Вспоминая о событиях, предшествовавших Распятию Спасителя, следует особо выделить Его последнюю трапезу с учениками, которая произошла в четверг. О приготовлениях к этому ужину сообщают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Из них краток только Матфей, а вот Марк и Лука дают нам недостающие подробности. Итак, приступим к тексту.
В первый день опресноков, то есть за три дня до Пасхи, когда уже нельзя было печь хлеб, замешанный на закваске, иудеям разрешалось совершить пасхальную трапезу. В этом нет ничего удивительного, так как в один день всем евреям не было никакой возможности совершить все обряды. Оттого все это растягивалось на три дня. И вот ученики, приступили ко Христу с вопросом: «Где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12). Иисус уже знал о том, что в сердце Иуды созрел план предать Его, но Он не хотел, чтобы все совершилось ранее положенного срока.
И потому, Он выбрал из числа Своих учеников только двух, самых надежных – Петра и Иоанна, и отправил их в Иерусалим с необычным напутствием: «При входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним в дом, в который войдет он» (Лк. 22, 10). В этом небольшом отрывке обращают на себя внимание сразу две вещи. Первая: что нужно найти мужчину с кувшином воды. Для человека, несведущего в обычаях восточных народов, это покажется нормальным, но для любого жителя Палестины – это немыслимое явление. Воду в кувшинах носили лишь женщины и бесправные рабы. То есть мужчина с водой – это такой условный знак для апостолов, чтобы они точно не перепутали. Далее, нужно было, не вступая в контакт с этим человеком, просто проследовать за ним до нужного дома.
Вся эта секретность и таинственность говорит нам о том, что Христос специально обговорил с кем-то заранее вопрос размещения и проведения последней совместной трапезы с учениками. Само название этого события – «Тайная вечеря» говорит нам о том, что только избранные были посвящены в ее проведение.
После того, как мужчина с кувшином воды укажет апостолам нужный им дом, необходимо было найти «и сказать хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» (Лк. 22, 11). «И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мк. 14, 15). В Священном Писании ничего не говорится о том, кто был хозяином дома. И все несколько интересных фактов следует привести. Дом этот был большой и располагался в самой престижной части города, на Сионском холме в непосредственной близости от дворца Ирода и шаговой доступности от горы Мория, на которой стоял Иерусалимский храм. То есть, человек, который предоставил Господу свой дом, был очень знатного происхождения. И так как этот район издревле принадлежал потомкам царя Давида, то есть у нас основания предполагать, что и хозяин был одного рода со Христом.
Господь заранее обговорил с этим человеком обстоятельства своего последнего посещения Иерусалима. Он арендует у него горницу, то есть помещение на втором этаже. Так обычно поступали все раввины, когда хотели собрать своих учеников воедино для важного сообщения. Вот и Христос собирает своих апостолов для последнего наставления.
«И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху» (Мк. 14, 16). Что же представляла из себя ветхозаветная трапеза пасхи? На столе в этот день должны быть в обязательном порядке следующие блюда и компоненты: запеченный целиком пасхальный агнец, три чаши вина, пресный хлеб (маца), горькие травы, соленый соус, сладкий соус и три чаши для омовения рук. Но Господь, вновь удивляет своих учеников тем, что меняет установленные традиции. На столе было все, кроме агнца. Все верно, этим самым жертвенным агнцем предстояло стать Самому Христу.
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 20). Евангелист Матфей четко дает нам понять, что в момент начала трапезы все двенадцать ближайших учеников были со Христом вместе. «И сказал им Господь: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22, 15 – 16). «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 18).
Само начало ужина уже свидетельствует о том, что Спаситель знал, о той участи, что ждет Его. И Он пытался донести эту информацию до учеников, но они пока не понимали его. Вместо того, чтобы печалится они затеяли спор, кто больший в их собрании и кому первому пить чашу с вином: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22, 24). Их неразумие огорчало Господа, и Он сказал им: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22, 26).
И вновь Христос ломает привычные стереотипы и поступает не так, как велит ветхозаветный закон. Он «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13, 4 – 5). Когда Иисус приблизился к апостолу Симону-Петру, тот смутился и не хотел допустить такое унижения учителя: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). Господь сказал ему, что пусть тебе это сейчас не понятно, но после ты уразумеешь зачем я это делаю. И вновь Петр упрямится. И тогда Господь заявляет ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8). И вот здесь Петр уже серьезно испугался и попросил у Христа не только ноги ему омыть, но и руки и голову. «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Ин. 13, 10). «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин 13, 12 – 14).
Да, вы не ослышались. Господь умыл ноги даже своему предателю – апостолу Иуде Искариотскому: «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин. 13, 11). А что Иуда? «Во время вечери, диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13, 2).
За что же так ненавидел Христа Иуда? Почему, будучи избранным на великое служение, он вместо этого предает Того, кого должен был почитать? На этот вопрос у толковников нет единого ответа. Но постараемся соединить их все и возможно приблизимся к истине. Начнем с того, что Иуда был единственным апостолом, призванным из Иудеи, все остальные были галилеянами. Мы мало знаем о нем. Он сын некоего Симона, и родом из пригорода Иерусалима, то есть он – столичный человек. Иуда сам напросился в апостолы и вместе с Симоном Зелотом, стали 11 и 12 апостолами соответственно. Он презрительно относился к остальным апостолам, и они отвечали ему тем же. Один лишь апостол Иоанн попытался наладить с ним отношения, но вскоре заметил его тайную страсть. Иуда был избран габбаем – то есть распорядителем денег, пожертвованных на нужды религиозной общины. В обязанности этого человека входило ношение специального ящика для пожертвований. Так вот, Иуда периодически оттуда подворовывал. И если Иоанна он еще мог обмануть, то вот Христа никак. Господь видел его сердце и сострадал ему. Он до последнего называл его другом и личным примером показывал ему Свою благорасположенность. Но грех – это страшная сила. Захватив человека, она с головой уносит его прочь от света и истины.
«И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, едущий со Мною, предаст Меня» (Мк. 14, 18). Ученики «весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф. 26, 22). Господь же продолжил: «Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14, 21). По обычаям восточных народов, все присутствовавшие на Тайной вечере возлежали вокруг стола, опершись одной рукой на специальную подушку, второй принимали пищу. Так каждый возлежащий по диагонали был в непосредственной близости от соседа, у его груди: «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13, 23). В этом отрывке, апостол Иоанн не называет себя прямо, но это был он. «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13, 24 – 26). «И после этого куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). И Иуда вышел в ночь на встречу с первосвященниками, чтобы предать своего учителя.
А, Иисус, оставшись наедине с одиннадцатью, совершает первую в мире Евхаристию. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26 – 28). Так была установлена Новая Пасха, Новое соглашение людей с Богом. Вместо жертвенного ягненка, сам Господь. Вместо крови – вино, вместо плоти – хлеб.
«Бескровная жертва» – так принято называть в богословии таинство Причастия. Но смысл этого таинства велик. Ведь приобщаясь к этим святым дарам, мы тем самым на мгновение становимся сродни самому Богу. Удивительно трактует этот момент блаженный Августин: «Хлеб, который вы видите на алтаре, освященный Словом Божиим, есть Тело Христово, и чаша, вернее, то, что в чаше, освященное словом Божиим, есть Кровь Христова. В этих знаках Христос Господь изволил вручить нам свое Тело и свою Кровь, которую Он пролил ради наших грехов. Если вы приняли это достойно, вы стали сами тем, что приняли. Отвечая «Аминь», вы соглашаетесь с тем, что вы есть именно то самое Тело Христово. Будьте тогда Телом Христовым, чтобы ваше «Аминь» было истинным». Вот какой глубокий смысл в Тайной вечере. С праздником, дорогие друзья.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории
1. автору
"Мы веруем, что хлеб есть само Тело Христово, а в чаше — сама Кровь Христова, а отнюдь не образы".