы тот их назвал; и вот, творя стихи, мы как бы возвращаемся в некое совершенное, утраченное в грехопадении, состояние, распознавая связь между видимым бытием и словом, снова переживая творческую мощь словесной энергии.

Однако в любом случае стихотворчество — это наш сознательный выбор. Мы призываем вдохновение, удерживаем его в себе (или себя в нем), записываем строчки, меняем в них слова или решаем оставить их на том или ином месте. Всякое стихотворение — продукт несомненно осознанной деятельности. А коли есть продукт, вполне уместен вопрос о его назначении.

Когда-то стихи писались, чтобы потрафить прекрасной даме или для увеселения публики, но рост грамотности, всеобщее образование, доступная печать, а в последние десятилетия ещё и интернет, в корне изменили ситуацию, и теперь адресат стихов, в сущности, неважен. Стихи адресуются полумифическому читателю, существование которого лишь подразумевается, исходя из тех соображений, что опубликованное уж хоть кто-нибудь да прочтёт. Свершится ли это сегодня, завтра, какая будет реакция прочитавшего — всё это уже не имеет критического значения. Не нужно, чтобы твои стихи переписывали — например, из одного женского альбома в другой, или распевали — в гостиных как романс, а в кабаках — как хулиганские куплеты. Печать всё помнит. Некогда напечатанное можно считать условно вечным.

Это привело к тектоническому сдвигу в назначении поэтического продукта. Оно теперь лежит не снаружи, а внутри автора. Смысл написания подавляющего большинства стихов эпохи печати и всеобщей грамотности однообразен и пугающе прост: стихи пишутся лишь для того, чтобы автор мог считать себя поэтом. Каждое новое стихотворение как бы подтверждает принадлежность автора к избранному клубу повелителей слов. Есть ещё порох в пороховницах, способность цеплять слова друг за друга здесь, никуда не делась. Я написал — главное свершилось, а уж кто-нибудь где-нибудь это потом прочитает.

Для того чтобы подобная зацикленность даже не на самом себе, а на процессе собственного творчества не выглядела уж совсем этически сомнительной, к ней приложили термин, благозвучный и респектабельный. Самореализация — вот как это правильно называется. Человек должен самореализоваться; если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать. Смысл самореализации — в ней самой. Так себе смысл, если честно, слабенький.

Именно поэтому, наверное, поэты и говорят, что стихотворчество — это стихия. Приятнее думать, что ты лишь организуешь первичный хаос, ловишь парусом ветер, который и так дует (а что ещё делать, находясь посередине моря), чем признавать желание ублажить своё эго — это звучит не очень-то пристойно, не правда ли?

Смотреть правде в лицо можно, лишь отбросив дурную привычку играть в поэзию только потому, что это приносит удовлетворение твоему тщеславию, и находя дополнительные смыслы для каждого завершенного стиха. Даже если я адресуюсь к самому себе, веду диалог со своим лирическим героем, это тоже может иметь смысл, пусть и для меня одного. Какой именно? Ответы могут быть самыми разными; главное, чтобы они были. Основной вопрос стихотворения не должен оставаться без ответа. Только не игнорирующий его стихотворец имеет право именоваться поэтом, а его стихи — претендовать на место в литературе.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Константину В.

Данный материал - один из серии, скажем так, "в помощь начинающему поэту". Вряд ли при такой цели ему можно поставить в вину уничтожение культуры. Вообще, православное сознание должно исходить из презумпции добрых намерений в людях. Они, конечно, искажаются людскими грехами и их реализации могут быть страшными. Но большинство побудительных мотивов в человеческой массе - добрые. Так что не стоит по любому поводу разбрасываться обвинениями.

В скобках - культуру уничтожить нельзя. Культура - это мир знаков. Знаки не исчезают, они накапливаются и множатся.
Андрей Карпов / 05.09.2024, 09:03

35. Ответ на 30, Андрей Карпов:

Вообще, вера в богоизбраность себя - это состояние прелести.


Состояние прелести - это жгучее желание уничтожить культуру. Чем Вы, собственно, и занимаетесь в этой ветке. И примечательно, что это как нельзя лучше совпадает с политикой Минобра.

Дальше Вам каппадокийцы покажутся слишком эллинизированными, затем наступит черед апостола Павла и т.д. Похоже, к сожалению, что для Вас святые и апостолы - не живые люди, а их творения - "тексты". Хоть в чудо на пути в Дамаск верите?

Константин В. / 04.09.2024, 10:02

34. Ответ на 30, Андрей Карпов:

Ну и, как я говорил, близость поэзии к молитве тоже имело своё значение.


Вы в состоянии отделить молитвенные творения святых отцов от поэтических? Например, у Григория Богослова или Ефрема Сирина? Я - нет.
Константин В. / 04.09.2024, 09:55

33. Ответ на 29, Андрей Карпов:

Не было тогда таких пиротехнических технологий... Да никаких не было...


А пирамиды построили...
Константин В. / 04.09.2024, 09:49

32. Ответ на 30, Андрей Карпов:

А часть - просто интерпретация культурного багажа.


Что и требовалось доказать - Вы занялись цензурой. :-))
Константин В. / 04.09.2024, 09:48

31. Ответ на 30, Андрей Карпов:

Есть поэт воспитан на Священном Писании, то будут христианские образы, если на чем-нибудь другом, то и образы будут соответствующие.


Это уже крайний протестантизм. Бог ушел, а потом тысячи лет "молчания святого Духа". Не допускаете, что Господь мог воздействовать на Пушкина непосредственно?

(С другой стороны, опровергнуть версию, что книга Бытия - перепевы не дошедшей до нас шумерской лирики, у Вас тоже не получится.)

Константин В. / 04.09.2024, 09:48

30. Ответ на 28, Константин В.:

"В это-то время воссияло пришествие Спасителя, получила силу тайна святейшей веры, и явился новый род людей. Об этом, я полагаю, говорит и знаменитейший из поэтов Италии <...> Понимаем, что здесь говорится и ясно, и вместе с тем, прикровенно, иносказательно. Кто вникнет глубже в значение этих стихов, тот увидит в них указание на божество Христа".

Это Евсевий Кесарийский говорит о Вергилии. В соответствии с таким пониманием поэзии, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля изображен не только Вергилий, но также Гомер, Плутарх и др. Как видим, святые отцы признают, что великие поэты вдохновляются свыше. Если настаивать на умалении светской словесности по формальному признаку, то придется очень многое подвергнуть цензуре.

Хотите верить в богоизбранность поэтов - что ж, Ваш выбор. Хуже, если сами поэты всерьёз будут в это верить. Вообще, вера в богоизбраность себя - это состояние прелести.

Что касается Вашей цитаты, то вообще в христианской культуре было принято искать предвозвестия. Часть найденного, возможно, действительно откровение - Сивилла Эритрейская, например. А часть - просто интерпретация культурного багажа. Поэтические формулы, благодаря их лапидарности, хорошо запоминались, были на слуху и подлежали интерпретации в первую очередь. Ну и, как я говорил, близость поэзии к молитве тоже имело своё значение. А так в поэзии отражается то, что наполняет душу поэта. Есть поэт воспитан на Священном Писании, то будут христианские образы, если на чем-нибудь другом, то и образы будут соответствующие.
Андрей Карпов / 04.09.2024, 08:54

29. Ответ на 26, Константин В.:

Немного издеваюсь, простите. Сказано же: "Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящую­ся... "(Исх. 20, 18), а Вы говорите - "ничего не видно".


Ну мало ли какие чудеса механики и пиротехники изучил Моисей в Египте.

Не было тогда таких пиротехнических технологий... Да никаких не было... Бог являл себя не только Моисею, но и еврейскому народу.
Андрей Карпов / 04.09.2024, 08:44

28. Еще о поэзии

"В это-то время воссияло пришествие Спасителя, получила силу тайна святейшей веры, и явился новый род людей. Об этом, я полагаю, говорит и знаменитейший из поэтов Италии <...> Понимаем, что здесь говорится и ясно, и вместе с тем, прикровенно, иносказательно. Кто вникнет глубже в значение этих стихов, тот увидит в них указание на божество Христа".

Это Евсевий Кесарийский говорит о Вергилии. В соответствии с таким пониманием поэзии, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля изображен не только Вергилий, но также Гомер, Плутарх и др. Как видим, святые отцы признают, что великие поэты вдохновляются свыше. Если настаивать на умалении светской словесности по формальному признаку, то придется очень многое подвергнуть цензуре.

Константин В. / 04.09.2024, 01:29

27. Ответ на 25, Андрей Карпов:

Это сейчас Пушкин произносят с придыханием.


Возьмите и перечтите описание кончины Пушкина, сделанное Жуковским. Или знаменитый некролог пера Одоевского.

Что касается неурядиц - все вопросы к царскому режиму. Сейчас Уварову ставят памятники, а Вы фактически солидаризировались с официозом...

Константин В. / 04.09.2024, 01:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Наблюдатель
15.09.2024 10:14
«Под видом ВСУ на самом деле воюет НАТО»
Новый комментарий от Рабочий
15.09.2024 09:44
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Михаил Соловьев
14.09.2024 20:05
Из России мессия: толстовство на западный манер
Новый комментарий от Агафон
14.09.2024 19:47
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.09.2024 19:10