Развернувшаяся дискуссия вокруг травли А.Л. Дворкиным и его сотрудниками по РАЦИРС протоиерея Андрея Ткачева вызвала огромный резонанс и многие ее участники пребывают в недоумении относительно ее причин и движущих сил.
Некоторые обращают внимание на политическую подоплёку этой травли, как например, писатель Алексей Шорохов или Эрнест Макаренко. Всё это справедливо, наблюдения и выводы авторов вполне логичны.
Мы же предлагаем взглянуть на проблему в ином ракурсе – в контексте новых подходов в современном сектоведении, разработанных А.Л. Дворкиным (теория тоталитарного сектантства) и А.В. Мартиновичем (внутрицерковное сектантство как тип нетрадиционной религиозности).
Опасения по поводу использования этих нецерковных подходов в сектоведении высказал пять лет назад доцент Сретенской духовной академии Р.М.Конь в опубликованной на РНЛ статье «К вопросу о нецерковности сектоведческой концепции "нетрадиционной религиозности" и "внутрицерковного сектантства"».
Предлагаем еще раз ознакомиться с выводами его статьи.
«Теория "внутрицерковного сектантства" внутренне противоречива, непоследовательная, содержит много фактологических ошибок, а ее классификация не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним в академической науке, поэтому она ненаучна. Данная теория не соответствует и признакам церковности. На практике эта теория бесполезна, поскольку рассуждения о религиозных и нерелигиозных сектах: политических, коммерческих и проч., или признание сектантства как искажения ортодоксального учения всех религий мира не откроет сектанту евангельскую Истину, не отвратит его от заблуждения и путь спасения не покажет. Эта концепция сектантства не покажет превосходства православия над ересями, язычеством и другими религиями; не раскроет применительно к сектантским и языческим заблуждениям суть Искупления, совершенного Богочеловеком Иисусом Христом, победившим грех, смерть и диавола, в сетях которого до сего дня пребывают сектанты и язычники. Не вдохновит она и миссионера на церковное служение.
Концепция внутрицерковного сектантства, отождествляет проявление невежества и греховного образа жизни членов Церкви как сектантство. Это ведет к тому, что приход или епархия будут рассматриваться как механическое соединение верных и сектантов, что может породить пастырские и миссионерские проблемы. Концепция "внутрицерковного сектантства", предполагающая, что членами Церкви являются еретики (сектанты), колдуны и проч., что вызовет у людей, колеблющихся предубеждение к Церкви, посеет сомнение в том, что она действительно является хранительницей Истины.
Если к этому прибавить субъективный подход к выискиванию сектантов среди священников по наличию или отсутствию у них веры в совершение Таинств, то ситуация только усугубиться.
Вышеизложенный анализ учения о нетрадиционной религиозности или сектантстве показывает, что новые теории, претендующие на статус церковных, пренебрегающие святоотеческим опытом противостояния лжеучениям, обречены превратиться в схоластику и церковной миссии пользы не принесут».
4. Я помню Романа Коня
3. Кто такой "сектовед" Дворкин
"сектовед" )))....
2.
1.