Друзья познаются в беде. И в войне. Особенно, когда ты один против всего дикого запада. И любое проявление симпатии к тебе квалифицируется как преступление. Оказывается, что у России есть не только недружественные, но и дружественные страны. В меру своей независимости и возможностей они поддерживают нас, чем могут. О странах будет разговор особый. Сегодня поговорим о людях. Люди чаще всего проявляют своё отношение к нашей стране более-менее свободно. Конечно, с учётом тотальной антироссийской пропаганды и преследований за инакомыслие по отношению к глобалистскими СМИ.
Наглядным выражением такого отношения стал прошедший на днях Всемирный молодёжный фестиваль. В нём участвовало двадцать тысяч человек из ста восьмидесяти стран мира. И дело не в цифрах. Хотя и они впечатляют. Люди приехали «со всего мира». За исключением нескольких стран. Хотя в нынешних условиях это сделать не просто и небезопасно. Приезд в Россию означает публичную поддержку нашей страны, выступление против «мирового гегемона», идёт вразрез с «глобальной политикой». Все это понимают. И, тем не менее, люди приехали, даже из «недружественных» стран. Почему? Почему, несмотря на усиленное навязывание мнения о России как агрессоре против Украины, люди тянутся к нам, доверяют нашей стране?
Если очень коротко – потому что Россия за правду, за справедливость, за традиционные ценности. А ещё люди помнят бескорыстную помощь Советского Союза народам «развивающихся стран» (как тогда говорили). Ярчайший пример – Афганистан. Даже наши противники в той войне сейчас признают, что «шурави» (люди из России) несли на их землю справедливость и помогали афганцам, чем могли. В отличие от американских «благодетелей», которые привозили оружие, распространяли наркотики – сеяли смерть. И таких примеров множество.
Вот почему большинство африканских стран откликнулись на призыв собраться по российским крылом для борьбы за лучшую жизнь, против колониальной удавки «цивилизованного» мира. Не чураются дружеских объятий сербы, сирийцы, кубинцы, корейцы, монголы…
Да, Советский Союз взвалил тогда на себя непосильную ношу – помочь всем нуждающимся. И это была одна из причин ослабления страны. Надо уметь рассчитывать свои силы, выбирать наиболее рациональный план действий. Это не означает ослабление объединительных усилий. Наоборот – усиление. Но при этом их надо правильно организовать. Необходимо собрать воедино борцов с колониализмом, создать организацию. Но не по примеру идеологического коминтерна, а за справедливый мир на всей планете. Если кратко – Всемирную организацию «Справедливый мир».
В эту организацию обязательно должны войти представители русской диаспоры. За исключением тех, кто считает «эту страну» не родиной, а местом зарабатывания денег.
Со времён перестройки у нас сложилось мнение, что русская эмиграция сплошь антисоветская. Это далеко не так. Да, наиболее активная часть эмиграции считала своим священным долгом бескомпромиссную борьбу с большевизмом. Однако значительная часть русской эмиграции сочувственно относилась к России советского уклада. Эти люди не только сочувствовали, но и помогали своей Родине. Но о них мы почти ничего не знаем.
Уже в конце 1920-х годов произошла попытка эмигрантов объективно осмыслить происходящее в стране Советов. Основную группу составили левоевразийцы Л. Карсавин, П. Сувчинский, С. Эфрон, Д. Святополк-Мирский, К. Родзевич, В. Сеземан, А. Лурье, а также парижский национал-максималист Ю.А. Ширинский-Шихматов и лидер эмигрантского национал-большевизма Н.В. Устрялов.
Левые евразийцы осмысливали значение СССР в качестве новой формы исторического бытия России. Об этом свидетельствовал девиз газеты «Евразия»: «Кто хочет быть субъектом истории, тот должен быть с Россией».
Левым евразийцам близка по духу и судьбе её участников «Смена вех». Это направление в послереволюционной Русской мысли возникло ещё в конце гражданской войны. В 1921 году в Праге вышел сборник теоретических статей с таким названием, в котором была сформулирована новая идеологическая доктрина: отказ от вооружённой борьбы с большевиками, поддержка державной политики Советов и переключение на идеологическую борьбу с интернационализмом за национальные традиции внутри России. Главным идеологом этого направления Русской мысли был Николай Васильевич Устрялов (1870-1937). Вот что он писал в своём сборнике «В борьбе за Россию»: «…Выясняется с беспощадной несомненностью, что путь вооруженной борьбы против революции – бесплодный, неудавшийся путь. … С точки зрения русских патриотов русский большевизм, сумевший влить хаос революционной весны в суровые, но четкие формы своеобразной государственности, явно поднявший международный престиж объединяющейся России и несущий собою разложение нашим заграничным друзьям и врагам, должен считаться полезным для данного периода фактором в истории русского национального дела…». Это заключение не кабинетного теоретика. Устрялов с воодушевлением воспринявший Февральскую революцию и крайне негативно Октябрьскую, активно участвовал в Белом движении. Руководил пресс-службой Колчаковского правительства. Однако ещё в ходе гражданской междоусобицы он постепенно приходил к мысли о неизбежности поражения Белой армии. После разгрома армии Колчака он оказался в городе русского исхода Харбине. Здесь горькие размышления о причинах поражения Белого дела привели его к необходимости «смены вех» (в противоположность «Вехам» предреволюционным).
«…Явный крах старого пути всемирной и, главным образом, вооруженной борьбы с большевизмом повелительно диктует нам какие-то новые способы и формы служения Родине. После крушения власти адмирала Колчака и генерала Деникина русские националисты очутились как бы над неким провалом, который необходимо заполнить… Следовательно, нужно искать другой выход».
Николай Васильевич вовсе не призывал к безусловному приятию большевизма или полного примирения с ним. «Должны лишь существенно измениться методы его преодоления. Его не удалось победить силой оружия в гражданской борьбе - оно будет эволюционно изживать себя в атмосфере гражданского мира». И в этом он оказался совершенно прав.
Близкими по своим идеям сменовеховцам и левым евразийцам были национал-максималисты во главе с князем Ю.А. Ширинским-Шихматовым. Идеология национал-максимализма впервые была дана в его докладе «Национал-большевизм и свободно-избранные Советы как путь к национализации революции».
Более того, именно Юрий Алексеевич сумел совершить казалось невозможное – объединить разрозненные эмигрантские общественно-политические движения в единое, так называемое, пореволюционное движение.
Князь Юрий Алексеевич Ширинский-Шихматов (1890, Санкт-Петербург – 1942, Освенцим), кавалергард, военный летчик, участник первой мировой войны и Белого движения, уже, будучи в эмиграции осмысливая произошедшее, пришёл к выводу, что в борьбе за Россию следует не бороться с революцией, а возглавить её, повести по пути максимально возможной национализации революционных процессов, происходящих в стране.
Есть устоявшееся мнение (миф) о том, что всем русским патриотам уготована гибель в большевистских лагерях, однако и в цивилизованной Европе их погибло немало. Судьба князя Ю.А. Ширинского-Шихматова в эмиграции была трагичной. По некоторым сведениям он был арестован немцами и расстрелян в Освенциме. Таким образом, князь Ю.А. Ширинский-Шихматов участвовал в борьбе с германским нацизмом и разделил участь многих советских воинов.
Монахиня Мария (Скобцова) (1891-1945), больше известная как «Мать Мария», в статье «Русская мессианская Идея до славянофилов» писала: «…Речь, конечно, не о политическом лидерстве России. Русские, как и другие славянские племена, не любят политической силы и не хотят войн. Но если православные начала оживят все сферы жизни общества, тогда оно само откажется от насилия, перестанет следовать закону мира и откроется для непосредственного божественного вмешательства…».
Это высказывание напрямую относится к теме нашего разговора. Только Россия готова взвалить на себя труд объединения здоровых сил на планете. Вот почему создаваемое всемирное объединение вправе назваться «Друзья России». Это гарантия сохранения традиционных ценностей и культуры всех народов на земле. Как это происходило в Российской империи и в значительной степени в Советском Союзе. Россия не будет строить мир «под себя». Нам этого не нужно. Мы и так мировая империя. Для нас важно, чтобы в мире прекратились войны, исчез голод и наши дети жили под мирным небом нормальной человеческой жизнью. Все, кто принимает эти простые истины, вступайте в ряды Друзей России.
Мы помним, что у России два союзника – армия и флот, но друзья живут по всему миру.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»