Воистину, этот день — торжество нашей Церкви, как предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным.
Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы и наши святыни.
Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре имени Сахарова: «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает. Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я ему, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его».
Бог поругаем не бывает, но Бог стал человеком, и Он принял поругание — заушение, оплевание и мучительную, позорную смерть. Он был распят рядом с разбойниками. Он принял это поругание, чтобы избавить весь род человеческий и каждого из нас от поругания греха и смерти, которых не избежать никому, если не научатся они поклонению Христу, Его Кресту и всем Его святыням. Бог поругаем не бывает. И сейчас враг рода человеческого, видя, что он ничего уже не может сделать Христу воскресшему, пребывающему в вечной Своей славе, ненависть свою обращает на тех, кто Христов, на тех, кто в Церкви Его, кто дорожит Его святынями. Потому было такое жесточайшее гонение на почитающих святые иконы — последнее из всех гонений в истории Церкви. И потому с такой ненавистью взрывались православные храмы и осквернялись иконы во времена недавних гонений. Ненависть сатаны через слуг его была направлена на Самого Христа Бога, на Его святых через эти святыни.
Велика тайна иконопочитания. Когда в древности один из воинов-иконоборцев копьем ударил по пречистому лику Божией Матери, на иконе выступила кровь. И сегодня можно видеть, как на иконах выступают кровь и слезы, и источается благоуханное миро. Это напоминание нам о том, что близок Господь, что Он участвует в страданиях Своей Церкви, что Он утешает Свою Церковь благодатью и укрепляет Ее.
Любая ересь есть духовная смерть для многих — чем беспрепятственнее распространяется она в мире, тем больше людей погибает. И Церковь обличает все эти лжеучения, потому что она имеет любовь к каждому человеку — как Спаситель наш, пришедший ради каждого человека принять поругание и Крестное Страдание на земле. Торжество Православия — торжество истины и любви, чтобы в каждом человеке раскрылся чистый образ Божий.
Где Торжество Православия в сегодняшнем мире? Оно в присутствии Христа, в Его Пречистых Теле и Крови, которых мы сподобляемся причащаться после молитвенного покаяния первых дней Поста. «Ибо учение наше согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», — говорят святые отцы. Где нет истинного учения, Торжества Православия, там не может быть соединения со Христом. Вот почему идет не престающая война диавола с Церковью Христовой от начала Пришествия Христа в мир. Она продолжается, и будет длиться до скончания века, до Второго Пришествия Христова. И одно из главных средств диавола в войне против Церкви — добиться ее разделения. Мы знаем, что врагу рода человеческого попущено было совершить разделение между Восточной и Западной Церковью. А Западная Церковь в свою очередь разделилась на католическую и протестантскую с бесконечным последующим дроблением внутри протестантизма. Теперь враг идет еще дальше: он добивается раскола внутри Православной Церкви. Мы знаем о так называемой ПЦУ (Православной Церкви Украины), где в ложном единстве собраны для совершения таинств открыто исповедующие ересь, запрещенные в служении или даже нелегитимно рукоположенные епископы и священники. Судя по поддержке их иными Поместными православными Церквями, можно сказать, что метастазы смертельной болезни распространяются по всему Телу Церкви. А сегодня, под влиянием нацистского режима, прекращено поминовение Предстоятеля единой Церкви Московского Патриархата и произошло отделение Украинской Православной Церкви от своей Матери-Церкви.
Как тут не вспомнить слова святого пророка Даниила, что антихрист уничтожит Евхаристию в конце времен, что за беззакония наши дана ему будет сила против великой святыни. Интересно, что для этой цели, согласно пророчеству, будет использована и военная сила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11, 31).
Святой мученик Ипполит, как свидетельствует блаженный Иероним, описывая последние времена, говорит, что храмы Божии будут в предельном запустении, потому что не будет в них приноситься бескровная жертва. Нигде не будет Тела и Крови Христовых на земле, Евхаристия прекратится, и за это наступит конец мира, и он будет судим. Но пока совершается литургия, пока приносится в жертву Агнец Божий на престолах Божиих, этого не произойдет. Не грозным ли предупреждением об этих временах для нас было недавнее повсеместное закрытие храмов из-за боязни заражения новым вирусом?
Знаем ли мы цену сокровища, которое находится на престолах наших храмов? Откровение Божие говорит о грядущем гневе Божием, который открывается на нечестие человеков, за не хранение чистоты Православия, за неверность ему. Но слова «елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 6), по толкованию святых отцов, означают несокрушимое милосердие Божие к кающимся и непрекращающийся дар евхаристического приношения. Мир погиб бы тысячу раз, говорят святые отцы, если бы не совершалась Божественная литургия. Святые Дары — то есть, иными словами, Торжество Православия — как бы удерживают правосудие Божие от окончательного приговора.
Вот почему диавол ненавидит Церковь и исповедуемую ею истину в Торжестве Православия, и стремится стереть ее с лица земли. Он не мог выносить присутствия Христова на земле и сделал все, чтобы возвести Его на Крест. И теперь, сокрушенный Крестом, с еще большей ненавистью обрушивается на тех, кто вкушает за трапезой Господней плоды от этого Древа жизни. По этой же причине он силится посредством еретиков упразднить Церковь. Диавол хорошо понимает, что где лжеучение, там нет Евхаристии, и что все мы погибнем без причастия.
Сегодня идет война уже не просто против святынь Божиих, не только против Бога, а против человека — чтобы люди не просто физически вымирали, а чтобы человек перестал быть человеком, утратил в себе образ Божий.
Что происходит сейчас на Украине? В самом главном смысле — это мировая война против Православия. Диавол изощренно готов использовать для достижения своих целей военные силы Америки и постхристианского Запада, которые стоят за украинскими неонацистами. Исполняется пророчество Даниила. Война против Православия идет с двух сторон: лжеучениями и военной силой.
Церковь возносит сугубые похвалы всем воинствующим сегодня за Православие и за его святыни. И каждый из нас призывается быть воином Христовым, как наречены мы во святом крещении. Если ты христианин, если ты не напрасно носишь на себе крестик, то ты участвуешь в этой войне на стороне Христовой и понимаешь, что значит эта война. Будем помнить эти слова, что Православие — это правомыслие и праводелание, храня верность истине Христовой и жизнь по истине.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России