Учась в Московских духовных школах (1980-1987гг.), я старался каждую минуту использовать с пользой в смысле накопления знаний для пастырского служения в будущем. За эти годы накопилось 20 машинописных сборников примерно по 200 страниц в каждом. До сих пор для меня это неисчерпаемый резервуар для проповедей, бесед и статей. В поле моего зрения попали несколько томов лекций по истории Древней Церкви известного историка, эрудита и полиглота ХIХ века В.В. Болотова. Вообще-то это имя мне было знакомо еще по статьям известного экуменического деятеля второй половины ХХ века, который ссылался на Болотова как на безусловный авторитет. Кроме указанной темы в лекциях профессора я хотел ещё коснуться темы жизни Церкви при правлении христианских императоров IV – VI вв., начиная с Константина Великого. Однако, смущённый критицизмом со стороны профессора в отношении этого императора, а также в отношении императора Юстиниана, решил от этого намерения отказаться. Итак, речь пойдёт о гонениях на христиан в первые три века.
По словам Болотова, в мученичестве христиан язычников более всего поражали истязания, которым они подвергались, а не их свидетельства о вере. Истязания были характерной чертой Римского суда. Им в известных случаях подвергался всякий человек. Пытки были законным средством дознания. Жизнь человека ценилась мало. Показания рабов вообще принимались только после пытки. В своих богов язычники вообще верили мало. Искренняя вера считалась признаком неразвитости. Христиан обвиняли в безбожии, закалании младенцев (извращённое понимание Евхаристии), кровосмешении (извращённое восприятие Вечери любви). Христиане были ненавистны, их считали виновниками общественных бедствий (была такая пословица: «Тибр разлился – христиан ко львам»). Подозрение вызывал закрытый характер богослужений первых христиан. Ненависть была настолько сильна, что если бы государство ещё как бы-то ни сдерживало, то народ полностью истребил бы христиан. Для язычников религия была делом государственной значимости. Её подрыв грозил падением славного римского государства. Для христиан же вера была делом личной совести. Государственный закон запрещал вводить новые культы иностранных божеств. Чтить римских богов имели право только римляне – чужестранцы и женщины не допускались. Позднее, по мере соприкосновения с другими народами, римляне перестали претендовать на исключительное господство своей религии, стали принимать божества побеждённых народов в свой пантеон. В их религии главной была не вера, а культовое, внешнее отношение к божеству, согласно обычаю. Все другие культы, кроме государственных, были терпимы, но они не имели права пропаганды. Терпимым был иудаизм, христианство же считалось новшеством. Христиан считали отступниками от иудаизма и государственными преступниками, т.к. они отрицали государственную религию и не имели под ногами твёрдой юридической почвы и поклонялись Тому, Кто был казнён по приказу законного римского императора – такова была официальная точка зрения. Кстати, ночные собрания христиан, на которых не было официального представителя от государства, могли квалифицироваться как сборища заговорщиков, и даже как открытый бунт. Отказ христиан приносить жертвы богам расценивался как безбожие, как презрение к государственной власти. Таким образом, преступления против религии переходили в преступления против власти, так как отрицался её авторитет и полномочия в вопросах религии. Это считалось серьёзным преступлением. В этих только случаях принимались свидетельства рабов на господ, которых могли пытать. Кроме того, христианам вменялось в вину отказ поклоняться императору и клясться его именем. Это считалось оскорблением и безспорным основанием для обвинения в политическом преступлении. Римское право требовало от христиан, чтобы они молились не за императоров, а самому императору. Размах гонений на христиан зависел от настроения местной и центральной администрации. Интеллигенция ненавидела христиан, т.к. видела в них врагов римского искусства и культуры. Гонения не были массовыми избиениями, а производились по юридическим основаниям. В Книге Деяний говорится о том, что иудеи обвиняли апостола Павла, что он учит чтить Бога не по закону. Проконсул, однако, не желая вмешиваться в религиозный спор, судить отказался. То же самое произошло в Иерусалиме и у кесаря, суда которого потребовал апостол. Надо сказать, что римляне сначала не отличали христианство от иудейства. По сообщению историка Тацита, в 64-м году при императоре Нероне христиан обвинили в поджоге Рима, в ненависти к человеческому роду. Привязанные к столбам христиане поджигались – напоминали горящие факелы. При императоре Домициане (90-е гг. I века) христиан преследовали не по религиозным мотивам, а с целью пополнения государственной казны. От Иерусалимского храма брали налог для храма Юпитера. Христиане тогда пострадали вместе с иудеями. Именно при Домициане апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос.
II век – век Антонинов – счастливая эпоха Римской истории. На престолах императоров были гуманисты и философы. Марк Аврелий строго запрещал обвинять христиан только за имя. Траян на вопрос правителя Вифинии Плиния о том, как поступать со множеством христиан, отвечал, что специально их разыскивать не следует, но если они будут уличены в принадлежности к своей вере, то их казнить. Таким образом, этот рескрипт устанавливал преследование христиан за одно только имя. В царствование Траяна пострадал Климент Римский – первый римский мученик. Такое положение сохранялось до императора Андриана. Он издал рескрипт, согласно которому христианство само по себе не должно было рассматриваться как преступление, подлежащее каре. Андриан не разрешал чиновникам преследовать христиан без обвинения в конкретных преступлениях и настаивал на формальном судебном разборе дела. В середине II века мученическую кончину претерпели Поликарп Смирнский и Иустин Философ (последний пострадал при имп. Марке Аврелии; христиане тогда были лишены гражданских прав, им даже не разрешалось выходить на улицу – если же они выходили, то в них летели камни).
При императоре Коммоде (конец II века) в отношении христиан произошла перемена к лучшему, они стали возвращаться с рудников. Коммод был необычайно сильным человеком – мог один выйти на льва, однажды копьем насквозь пронзил слона. Цирковые подвиги императора записывались в госакты.
Септимий Север (рубеж II - III вв.) первое время благосклонно относился к христианам, но затем произошел резкий поворот. Был издан закон, запрещающий под страхом смерти принимать христианство или иудейство. В это время приняли мученическую смерть Перпетуя и Фелицитата.
Император Александр Север (20-30-е годы III века) покровительствовал христианам, хотя и не издал ни одного закона в их пользу. В его молельне находились изображения богов всех культов. Были там и бюсты Христа и Авраама. Его мать покровительствовала христианам. Император Александр любил изречение: «Чего не желаешь себе – не желай и ближнему».
Декий (сер. III века) издал эдикт об общем гонении на христиан. Тем из них, кто принес жертву богам, выдавались удостоверения. Некоторые христиане подкупали чиновников, чтобы получить такое удостоверение. Появилось множество отпадших. Вообще, Декий стремился не к тому, чтобы как можно больше истребить христиан, а чтобы заставить их отречься от христианства. В это время св. Киприан Карфагенский со своей паствой скрылся в пустынное место. На этот пример ссылались зарубежники в ответ на обвинение, что они малодушно бежали, бросив паству. Кстати, когда после смерти Декия вспыхнула моровая язва, то по призыву св. Киприана, христиане очищали улицы от умерших, проявляли заботу и о язычниках. Интересно, что у некоторых императоров (например, у Валериана) поначалу было миролюбивое отношение к христианам, а потом вдруг происходила неожиданная перемена и начинались гонения. Другие, например, Аврелиан, боролись за чистоту нравов и тоже к христианам относились негативно.
И, наконец, Диоклетиан (+305 г.). При нем произошло самое страшное и жестокое гонение на христиан, имевшее целью полностью истребить все, что напоминало о христианстве. Он совершил головокружительную карьеру от простого солдата до императора. Он находился под большим влиянием своей матери – ярой язычницы. Император издал эдикт, предписывающий разрушать христианские церкви, лишать христиан гражданских прав и подвергать их пыткам. Во втором эдикте он приказывал заключить в тюрьмы все христианское духовенство, а в последнем эдикте всех христиан подвергать жестоким пыткам. Христиане массово истреблялись. И только Миланский эдикт (313 г.) положил конец гонениям, была объявлена полная свобода вероисповедания. Христианам возвращались храмы, их восстанавливали за счет казны, разрешался свободный переход в христианство.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России