В канун Дня железнодорожника, который традиционно отмечается в России в первое воскресенье августа, Президентская библиотека приглашает ознакомиться с материалами о жизни и деятельности человека, внёсшего неоценимый вклад в развитие одного из важнейших видов транспорта, сообщает пресс-служба библиотеки.
4 августа (22 июля по ст. ст.) 2024 года исполняется 220 лет со дня рождения Павла Петровича Мельникова (1804–1880) – известного русского инженера, учёного, почётного члена Петербургской академии наук, автора первого российского теоретического труда по железнодорожному делу и первого министра путей сообщения Российской Империи.
В 14 лет он поступил в Московский благородный пансион Василия Кряжева и успешно его окончил, затем был принят в Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения, откуда его зачислили сразу на третий курс института. «Блестящие способности, быстрота соображения и вообще талантливость Мельникова были замечены ещё тогда, когда он учился в Институте путей сообщения, – пишет инженер-путеец и мемуарист Валериан Панаев в книге 1889 года «Четыре министра путей сообщения», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки. – Его служебный путь был, можно сказать, триумфальным шествием. Мельников был сначала репетитором, впоследствии блестящим профессором прикладной механики и в то же время исполнял разные практические поручения».
В 1830-х годах Мельников занялся научными исследованиями в области экономической эффективности и технической возможности строительства в России железных дорог и в 1835 году издал первый академический труд по данному вопросу – «О железных дорогах», в котором убедительно доказывал не только реальную возможность строительства российских железных дорог, но и важнейшие экономические перспективы такого начинания. В частности, он писал: «Распространение и улучшение внутренних сообщений есть, конечно, главнейший источник той деятельности в промышленности и торговле, которая составляет отличительную черту нашего века». Работы Мельникова впоследствии стали основными пособиями для подготовки специалистов в области железнодорожного транспорта.
В то время в Европе начали интенсивно строить железные дороги, и инженер поехал за границу для их изучения. В 1837 году открылась первая в России железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с пригородным Царским Селом. Позже, когда император Николай I задумался, строить ли железную дорогу из Петербурга в Москву, и Мельникова вновь отправили за границу, поручив ему ознакомиться с дорогами уже в Соединённых Штатах Америки.
Павел Петрович Мельников составил подробный отчёт об этой поездке. По возвращении многие материалы он передал на рассмотрение правительства.
В начале 1841 года Император приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Петербургом и Москвой. В числе других в комиссию вошли Мельников и его соратник Николай Крафт.
Указ Николая I о строительстве новой железной дороги был объявлен 1 февраля 1842 года. В соответствии с ним Мельников назначался начальником Северной дирекции строительства магистрали (Петербург – Бологое), Крафт – начальником Южной дирекции (Бологое – Москва).
Инженеры-строители и рабочие трудились в тяжелейших условиях, но, как пишет Валериан Панаев, Мельников умел поднять дух людей: «Все подчиненные не только любили и искренно уважали Мельникова, но, можно сказать, питали к нему культ. Долгое время инженеры жили по деревням в крестьянских избах, в глуши, среди лесов или болот и безвыездно проводили там годы. Мельников сильно влиял на поддержание духа и поднятие нравственной стороны своих подчинённых. Его посещения работ были, в полном смысле этого слова, праздниками для инженеров».
Официальное открытие новой магистрали состоялось в ноябре 1851 года. В этот день по железной дороге, связавшей две столицы, в 11 часов 15 минут из Санкт-Петербурга двинулся первый поезд, через 21 час 25 минут он благополучно прибыл в Москву.
В номере журнала «Русская старина» за январь – март 1886 года в заключительной части очерка «Из истории железнодорожного дела в России: Николаевская дорога в 1842–1852 гг.» его автор и непосредственный свидетель тех знаменательных событий, инженер-путеец Антон Штукенберг пишет: «Живо помню я этот день, когда многосложная машина пошла в правильный ход; а главное – первая ночь после этого дня, тёмная осенняя ночь, когда зги не было видно; но поезда приходили и отходили от Бологовской станции, как бы тонули во мраке. Паровозы двигались взад и вперёд по путям станций, раздражая с непривычки нервы своим стуком, шумом и свистом».
В очерке Антона Штукенберга «Из истории железнодорожного дела в России: Николаевская дорога в 1842–1852 гг.:», начало которого «Русская старина» опубликовала в мае 1885 года, а продолжение в ноябре 1885 года, в деталях описывается строительство этой железнодорожной магистрали – от идеи нового проекта до его полной реализации.
В 1862 году генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников был назначен исполняющим обязанности главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями, а в 1865 году после преобразования управления в Министерство Российской империи стал первым министром путей сообщения. Под его руководством в России были построены тысячи километров железных дорог. По его же инициативе на многих заводах начали делать паровозы, вагоны, рельсы и другое железнодорожное оборудование. В фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетным изданием 1898 года «Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщений за сто лет его существования (1798–1898 гг.)».
Новый вид транспорта стал уверенно развиваться. С 1865 по 1875 год средний годовой прирост железных дорог России составил полторы тысячи километров. В «Указатель русских железных дорог», выпущенный в 1887 году, вошло уже 61 железнодорожное направление, связавшее Москву и Петербург широкой сетью не только с российскими, но и зарубежными городами. В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, великого пути от Урала до Тихого океана.
К сожалению, Павел Петрович Мельников этого не увидел, он скончался в день своего 76-летия, 3 августа 1880 года, в Новгородской губернии в Любани (сегодня – Тосненский район Ленинградской области).
«Мельников блестящим образом прошёл курс наук, был одним из самых образованных людей, с ясным и быстрым умом, был блестящим профессором, учёным человеком, первый положил начало устройству железных дорог, обучил для этого множество людей и, будучи министром, дал сильный толчок устройству дорог. Этим человеком Россия может гордиться…» – как бы подводит итог Валериан Панаев в издании «Четыре министра путей сообщения» (1889).
В фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых истории развития железнодорожного транспорта в России. Например, подраздел «Железные дороги» электронной коллекции «Территория России» включает не только цифровые копии раритетных изданий, исследований, архивных документов и авторефератов, но также видеолекции и документальные фильмы по данной тематике.