В мае вышла в свет книга «С нами Бог! Жизнеописание и духовные подвиги князя Александра Суворова» благодаря издательству Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД).
Автор книги «С нами Бог! Жизнеописание и духовные подвиги князя Александра Суворова», писатель, историк, лауреат Патриаршей литературной премии Константин Ковалев-Случевский рассказал РИА Новости, что Александр Суворов был особо верующим человеком, вел благочестивый образ жизни и строил храмы.
«На мой взгляд, следуя церковной традиции, можно обоснованно говорить о канонизации Александра Васильевича Суворова не как генералиссимуса или военачальника, а как благоверного князя. Так были канонизированы Александр Невский и Дмитрий Донской – не за их победы на полях сражений, но за духовные подвиги, благочестивое подвижничество. То есть это вопрос не политический в свете СВО и так далее, а духовный», - сказал Ковалев-Случевский.
Он рассказал, что в книге показана духовная жизнь генералиссимуса – в нее включены более 200 цветных иллюстраций, текст объемом около 400 страниц снабжен более чем 250 ссылками на источники и документы.
«Для издания выбран научно-популярный жанр, чтобы было легко читать, но при этом книга доказательно научная по своему содержанию. Надеюсь, она станет основанием для квалифицированной дискуссии о прославлении Суворова», - пояснил автор.
По его словам, есть несколько моментов, являющихся сегодня камнями преткновения в связи с темой канонизации Суворова, например, был ли он масоном.
«Привлечены источники, включая зарубежные, на разных языках, где объясняется, что доказательств принадлежности полководца к масонским ложам фактически нет», - считает историк.
Также в труде рассматриваются материалы, связанные с созданием покаянного канона, авторство которого приписывалось Суворову, а позже оспаривалось, и о чудесах, которые происходили в связи с его именем и были зафиксированы в течение столетий, например, о явлении его образа солдатам в Первую мировую войну, пояснил собеседник агентства.
«Очень важная деталь – описание благочестивого образа жизни князя. Он почти наизусть знал Псалтирь, с детства читал в храме, был знатоком церковного пения, отменным певчим. Занимался духовным образованием воинов, без знания некоторых молитв, например, "Отче наш" и "Символ веры", не принимал к себе на службу. Он и сам создавал молитвы, им также был написан катехизис русского православного воина. Полководец строго соблюдал основы православного богослужения, слыл настоящим аскетом в быту, о чем ходили легенды, постные дни были для него законом», - рассказал исследователь.
Также, отметил Ковалев-Случевский, награды военным Суворов вручал в храме, а перед началом битвы считал правильным проводить богослужение.
«Современники рассказывали, что Суворов, к великому изумлению соратников, даже мог остановить сражение, утверждая, что в этот момент происходит невидимая служба на небесах, и пока она по его видению не заканчивалась, он не давал приказа на битву», - сказал автор.
Среди характеристик Суворова, которые даны в книге, выделено отношение полководца к военнопленным, добавил автор, так, известны на весь мир его знаменитые фразы: «просящего в бою пощады - помилуй... воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать», «благоприятие раскаявшихся возмутителей пользует больше нашим интересам, нежели пролитие их крови», «только трусы жестокосердны», «с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства».
Также, по его словам, генералиссимус постоянно занимался делами милосердия – тайно жертвовал много денег, построил более десяти храмов, ставил поклонные кресты.
«Все эти обстоятельства целесообразно изучить при принятии решения о канонизации, надеюсь, книга послужит для этого хорошим основанием, материалы, здесь собранные, помогут в решении многих проблем и завершению необоснованных споров», - заключил Ковалев-Случевский.
Как сообщалось, в Санкт-Петербурге 24 августа 2023 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Из решений Синода большой резонанс вызвало предложение Святейшего Патриарха Кирилла: вернуться к вопросу церковного прославления выдающегося русского военачальника и благочестивого христианина генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов отмечал в своей статье «Кто и почему противится канонизации Суворова?», что «история с попыткой церковного прославления А.В.Суворова заслуживает отдельного внимания. Вопрос поднимается давно. Было множество обращений в Священный Синод со стороны православных христиан, общественных объединений, почитающих память Суворова, офицеров – выпускников Суворовских училищ, общественной организации "Омофор – Суворовский призыв", которой руководит известный военачальник генерал А.В.Черкасов (трудами организации восстанавливается суворовский храм в селе Кистыш Владимирской области).
Проводились конференции, посвящённые Суворову, на которых рассматривался его христианский подвиг – следование в военном деле заповедям Христовым. В частности, 26 марта 2022 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами по благословению епископа Савватия (Загребельного) состоялась научно-богословская конференция "Аз есмь твой Суворов", посвящённая великому сыну России.
Тем не менее, вопрос с церковным прославлением Суворова в Патриархии не двигался по непонятным причинам. Хотя для канонизации генералиссимуса есть достаточно оснований. Известен благочестивый образ жизни, которому следовал выдающийся русский военачальник, известны его молитвенная жизнь, обращения к Богу накануне выдающихся сражений. Всё это хорошо и давно известно, но, тем не менее, не было никакого движения в процессе его канонизации.
И вот понадобилось личное обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Синодальной комиссии по канонизации святых для повторного рассмотрения вопроса о церковном прославлении великого сына Отечества и Русской Церкви».
По его словам, «канонизация Суворова тормозилась именно на церковном уровне – сотрудниками Синодальной комиссией по канонизации святых. И вот на это следует посмотреть, куда более внимательно».
«На мой взгляд, в данном случае мы имеем дело с причудливым феноменом господства в умах некоторой части духовенства и епископата католического понимания церковности и Церкви. Отсюда и скрытый антигосударственный посыл!» - подчёркивал главный редактор РНЛ.