По итогам 2023 года число занятых в экономике (без учета военнослужащих) составило 71,9 млн человек. К 2026-му оно вырастет до 73,3 млн, следует из прогноза Минтруда, сообщают «Известия».
Исходя из документа, изменения произойдут, поскольку увеличится численность россиян в трудоспособном возрасте (с 81,7 млн человек по итогам 2023 года до 83,2 млн к 2026-му). То есть страна выбирается из демографической ямы, и на рынок труда будет выходить более многочисленное поколение.
Структурная перестройка экономики и развитие импортозамещения увеличили потребность в кадрах, заявили «Известиям» во ВНИИ труда Минтруда.
«Приоритет — максимальное вовлечение наших граждан в занятость. Эта работа ведется успешно: по итогам года она возросла по всем возрастным группам», — отметили там.
Кроме того, сейчас акцент делается на повышении производительности труда. Также последовательно повышается прозрачность процедур, связанных с трудовой миграцией, и распространяется механизм организованного набора — когда осуществляется наем людей под конкретные потребности предприятий, подытожили во ВНИИ труда.
На динамику может положительно сказаться и приток трудовых мигрантов, считает старший научный сотрудник ИНСАП Президентской академии Виктор Ляшок. По его словам, это вполне возможно, поскольку зарплаты в России растут быстрыми темпами. В то же время ослабление рубля будет действовать в обратном направлении и отталкивать работников из-за рубежа, полагает он.
Профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова уверена, что справиться с нехваткой рабочих рук можно за счет внутренних механизмов. К ним относится повышение производительности труда через автоматизацию процессов, их оптимизацию и внедрение новых технологий, в том числе информационных.
Для этого нужны инвестиции в образование — не только в развитие наиболее востребованных профессий, но и в повышение квалификации имеющихся работников, пояснила эксперт.
Позитивные цифры прогноза основаны на том, что сейчас в трудоспособный возраст начинают вступать поколения, родившиеся в начале нулевых, после страшной демографической ямы 90-х, считает член Федерального Совета «Партии дела», председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Васильевич Крупнов, сообщает сайт партии.
«С 2000 по 2015 год в России шёл демографический рост. А дальше опять начался обвал и новая яма, в которой мы сейчас и пребываем. Поэтому в течение 15 лет количество этой молодёжи будет вступать в трудоспособный возраст. И цифры будут примерно такие, о которых пишет Минтруд. Но вопрос в другом – наша проблема с кадрами определяется не абстрактным числом населения. Проблема заключается в следующем: у нас деиндуструиализованная страна с абсолютно нерациональной системой занятости. На Западе это называется третичная занятость, рваная занятость. Поэтому 1,4 млн – это копейки на фоне минимум 45 млн человек, которые у нас не имеют по классификации Международной организации труда достойной занятости. Все эти русские трудоспособные люди имеют практически такие же условия, как среднеазиатские мигранты. И эти 1,4 млн вольются в те же 45! Что значит недостойная занятость по классификации международной организации труда? Это отсутствие стабильности, скачущий доход, отсутствие безопасности труда, социальных гарантий со стороны работодателя», — поясняет эксперт и добавляет, что, по данным Росстата, максимум 25 млн экономически активного населения, то есть треть, трудоустроены официально, хоть с какими-то соцпакетами и уровнем заработной платы, близкой к средней.
«А 45 млн – это выживающие люди! И проблема не в том, что у нас кадров нет, а в том, что у нас нет высокотехнологической занятости для этих людей. В регионах уничтожены колхозы, совхозы, местная промышленность. Люди вынуждены уезжать работать вахтовым методом на север. У нас снова возникло позорное, исчезнувшее ещё сто лет назад явление "отходничества" – когда из деревень люди уезжали в большие города и там уже и семьи заводили вторые. И радость по поводу 1,4 млн кадров через три года – это следствие убогого отношения чиновников и к экономике страны, и к людям», — считает он.
Член Генерального Совета «Партии дела», публицист и экономист Андрей Петрович Паршев подчёркивает, что данный прогноз – это умозаключения Минтруда, а не какого-то промышленного министерства.
«Этот прогноз касается только наличия трудовых ресурсов. Рост числа работоспособных граждан отчасти обеспечивается изменениями пенсионного законодательства. Поэтому не следует поддаваться эйфории – это не связано с выходом из демографической ямы. Рост занятости в реальной экономике – это то, чего должны добиваться другие ведомства, а не Министерство труда. И здесь речь идёт о старой проблеме: нам нужен нормальный госплан, а его нет. Со старыми подходами к промышленному развитию – рассчитывать на что-то позитивное преждевременно», — отмечает Андрей Паршев.
Добавим, безработица в стране сейчас находится на рекордно низком уровне в 2,8%. При этом, по данным ЦБ, к началу апреля доля предприятий, столкнувшихся с нехваткой рабочих рук, достигла 70% (в июле 2023-го этот показатель составлял 56%).