«И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32) – сказано Спасителем (любой стих Св. Писания необходимо рассматривать в контексте главы, книги всего Св. Писания).
Но есть и такие люди, укрепившиеся в неправедности собственной самости, которые и истину сделают предметом спекуляций, манипуляций. Наверное, о таких можно сказать: «для них нет ничего святого». Святое для них – собственная самость. Она обучает их тем законам, которые позволяют достигать целей своей выгоды. Все же остальное является для них лишь игрой ума и чувств, личиной, социальным буфером и корсетом.
И как такой человек будет смотреть на истину, если ее встретит где-либо? Например, прочитает Евангелие... Конечно, он будет смотреть на нее взглядом вора! Т.е. подумает: «а как я могу использовать это необычное, новое, такое интересное для себя?». Этот вор подметит, что истина производит на других людей потрясающее воздействие, изменяет их, если они не такие же прожженные человеки, как он.
И следующим шагом станет попытка использовать истину в своих низменных целях, – т.е. во благо своей самости. Такой вор исхищряется не вступать с истиной в сущностный контакт (одевает воровские перчатки), но при этом научается обманывать людей, пользуясь не только определенными речевыми оборотами, но и более глубоко мимикрируя под... Под пророка и святого – если это потребуется для его целей.
В итоге – спекуляция высокими понятиями.
Так, прикрываясь высоким, обманывают нас политики и общественные деятели. Так обманывают нас все те, у кого за словами не стоит сущностного содержимого, кто играет высокими понятиями, с целью добиться выгоды.
Так же работают сектанты. Вызывая нас на высокий лад, используя понятия «Бог», «Истина», «Любовь», «Высшее благо» и проч., они высматривают в нас взглядом вора наше глубинное – то, что отозвалось на призыв к высокому. И, подстраиваясь под наше лучшее на чисто внешнем уровне, направляют нас в нужную для них сторону (при этом внутреннее добро расхищается, «съедается» ими – хороший пример работы энергетических вампиров).
Большинство людей не умеют различать и наблюдать тонкостей, достаточно эмоционально их завести, и придать этому налет чего-то высокого – и они будут преданы такому лидеру искренне и безусловно.
Так кого же истина сделает свободным? Наверное того, кто взыскует её искренне.
А другие, те, кто либо подходят к истине с позиции вора, либо оказываются под ее влиянием случайно (т.е. ситуативно, не понимая, что на них влияет), свободными так и не станут. А останутся они в плену слепоты эгоизма.
Матвей Михайлович Заднипряный, православный публицист, педагог
2. Аскетическое осмысление
Речь не об изучении неких законов физического мира, а о том, что человек, стяжавший истинное смиренномудрие, обретает благое духовное состояние единения со Духом Св., которое и делает человека свободным.
1.
Теперь, при таком взгляде, ты можешь продолжать читать, например, Платона. Ибо и Платон и Кант и кто угодно из великих таковые потому, что в них История знает себя с точки зрения истины. Поэтому и свидетельствует о них так, как свидетельствует о великих светочах.
Но зачем мне их путаница, если я сопротивляюсь их мысли о свете, если я не вижу этого света, занятым софизмами ума в своей борьбе с ними? То есть, если я не признаю свою хитрость.
Ибо великие в Истории несут этот опыт борьбы с собственной хитростью, который они осознали как дар мудрости, осознав, прежде всего хитрость как свою, но и увидели ее знание своей эпохи.