Где взять силы в борьбе с нашими страстями?

Проповедь на Стояние преподобной Марии Египетской

Великий пост 
0
111
Время на чтение 9 минут
Фото: rpbnikolas.ru

Бывал ли кто-нибудь из вас в пустыне? О, это, поистине, величественное место. И хотя его называют пустым, оно, далеко, не является таковым. Учеными уже давно доказана важная и неоспоримая роль пустыни в нашей с вами жизнедеятельности. Знаете ли вы, что пустыни могут поглощать углекислый газ, таким образом спасая нашу планету от его излишков, и, как следствие, от глобального потепления? Возникающий в пустынях фосфор, благодаря сильным ветрам разносится по всем частям нашей Земли, ускоряя рост растительности на планете. Так что мы не погрешим, если скажем, что джунгли Амазонки целиком и полностью зависят от пустыни Сахара. Удивительно, не правда-ли? Пусть небогатая, но уникальная флора и фауна пустыни также оказывает помощь всем людям, начиная от фармакологии до природных ископаемых. Некоторые ресурсы (гипс, бораты, калий и т.д.) человечество может черпать только из пустынных земель.

Но пустыня, это не только кладезь природных богатств, это еще и место для уединенного размышления. Издревле, люди прибегали к пустыне, как к месту, где можно сохранить свою жизнь от набегов и войн, а также как к месту уединенного духовного роста. Неудивительно, что первые монашеские общины сложились именно в пустынях.

Сегодня мы с вами поговорим об одной великой пустынножительнице, которую весь мир узнал под именем Мария Египетская. Её жизнь стала нам известна благодаря трудам Софрония, патриарха Иерусалимского. Написанное им житие стало образцом для написания подобных агиографических сочинений. Само житие начинается нетипичным образом. Сначала оно сообщает нам о некоем подвижнике Зосиме, который стал невольным свидетелем подвигов Марии Египетской.

Повествование ведется со слов священника Зосимы. Он, будучи насельником Кесарийского монастыря, на время Великого поста часто удалялся в близлежащую Иудейскую пустыню, где предавался самому строгому аскетизму. Здесь необходимо сделать небольшую географическую и историческую справку об Иудейской пустыне.

Иудейская пустыня (по-еврейски «Мидба́р Йехуда́») получила свое название по колену Иудину, в которое она входила как удел. Уже в книге Судей она именуется именно так (Суд. 1:16). Длина пустыни составляет 95 км, а её ширина до 25 км. Известно всего два города, расположенных в этой пустыне. Город Иерихон – один из древнейших городов мира – является крупнейшим оазисом этой пустынной равнины, в северной её части. И город Арад, расположенный в южной части этой пустыни. Необыкновенно контрастно падение ее высот: от 800 метров над уровнем моря в западной её части и до 400 метров ниже уровня моря в восточной. Так же контрастны и климатические условия. Климат в пустыне очень сухой и жаркий, западные ветры, несущие влагу с Средиземного моря, задерживаются Иудейскими горами, поэтому земля на восточной стороне получает мало осадков. В летние дни температура может повышаться до +50°С, однако ночью, особенно на рассвете, в этой пустыне бывает даже прохладно, а в зимние дни температура доходит до 0°С.

И в этой вот пустыне, произошла знаковая для нас встреча иеромонаха Зосимы и пустынножительницы Марии. Пораженный многолетним подвигом старицы, старец просит рассказать Марию об обстоятельствах, приведших её в пустыню. Рассказ о прошлом был мучителен для Марии, и всё же она поделилась своей болью и радостью с человеком, которого она впервые встретила в пустыне за 47 лет своего подвижничества.

О своем рождении она сообщила немного. Лишь то, что была рождена в обеспеченной египетской семье. Но не назвала ни города, ни имен своих родителей. В 12 лет, Мария вступила в мятежную подростковую пору, и не нашла ничего лучшего, как сбежать из дома. Сбежав, она оказалась в столице Египта – Александрии, без денег и знакомств. Этот город, со всеми его удовольствиями и удобствами, развратил юную Марию, и она вступила на страшный путь проституции. Страшно представить, что творилось в её душе, которая до этого не знала ничего, кроме родительской любви и заботы. Та, которую ждало лучшее образование и воспитание, а затем, возможно, и достойное замужество, вместо всего этого избрала путь разврата и блуда.

Познав все тонкости этого сомнительного ремесла, Мария без преувеличения стала лучшей в своей профессии. К ней приезжали мужчины из далеких стран, наслышанные о ее необычном и распутном характере. Но самое удивительное было в том, что Мария часто вступала в связь с мужчинами без получения за это прибыли. Вот, что написано в её Житии: «Часто, когда мне хотели давать деньги, я не брала. Так я поступала, чтобы заставить как можно больше людей добиваться меня, даром совершая угодное мне. Не подумай, что я была богата и оттого не брала денег. Жила я подаянием, часто пряжей льна, но имела ненасытное желание и неудержимую страсть валяться в грязи. Это было для меня жизнью, жизнью почитала я всяческое поругание природы».

Вы слышите, она находила удовольствие в том, чтобы просто истязать себя в немыслимых извращениях. Кто-то может подумать, какая гадость, почему я это читаю до сих пор? А не узнаете ли вы самих себя в читаемом отрывке? Ведь если призадуматься, все мы издеваемся над своей природой по-своему. Попробуй объяснить курильщику, что он губит свои лёгкие. Или объясни наркоману, что он рискует заразиться СПИДом. Может быть, у тебя хватит сил остановить алкоголика? Не бывает легких или простых грехов. Каждый из них способен уничтожить нас. И в каждом из грехов есть что-то омерзительное. Очень убедительно и точно передан образ блудного греха в Священном Писании: «И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги её не живут в доме её: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя; коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алое и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома... Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошёл за нею, как вол идёт на убой, и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки и не знает, что они – на погибель её» (Притч. 7:10-23).

Мария прожила в своем грехе семнадцать лет. Дальше с ней произошел случай, который изменил в корне всю её жизнь. Однажды, гуляя по набережной Александрии, Мария увидела огромное скопление народа на пристани. Решив полюбопытствовать, она узнала, что это паломники собирающиеся в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Мария решила отправиться вместе со всеми в Иерусалим. Но не ради поклонения святыне, а ради того, чтобы иметь возможность вступить в греховную связь с большим количеством народа. Так сказать, устроить рекорд.

И вот, паломники прибыли в великий город Иерусалим. Мария от скуки решила пройти вместе со всеми к месту поклонения. Но дойдя до ворот храма Воскресения Христова, была остановлена неведомой силой. Как сама она позже вспоминала: «Словно отряд воинов был поставлен, чтобы возбранить мне вход, – так удерживала меня какая-то могучая сила». Повторив свою попытку войти в храм несколько раз и не получив ожидаемого результата, Мария села у храмовой стены и задумалась. Наверное, впервые в своей жизни, она столкнулась с отказом. Ведь до этого момента для неё не существовало отказов и запретов. Как бы мы поступили на её месте? Скорее всего начали искать виновника произошедшего (человека, обстоятельство, место), и найдя успокоились бы и ушли от этого места. Но Мария увидела виновника в себе самой. Осознание своей вины вырвало из её груди вопль, а из глаз слёзы.

Вдоволь наплакавшись, она подняла свой взгляд наверх и первое, что попалось ей на глаза, была надвратная икона Божией Матери. Мария мало что знала о христианстве. Не забывайте, она сбежала из дому до того, как ей могли преподать уроки Закона Божьего. Но о Деве Марии она была наслышана. К тому же она носила то же имя. Обратившись к иконе, она прошептала: «Дева, Владычица, Бога Слово родившая, знаю я, что не прилично мне скверной и развратной, взирать на икону Твою, Приснодева Чистая, сохранившая в чистоте и незапятнанности тело и душу. Я, развратная, справедливо должна внушать ненависть и отвращение Твоей чистоте. Но, если, как слышала я, для того человеком стал Бог, рожденный Тобою, чтобы призвать грешников к покаянию, помоги одинокой, не имеющей ниоткуда помощи. Повели, да откроется мне вход в церковь, не лишай меня возможности взирать на то Древо, на котором пригвожден был плотью Бог, рожденный Тобою, и пролил Свою собственную кровь в выкуп за меня… А Тебя я призываю надежной поручительницей перед Богом, Сыном Твоим, в том, что никогда больше не оскверню этого тела постыдным совокуплением».

Получив таким образом разрешение пройти в храм, Мария смогла поклониться Кресту Господню. Радостная она поспешила обратно к иконе Богородицы, где поблагодарила её за помощь. Едва она отошла от того места, как услышала женский голос, как бы с неба: «Если перейдешь Иордан, то найдешь славное упокоение». Это был знак. Мария немедленно отправилась в путешествие. На границе населенных земель с пустыней одиноко стоял храм в честь Иоанна Крестителя. Здесь наша героиня впервые в своей жизни причастилась Тела и Крови Господа. А затем, взяв с собой только три хлеба, перешла реку Иордан и стала удаляться в пустыню. Где провела в подвиге сорок семь лет, пока её не нашел старец Зосима.

Годы, проведенные в тяжелых испытаниях и лишениях, закалили Марию. Долго она боролась с теми страстями, что обуревали её. Память назойливо рисовала ей картины прошлого, где она находила утешение в лучшем вине, закусках и компании молодых мужчин. Но постепенно это все стало уходить. И осталась лишь она одна, наедине с Богом. Именно тогда, когда она очистилась от всего суетного, Бог открылся ей. Как мы помним, Мария не получила должного образования, а теперь удивляла опытного ученого монаха Зосиму своими познаниями в области богословия. «Поверь мне, не видела я лица человеческого с тех пор, как узнала эту пустыню. Книгам никогда не училась. Не слышала даже никого, поющего или читающего их. Но Слово Божие, живое и действенное, само учит знанию человека».

По окончании беседы, Мария попросила старца Зосиму ровно через год вновь навестить её, и принести с собой Святые Дары для причастия. Зосима выполнил просьбу подвижницы, и как сказано в житии: «взяв в малый потир пречистого Тела и честной Крови Христа Бога нашего, положил в корзину смокв и фиников и немного чечевицы, размоченной в воде». Придя к Иордану, разлившемуся в весеннем паводке, он стал ждать появления Марии. И вот она пришла. Но вместо того, чтобы искать лодку или ещё какое-нибудь средство для пересечения реки, она: «осенила Иордан знамением Честного Креста (а ночь была лунная, как он сам рассказывал), и тотчас ступила на воду и движется по волнам, приближаясь к нему». Ужас объял Зосиму. Никто из их монастыря не показывал таких чудес, да и вряд ли смог бы. А тут женщина творит немыслимое. Причастив её, он попрощался, обещая прийти вновь через год, когда, то будет дозволено уставом монастыря. Это было второе и последнее причастие преподобной Марии.

Придя через год и перейдя Иордан, Зосима обнаружил на его берегу лишь бездыханное тело святой Марии. Оно было нетленным. Рядом на земле были начертаны слова: «Похорони, авва Зосима, на сем месте тело смиренной Марии, отдай праху прах, помолившись Господу за меня, преставившуюся в месяц Фармуфи египетский, по-римски именуемый Апрелем, в первый день, в сию самую ночь Страстей Господних, после причастия Божественной и Тайной Вечери». Не имея сил предать тело земле, святой Зосима взмолился Богу. «Вздохнул из глубины души и, подняв глаза, видит большого льва, стоящего возле тела святой и лижущего стопы ее. Увидев льва, он задрожал от страха, вспомнив особенно слова Марии, что она никогда не видала зверей. Но, оградив себя знамением Креста, поверил, что сохранит его невредимым сила лежащей здесь. Лев же подошел к нему, выражая ласку каждым своим движением». Тогда, набравшись смелости, Зосима обратился ко льву с просьбой вырыть могилу. И лев исполнил просимое, а потом тут же исчез.

Вернувшись к себе в монастырь, старец Зосима рассказал все игумену обители. И тот повелел каждый год вспоминать святую в молитвах. Так было установлено её почитание. Образ Марии стал весьма популярным у христиан. Она почитается всеми христианскими конфессиями. Не только богословы, но и прославленные литераторы часто обращались к истории святой Марии Египетской. О ней писали и немецкий поэт И. Гёте и русский писатель И.С. Аксаков.

Попросим же, дорогие братья и сестры, у преподобной Марии Египетской сил в борьбе с нашими страстями. Если она смогла с Божьей помощью побороть их, то и нам обязательно поможет избавиться от тягостной привычки греха.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Овчаренко
«Всё начиналось с одобрения, а закончилось убийством»
Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим
28.04.2024
«Земная наша жизнь – часть вечного пути»
Проповедь в Лазареву субботу
27.04.2024
«Пост – необходимое делание нашей христианской жизни»
Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника
14.04.2024
Христианство не ограничивает нас, а защищает
Проповедь в Неделю Крестопоклонную
08.04.2024
«Богу важен наш личный выбор Его стороны»
Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
07.04.2024
Все статьи Роман Овчаренко
Великий пост
Притча о талантах
Слово на Литургии Преждеосвященных Даров Великого вторника
30.04.2024
Наибольшая заповедь
Евангелие Великого Вторника. Утреня
30.04.2024
На Страстной седмице приостанавливает свою работу форум РНЛ
Вниманию читателей Русской народной линии
29.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05