Статья Георгия Коряшкина «Православная антропология и вызовы времени».
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:26-27)
«Антропология богословская должна строиться сверху вниз, исход из троичных и христологических догматов» (В.Н. Лосский)
1. Триединство человека.
1.1. Чтобы религиозно определить человека, надо ответить на три вопроса: Кто? Что? Как?
Кто он? Серафим Саровский, Александр Пушкин, Дмитрий Менделеев, Георгий Свиридов или ещё кто-то.
Что он? Винтик, колёсико, механизм, насекомое, животное, микрокосм, человек, ангел, ничто, бог?
Как он существует? То есть, во что и в кого он верит, на кого и на что надеется, кого и что любит?
Эти три вопроса затрагивают три независимые друг от друга начала человека, вместе составляющие единство или, строго говоря, антиномическое триединство личности, сущности (природы) и жизненности. Другими словами, человек есть: личность, не сводимая к сущности и существованию; особая человеческая сущность (природа, естество), не определяемая ни личностью, ни существованием; существование (экзистенция) или особая сфера жизненности человека, не сводимая ни к его сущности, ни к личности человека. (О жизненности смотри у св. Феодота Анкирского, который писал: «Пусть тебя не смущает то, что я – как говорит праведный Иов – одет в кожу и плоть; но прими во внимание благородство разумной души; посмотри, как человек устроен, и подивись жизненному в нём началу»).
Можно ещё так охарактеризовать начало триединств: Личность – есть выход из самого себя (В.Н. Лосский) и значит это то, что непосредственно (лицом к Лицу) общается с Ипостасями Пресвятой Троицы и личностями других людей и отвечает за свои дела, слова и намерения; Сущность – это наше «я», которым мы мыслим, воображаем, фантазируем; Жизненность – это «глубокое сердце» (Пс. 63:7) или «сокровенный сердца человек» (1 Петр. 3:4), который в нас верит, надеется и любит.
Личностное начало: 1. Отчий домен; 2. Христологический домен; 3. Харизматический домен.
Жизненное начало: 4. Мистический домен; 5. Сакральный домен; 6. Хозяйственно-вещественный домен.
Сущностное начало: 7. Разумный домен; 8. Художественный домен; 9. Эстетический домен.
Швейцарский богослов Урс фон Бальтазар сказал об этом так: «Наряду с древом Порфирия, который пытается ввести всё существующее в категории сущности, как класс, род, специфическая особенность и, наконец, индивидуум, появляются новые онтологические категории. Эти новые категории, не сводимые к категориям сущностным, отсылают нас одновременно к сфере существования и к сфере личности».
1.2. Рассуждая о Боге в богословии мы ставим перед собой те же вопросы. В самом деле: Кто наш Бог? – Пресвятая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Что Бог для нас? – Трёхипостасный Бог Единый в Своей Сущности, абсолютно Непостижимый и Непознаваемый ни нами, ни ангелами, ни, тем более, прочим тварным миром. Как открывается нам Непостижимый и Непознаваемый Бог? Прежде всего, Своею Благодатию или Своими Исхождениями, Энергиями, Силами или Действиями, которые прп. Григорий Палама дерзнул даже назвать низшими Божествами, каковы Любовь, Благость, Премудрость, Жизнь, Сила, Слава, Мир, Радость, Истина и бесконечное количество других имен, остающихся нам неизвестными, ибо мир не может вместить всей полноты Божественных проявлений, раскрывающихся в Энергиях, как он, по слову евангелиста Иоанна, не мог бы вместить книг, в которых было бы написано все то, что сотворил Иисус (Ин. 21:25).
Таким образом, отмеченная аналогия нашего триединства Триединству Божественному выявляет наше структурное подобие Богу, о котором и сказано в самой первой главе Св. Писания: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему; по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:26-27). Следовательно, наша исходная философская установка не только не противоречит Св. Писанию, но прямо соответствует Ему, и соответствует в самом главном.
А как понимать сотворение человека по образу Божию? Богообразность – это высшее достоинство человека. Святитель Григорий Нисский писал: «Образ Божий в человеке, поскольку он – образ совершенный, постольку он и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен так же обладать и Его непознаваемостью». То есть, дать определение «образу Божию» принципиально невозможно в силу непостижимости Бога. Не то структурное подобие Божие в человеке, которое и раскрывается мною в религиозной антропологии.
1.3. Поскольку в первооснове всего реально (а не номинально или концептуально) существующего лежит логос или зиждительное слово Творца, о чём мы и читаем в самых первых строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» [Ин. 1:1,3], – то утверждение, что человек есть триединство личности, жизненности и самобытного человеческого естества (природы) являет собой первейшее утверждение о нём или онтологический догмат о человеке. Все прочие определения человека уже вторичны и лишь раскрывают его. Другими словами, когда говорят, что человек есть дух и плоть или душа и тело, или дух, душа и тело, то это относится ко всем началам человека. Мы должны уметь видеть и в личности, и в природе, и в жизненности человека дух и плоть, душу и тело. Поэтому те учения о человеке, которые первично исходят из двуединства духа и плоти или души и тела или триединства духа, души и тела не могут быть полными по своим возможностям, так как не являются зиждительным словом (логосом) Творца о человеке.
Как любой догмат в богословии или аксиому в науке невозможно доказать или обосновать, так нельзя этого сделать и относительно онтологического догмата о человеке, а можно лишь раскрыть его содержание, что я и попытаюсь сделать далее.
В предыдущих книгах мы рассмотрели душу и тонкое тело человека, в настоящей – тело как таковое. Рассмотрение будет опираться на метафизические истины о человеке, сформулированные мною в книге «Шестоднев о человеке».
2. Метафизические истины о человеке. Прежде чем приступить к характеристике телесных доменов триединства человека вспомним антропологические законы или метафизические истины о человеке, сформулированные мною в книге «Шестоднев о человеке» [с. 179–181].
Метафизическая истина 1 – «Онтологический догмат о человеке». Человек есть триединство личности, жизненности и самобытного человеческого естества (сущности, природы). Другими словами, человек есть личность, не сводимая к сущности и существованию. Человек – особая природа, не определяемая ни личностью, ни существованием. И существование (экзистенция), или особая сфера жизненности человека, не сводится ни к его сущности, ни к личности человека. Таким образом, наше философское мироощущение и изъяснение всех человеческих проблем должно удовлетворять трем принципам: жизненному (экзистенциальному), сущностному и личностному, то есть включать в себя ведение (мудрость), разумение (знание) и персонализм. Только тогда мы можем рассчитывать на полное освящение и понимание всех вопросов, стоящих и возникающих перед человеком. Другими словами, только весь человек в полноте своего триединства – истинный предмет философии и только в свете триединого подхода может найтись адекватный ответ и верное решение всех человеческих вопрошаний.
Метафизическая истина 2 – «О трех сферах бытия». Человек создан для одновременного существования в трёх сферах бытия: духовной (небесной), идеальной (душевной) и плотской (земной). Каждая сфера бытия имеет свои формы самовыражения, строго адекватные своему уровню.
Метафизическая истина 3 – «О частном триединстве души, тонкого тела и тела». Человек есть частное триединство души, тонкого тела и тела. Тонкое тело имеет способность вместе с душой (энтелехия) отдельно от тела являться людям в виде двойников живущих и «призраков» умерших. После смерти энтелехии влекутся к тому, к чему стремился человек при жизни. Грешные души – к нечистоте, злу, порокам и их средоточию, то есть в преисподнюю; спасшиеся – к месту пребывания преиму-щественного обитания светлых ангелов – в рай.
Метафизическая истина 4 – «О троичности начал или о девяти доменах человека». Каждое начало человека (личность, сущность, жизненность) подчинено закону триединства. В каждом из них есть душа, тонкое тело и тело. И соответственно в каждом из начал есть душа, тонкое тело и тело. Тем самым человек состоит из девяти «частей» или доменов (ипостасных доменов): отчего, христологтческого и харизматического – в личности; разумного, художественного и эстетического – в сущности; мистического, сакрального и хозяйственно-вещественного – в жизненности. Домены ещё можно назвать «столпами» человека.
Метафизическая истина 5 – «О горизонтальной иерархии». В любом человеческом обществе сосуществуют люди трёх основ жизни.
В соответствии с тремя основами существуют три формы жизни и деятельности людей, обеспечивающие наибольшую полноту проявления заложенных в человеке сил и способностей. Три основы человеческого бытия, являясь параллельными путями к Богу, имеют внутри себя естественную соподчиненность, образуя единое структурное целое или горизонтальную иерархию Церкви и человеческого общества в целом.
Метафизическая истина 6 – «О трёх небесах». В каждой сфере жизни (в каждом домене) наличествуют три уровня духовности и идеальности или три неба.
Метафизическая истина 7 – «Метафизический код пола». Во всех доменах человека есть «мужское» и «женское», и человек должен быть либо тем, либо другим. У каждого человека есть метафизический код пола, каждый имеет свою «идеальную» женщину (мужчину).
Метафизическая истина 8 – «Греховные уровни бытия». Человек всегда существует на трёх уровнях бытия. Если в нём не раскрыт духовный пласт жизни, то в нём открывается бесовский уровень бытия. Если человек не живёт и в идеальной сфере бытия, то он опускается в демонические сферы жизни.
Метафизическая истина 9 – «Творческий человек». Человек есть существо творческое. Таланты даны ему Богом и он обязан их реализовать в жизни. Каждый человек имеет один, два или пять талантов разной интенсивности.
Метафизическая истина 10 – Пространство каждого домена составляют пять врожденных «чувств» или путей человека к Богу.
Этими метафизическими истинами не исчерпывается догматика о человеке. Десять истин – это лишь тот минимум, который необходим для понимания проблемы человека и который мы будем далее дополнять по мере раскрытия внутренней структуры доменов человека.
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель и публицист, Санкт-Петербург