Хотя мы все разные и живем в разных семьях, есть у нас общее, одно на всех, живущие в наших сердцах – любовь к Великой России и дружба, которая нас всех объединяет!
Сегодняшнее мероприятие проходит в знаменательный день, после завершившейся инаугурации Президента Российской Федерации. Безусловно, переизбрание Владимира Путина – результат консолидированной воли миллионов людей, голосовавших сердцем.
В традиции восточного христианства – религиозной конфессии, наиболее органично сосуществующей с исламом, трехсоставность человеческой природы (дух-душа-плоть) дополнялась учением о сердце. Молитва должна быть в сердце. В сердцах через слово Божие действует Святой Дух.
Православие и ислам – религии Сердца. В традиционной России не носили галстуков – «иудину удавку». Сейчас мы полезны друг другу, но где расчёт, там и обсчёт. В России опоясывались, тем самым, подчеркивая особый статус Сердца. Коммуникация народов России – не обезличена, а носит личностной характер. Отношения между людьми регулируются не контрактом, а доверием друг к другу: не «чтойность», а «ктойность».
В философии Григория Сковороды сердце является выражением истинной жизни человека. Суммируя десятки упоминаний сердца в своих произведениях о человеке и его сердце, Сковорода заявляет: «В сердце - все члены!» (Сковорода Г.С. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 1. С. 223). Аналогично в философии сердца – исторически сложившейся в духовном пространстве России системы взглядов на мир, Сердце уместно принять за Символ Единства народов ее составляющих. В созвездии народов России особое место занимают многочисленные народы Северного Кавказа.
Кавказ – это чистый воздух, красивые горы и мудрые люди. А, сколько народов здесь живет, и какое многообразие их уникальных традиций и обычаев! Только в Дагестане проживают свыше 30 народностей, с самостоятельными языками и диалектами, культурой и богатыми традициями.
Горная среда формирует особую психологию. Лжи не место в горах. Маски обмана вдребезги разбиваются об их каменный характер. «Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека» (Расул Гамзатов). Кавказская народная традиция сохранила веру, семейные идеалы, чувства чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей на Северном Кавказе воспитывают не только семья, но и родня, всё окружение, всё общество. Мусульманка, это та которая в 5 утра встает на утренний намаз, а не та, которая в 5 утра возвращается домой из клуба. «Люблю Аллаха одного, а остальных ради него!» «Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, тот похож на безумца, который стремиться погасить пожар соломой».
Для каждого дагестанца, чеченца, кабардинца, осетина, балкарца, ингуша, черкеса, карачаевца принадлежность к этносу, его культуре не является вопросом выбора. Это – судьба. Существуют вещи, которые даны вместе с жизнью, как и сама жизнь. Родина, несомненно, относится к ним. Она воплощена в кровной связи с родителями, в антропологии, семейной истории и традициях, родном языке, во всем, что впитано с молоком матери, что сложилось в том раннем возрасте, который остается за пределами сознания и памяти, но в котором закладываются основы душевного строя человека. Чечня, Дагестан, Ингушетия и т.д. глубоко укоренены в каждом представителе этих народов. Последние являя себя миру в своем индивидуальном качестве, выражают и демонстрируют одновременно свою этническую принадлежность. К примеру, Чечня у чеченца не только во внешнем облике, она – в его душе. Быть ингушом – не просто факт биографии человека. В этом смысле каждый несет в себе Ингушетию.
Судьба человека имеет также историческое измерение. Народы Северного Кавказа входят в большой мир через посредство русского языка, который становится для них вторым родным языком. Общегражданская российская идентичность становится исторической для представителя народов Северного Кавказа судьбой, которая является продолжением и расширением судьбы своего народа.
Судьба забрасывает представителей Северного Кавказа в разные места, предъявляя особые требования перед экзистенциальным выбором жизненного пути, нравственной и гражданской позиции. К примеру, мой давний друг и сослуживец – уроженец Северного Кавказа, блестящий офицер, проявивший незаурядные командирские качества и организаторские способности в подразделениях Советской Армии Дальневосточного военного округа, завершил свою службу полковником в Западной Украине, перенеся в Карпаты обычаи кавказской жизни, занялся разведением лошадей, при этом, оставаясь патриотом России, проявляя чувства тревоги за Украину, находящуюся в англосакской зависимости, пораженную русофобской идеологией.
С самых первых дней начала специальной военной операции РФ на Украине представители народов Северного Кавказа находятся на передовой в борьбе за жизнь и мир населения Украины, успешно выполняя поставленные задачи Верховным главнокомандующим. При этом главы регионов лично контролируют участие военнослужащих из своих республик в спецоперации. Во всех мечетях и православных храмах Северного Кавказа верующие совершают коллективные тахаджуд-намазы и молебны, прося у Всевышнего защиты для бойцов, борющихся на Украине с одурманенными бандеровско-нацисткой идеологией боевиками.
Выходцы из Северного Кавказа занимают высшие командные должности в Российской армии. Юнус-Бек Евкуров – генерал-полковник, заместитель министра обороны РФ. Генерал Апты Алаудинов командир спецназа «Ахмат» – заместитель начальника Главного военно-политического управления Вооружённых сил Российской Федерации, курирующего военно-патриотическую работу в войсках.
И наконец, хотя мы все разные и живем в разных семьях, есть у нас общее, одно на всех, живущие в наших сердцах – любовь к Великой России и дружба, которая нас всех объединяет!
Как отметил наш Президент в торжественной речи во время инаугурации: «Мы единый и великий народ и вместе преодолеем все преграды, воплотим в жизнь всё задуманное. Вместе победим!»
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, член Всемирного Русского Народного Собора