Основной вопрос стихотворения

Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать

0
293
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

Поэзия — не философия. Она живёт биением сердца, а не хитросплетением мысли. Задаёт вопросы, а чаще игнорирует их; у неё нет обязанности на них отвечать. О каком основном вопросе стихотворения тогда может идти речь? Разве есть такой вопрос? Разве он может быть? — Так, наверное, должно звучать поэтическое возмущение.

И всё же всякий поэт знает: какое ни возьми стихотворение, дело с ним нечисто. Каждое стихотворение ещё должно оправдаться. Появление стихотворения на свет, а уж тем более закрепление его на бумаге — да ещё не в виде закорючек неудобочитаемого почерка, а внятного печатного текста (а ныне — и в виде электронного документа), — событие спорное. С одной стороны, это действие вселенского масштаба — как же, теперь в мире на одну упорядоченную последовательность знаков стало больше; это словно появление новой ДНК или нового гена — мир изменился, и никогда уже не будет прежним. А с другой стороны — разве кто заметит это изменение? Хотелось бы, конечно, чтобы заметили: зачем цветут цветы, если ни один мотылёк не сядет на их лепестки?.. Но цветы — создание Божие; Бог — истинный Творец, а кто таков ты, человек, чтобы соучаствовать с Богом в творении мира? Имеешь ли ты право оставлять следы в ежедневно изменяющейся реальности? Ковать звенья вечности? Никакая вещь не может выйти за пределы времени, а слова могут. Ибо человек сохраняет их в своей душе и выносит из мира в пакибытие.

И вот в такой перспективе неизбежно возникает вопрос: а что такого ты сейчас написал, чтобы оно имело право вырасти в ветвь творения, а не было бы обречено быть генетическим мусором, увеличение количества которого и знаменует приближение конца времён? Это и есть основной вопрос стихотворения: зачем оно?

Да не зачем — вот обычный ответ. Поэты, приложив руку к сердцу, готовы, как один, утверждать, что пишут, потому что не могут не писать. Они лишь открывают канал, по которому выплескивается стихия, носящая имя вдохновения. Стихи пишутся сами, а автор лишь слегка регулирует этот процесс, здесь направляя в нужную сторону, а там отсекая лишнее.

Как бы не так! Вдохновение — вовсе не грубая внешняя сила, требующая от автора служения, а особое (поэтическое) состояние ума. Умелый поэт развивает в себе навыки, позволяющие входить в это состояние и сохранять его достаточно долго. На незрелого поэта подобное состояние, конечно, может обрушиваться внезапно, как проливной дождь, но это лишь значит, что у него не достаёт опыта поэтической работы.

Состояние вдохновения приятно. Можно его принизить, сказав, что поэт в такие часы (минуты?) ощущает свою власть над словом, а ощущение власти всегда пьянит. А можно возвысить, вспомнив, что некогда в раю Бог привел животных к Адаму, чтобы тот их назвал; и вот, творя стихи, мы как бы возвращаемся в некое совершенное, утраченное в грехопадении, состояние, распознавая связь между видимым бытием и словом, снова переживая творческую мощь словесной энергии.

Однако в любом случае стихотворчество — это наш сознательный выбор. Мы призываем вдохновение, удерживаем его в себе (или себя в нем), записываем строчки, меняем в них слова или решаем оставить их на том или ином месте. Всякое стихотворение — продукт несомненно осознанной деятельности. А коли есть продукт, вполне уместен вопрос о его назначении.

Когда-то стихи писались, чтобы потрафить прекрасной даме или для увеселения публики, но рост грамотности, всеобщее образование, доступная печать, а в последние десятилетия ещё и интернет, в корне изменили ситуацию, и теперь адресат стихов, в сущности, неважен. Стихи адресуются полумифическому читателю, существование которого лишь подразумевается, исходя из тех соображений, что опубликованное уж хоть кто-нибудь да прочтёт. Свершится ли это сегодня, завтра, какая будет реакция прочитавшего — всё это уже не имеет критического значения. Не нужно, чтобы твои стихи переписывали — например, из одного женского альбома в другой, или распевали — в гостиных как романс, а в кабаках — как хулиганские куплеты. Печать всё помнит. Некогда напечатанное можно считать условно вечным.

Это привело к тектоническому сдвигу в назначении поэтического продукта. Оно теперь лежит не снаружи, а внутри автора. Смысл написания подавляющего большинства стихов эпохи печати и всеобщей грамотности однообразен и пугающе прост: стихи пишутся лишь для того, чтобы автор мог считать себя поэтом. Каждое новое стихотворение как бы подтверждает принадлежность автора к избранному клубу повелителей слов. Есть ещё порох в пороховницах, способность цеплять слова друг за друга здесь, никуда не делась. Я написал — главное свершилось, а уж кто-нибудь где-нибудь это потом прочитает.

Для того чтобы подобная зацикленность даже не на самом себе, а на процессе собственного творчества не выглядела уж совсем этически сомнительной, к ней приложили термин, благозвучный и респектабельный. Самореализация — вот как это правильно называется. Человек должен самореализоваться; если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать. Смысл самореализации — в ней самой. Так себе смысл, если честно, слабенький.

Именно поэтому, наверное, поэты и говорят, что стихотворчество — это стихия. Приятнее думать, что ты лишь организуешь первичный хаос, ловишь парусом ветер, который и так дует (а что ещё делать, находясь посередине моря), чем признавать желание ублажить своё эго — это звучит не очень-то пристойно, не правда ли?

Смотреть правде в лицо можно, лишь отбросив дурную привычку играть в поэзию только потому, что это приносит удовлетворение твоему тщеславию, и находя дополнительные смыслы для каждого завершенного стиха. Даже если я адресуюсь к самому себе, веду диалог со своим лирическим героем, это тоже может иметь смысл, пусть и для меня одного. Какой именно? Ответы могут быть самыми разными; главное, чтобы они были. Основной вопрос стихотворения не должен оставаться без ответа. Только не игнорирующий его стихотворец имеет право именоваться поэтом, а его стихи — претендовать на место в литературе.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Константину В.

Данный материал - один из серии, скажем так, "в помощь начинающему поэту". Вряд ли при такой цели ему можно поставить в вину уничтожение культуры. Вообще, православное сознание должно исходить из презумпции добрых намерений в людях. Они, конечно, искажаются людскими грехами и их реализации могут быть страшными. Но большинство побудительных мотивов в человеческой массе - добрые. Так что не стоит по любому поводу разбрасываться обвинениями.

В скобках - культуру уничтожить нельзя. Культура - это мир знаков. Знаки не исчезают, они накапливаются и множатся.
Андрей Карпов / 05.09.2024, 09:03

35. Ответ на 30, Андрей Карпов:

Вообще, вера в богоизбраность себя - это состояние прелести.


Состояние прелести - это жгучее желание уничтожить культуру. Чем Вы, собственно, и занимаетесь в этой ветке. И примечательно, что это как нельзя лучше совпадает с политикой Минобра.

Дальше Вам каппадокийцы покажутся слишком эллинизированными, затем наступит черед апостола Павла и т.д. Похоже, к сожалению, что для Вас святые и апостолы - не живые люди, а их творения - "тексты". Хоть в чудо на пути в Дамаск верите?

Константин В. / 04.09.2024, 10:02

34. Ответ на 30, Андрей Карпов:

Ну и, как я говорил, близость поэзии к молитве тоже имело своё значение.


Вы в состоянии отделить молитвенные творения святых отцов от поэтических? Например, у Григория Богослова или Ефрема Сирина? Я - нет.
Константин В. / 04.09.2024, 09:55

33. Ответ на 29, Андрей Карпов:

Не было тогда таких пиротехнических технологий... Да никаких не было...


А пирамиды построили...
Константин В. / 04.09.2024, 09:49

32. Ответ на 30, Андрей Карпов:

А часть - просто интерпретация культурного багажа.


Что и требовалось доказать - Вы занялись цензурой. :-))
Константин В. / 04.09.2024, 09:48

31. Ответ на 30, Андрей Карпов:

Есть поэт воспитан на Священном Писании, то будут христианские образы, если на чем-нибудь другом, то и образы будут соответствующие.


Это уже крайний протестантизм. Бог ушел, а потом тысячи лет "молчания святого Духа". Не допускаете, что Господь мог воздействовать на Пушкина непосредственно?

(С другой стороны, опровергнуть версию, что книга Бытия - перепевы не дошедшей до нас шумерской лирики, у Вас тоже не получится.)

Константин В. / 04.09.2024, 09:48

30. Ответ на 28, Константин В.:

"В это-то время воссияло пришествие Спасителя, получила силу тайна святейшей веры, и явился новый род людей. Об этом, я полагаю, говорит и знаменитейший из поэтов Италии <...> Понимаем, что здесь говорится и ясно, и вместе с тем, прикровенно, иносказательно. Кто вникнет глубже в значение этих стихов, тот увидит в них указание на божество Христа".

Это Евсевий Кесарийский говорит о Вергилии. В соответствии с таким пониманием поэзии, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля изображен не только Вергилий, но также Гомер, Плутарх и др. Как видим, святые отцы признают, что великие поэты вдохновляются свыше. Если настаивать на умалении светской словесности по формальному признаку, то придется очень многое подвергнуть цензуре.

Хотите верить в богоизбранность поэтов - что ж, Ваш выбор. Хуже, если сами поэты всерьёз будут в это верить. Вообще, вера в богоизбраность себя - это состояние прелести.

Что касается Вашей цитаты, то вообще в христианской культуре было принято искать предвозвестия. Часть найденного, возможно, действительно откровение - Сивилла Эритрейская, например. А часть - просто интерпретация культурного багажа. Поэтические формулы, благодаря их лапидарности, хорошо запоминались, были на слуху и подлежали интерпретации в первую очередь. Ну и, как я говорил, близость поэзии к молитве тоже имело своё значение. А так в поэзии отражается то, что наполняет душу поэта. Есть поэт воспитан на Священном Писании, то будут христианские образы, если на чем-нибудь другом, то и образы будут соответствующие.
Андрей Карпов / 04.09.2024, 08:54

29. Ответ на 26, Константин В.:

Немного издеваюсь, простите. Сказано же: "Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящую­ся... "(Исх. 20, 18), а Вы говорите - "ничего не видно".


Ну мало ли какие чудеса механики и пиротехники изучил Моисей в Египте.

Не было тогда таких пиротехнических технологий... Да никаких не было... Бог являл себя не только Моисею, но и еврейскому народу.
Андрей Карпов / 04.09.2024, 08:44

28. Еще о поэзии

"В это-то время воссияло пришествие Спасителя, получила силу тайна святейшей веры, и явился новый род людей. Об этом, я полагаю, говорит и знаменитейший из поэтов Италии <...> Понимаем, что здесь говорится и ясно, и вместе с тем, прикровенно, иносказательно. Кто вникнет глубже в значение этих стихов, тот увидит в них указание на божество Христа".

Это Евсевий Кесарийский говорит о Вергилии. В соответствии с таким пониманием поэзии, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля изображен не только Вергилий, но также Гомер, Плутарх и др. Как видим, святые отцы признают, что великие поэты вдохновляются свыше. Если настаивать на умалении светской словесности по формальному признаку, то придется очень многое подвергнуть цензуре.

Константин В. / 04.09.2024, 01:29

27. Ответ на 25, Андрей Карпов:

Это сейчас Пушкин произносят с придыханием.


Возьмите и перечтите описание кончины Пушкина, сделанное Жуковским. Или знаменитый некролог пера Одоевского.

Что касается неурядиц - все вопросы к царскому режиму. Сейчас Уварову ставят памятники, а Вы фактически солидаризировались с официозом...

Константин В. / 04.09.2024, 01:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06