Ежесекундно умирают сотни и даже тысячи живых существ, и, тем не менее, каждый по своей глупости продолжает думать, что будет жить вечно в этом бренном мире, и, увы, совершенно не готовится к смерти. Поразительная беззаботность. Но ведь когда придет время, от смерти рукой не отмашешься, с ней нельзя будет договориться. Смерть ставит жирную точку в истории нашего земного существования, и после дописать ее или изменить не получится.
Да, мы бессмертны, но парадокс в том, что только наша земная жизнь имеет значение для жизни будущей. Бог посылает нас на Землю, чтобы мы прошли его путем правды (путь Христа), или путем лжи (путь дьявола). Смерть – это не есть конец всего, это только начало. Интересно о смерти размышляли индусы: «идут два человека по одной дороге, и тут один из них понимает, что он остался один, и потому, не видя с собой рядом своего спутника, называет его умершим, хотя и не знает достоверно, где он оставил его и куда тот пошел».
Человек по природе своей своеволен, и даже строптив. Хоть мы и величаем себя культурными и образованными, но в душе мы продолжаем оставаться дикими и необузданными. Свобода пьянит наше воображение. Одна только проблема. Мы не знаем, как и когда можно применить нашу свободу. Мы носимся с ней как с самым драгоценным сокровищем, но когда приходит время воспользоваться ею, то либо бережем ее, когда надо было действовать, либо направляем в ненужное русло, когда от нас не ждут никаких поступков. И за все эти свои безумства мы потом расплачиваемся и страдаем.
Ещё Зигмунд Фрейд писал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы потому, что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит». И действительно, только посмотрите вокруг: прихожане ищут себе старца, и всю ответственность за свою жизнь перекладывают на него; родители перекладывают ответственность за воспитание детей на сады, школы, Вузы; мужья и жены перекладывают ответственность за сохранение семьи друг на друга; дети перекладывают ответственность выбора дальнейшего пути на своих родителей, а в итоге все несчастливы.
Вкус свободы познается в свободном волеизъявлении. Когда ты сам проявил смелость и даже дерзость в стремлении к доброму, и Бог наградил тебя счастьем. Ведь счастье – это радость от правильно сделанного выбора. Вспомните Благовещение Пресвятой Богородицы. Рядом с ней не было родителей, мужа, и даже никого из старших, когда ей предложили стать Матерью Бога. Она свободный человек, но только представьте, что было бы, если бы она отказалась? Но она сделала правильный выбор и потому уже при жизни ее называли «блаженной», то есть «счастливой».
Свобода имеет свойство запоминать очередность наших действий. И если мы приучили себя с детства поступать правильно и, по совести, то наша свобода имеет добрую направленность. В физике это называется ускорением. Но если мы раз за разом поступаем неправильно, то потом, как бы не останавливала нас наша совесть, наша свобода как локомотив понесет нас ко всему дурному. Важно научиться управлять своими чувствами и поступками, чтобы в нужный момент не потерять самоконтроль. Человек, уверенный в существовании Бога, и его сопричастности к своей судьбе, спокоен, даже в минуты смертного часа.
Такому праведному человеку Бог дарует мирную, тихую кончину, через сон. Так произошло и с Божией Матерью. Дева Мария отошла в мир иной тихо, окруженная самыми преданными людьми. Вот как поется в праздничном стихе: «Придите, собрание любителей праздников, придите, и составим хор, придите увенчаем песнопениями Церковь при упокоении Ковчега Божия; ибо в сей день небо объятья простирает, принимая Родившую всем миром Невместимого».
Здесь Божия Матерь названа «Ковчегом Божьим», ведь она действительно носила под сердцем великое Сокровище – Бога. И теперь Богородица за свою праведную жизнь стоит выше всего ангельского мира, став нашей самой верной Заступницей перед Богом. Мы молимся ей, чтобы она помогла нам без колебания сделать правильный выбор, который осчастливит не только нас, но и Бога, который улыбается наших благим начинаниям. С праздником, с Успением Божией Матери!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории