Настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках, ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области иерей Владимир Суханов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о том, какие требования предъявляются к сёстрам милосердия и почему им не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, сообщает Патриархия.ru.
«Всегда важно понимать, чем продиктовано желание записаться на курсы по подготовке младших медсестёр и пойти трудиться в госпиталь, - отметил отец Владимир. - Из разговора становится ясно, что движет будущей сестрой милосердия. Одно дело, если она говорит, что не может сидеть дома и должна сделать что-то полезное, чтобы чем-то себя занять. И совсем другое, когда человек подходит с позиции жертвенной любви, с желанием послужить ближнему.
Еще я спрашиваю, ходит ли человек в храм и участвует ли в церковных таинствах. Не все из кандидатов воцерковлены, иногда в волонтёры просятся знакомые и друзья сестёр, а также те, кто откликнулся на призыв председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Верейского Пантелеимона послужить ближнему. И тогда объясняю, что им придётся столкнуться с болью, страданиями. Что и сами сёстры иногда испытывают довольно серьёзные личностные трудности, видя ребят с тяжёлыми ранениями, без руки или ноги, или пребывающих в тяжком психологическом состоянии. Это сильный стресс, поэтому прежде всего человек должен научиться любить. Только любовь к Богу может дать силы нести крест такого служения. А это невозможно без духовной жизни. И если человек утверждает, что он любит Бога, но в храм не ходит и Бог у него только в душе, я напоминаю ему изречение Спасителя: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15)».
«Одна из этих заповедей — человек должен посещать храм и стараться жить духовной жизнью, - призвал пастырь. - Именно молитва и участие в церковных таинствах приносит нам благодать, наполняет любовью сердце и придаёт сил делиться этим с другими, тем более с ранеными или больными, которые так нуждаются в этой любви.
Кроме того, важно понимать, как относятся к желанию сестры поехать в Донбасс её близкие. Например, мамочка хочет помогать в госпитале на новых территориях, а у неё самой пятеро детей и муж против. В таком случае приходится говорить: всё-таки ваше служение — это ваша семья. Если ваш муж против, то вы должны слушаться мужа, потому что так устроил Господь. Надо аккуратно помочь не совершить ошибку».
По его словам, «признаком готовности сестры можно считать её понимание, какая помощь в настоящий момент требуется конкретному человеку, что нужно для его выздоровления. Ведь контингент бойцов в госпитале очень разный. Поэтому поначалу сестру на месте обучают наставники. Опытная сестра всегда знает, что с одним бойцом надо поговорить, другого молча выслушать, с третьим помолиться. Бывают ситуации, когда раненый признаётся, что очень переживает за своих погибших товарищей и даже не может спать, потому что они, как живые, стоят перед глазами. В этом случае к бойцу лучше пригласить священника».
«К сожалению, - посетовал отец Владимир, - пока бойцы по большей части люди нецерковные. Некоторые даже не могут сформулировать, что такое вера и Кто такой Христос. А кто-то первый раз оказывается рядом со священником и не знает, что у того можно спросить.
Вопрос таинств, в частности Причастия, очень тонкий, не все знают и понимают его смысл. И чтобы донести до человека самую суть, нужны опыт и деликатность священника. Ведь многие вещи, очевидные для церковного человека, что без Причастия, исповеди, молитвы жить нельзя, для участников военной спецоперации вовсе не очевидны и могут вызвать самые разные чувства и эмоции».
«У нас был случай, когда боец просил его покрестить. Сестра спросила: "Вы знаете, Кто такой Христос?" И услышала в ответ: "Нет, я не знаю", — и далее рассказ, что перед боем, средь бела дня, будучи некрещёным, этот человек увидел в небе икону Спасителя (по описанию, скорее всего, образ Спаса Нерукотворного). Видение настолько поразило его, что он дал обещание: если останется жив, обязательно крестится. В этом бою погибло много его товарищей, а он был ранен и в госпитале, наконец, смог выполнить свое обещание», - рассказал священник.
«Говорить о вере сёстрам не возбраняется, - продолжил рассказ отец Владимир. - Все они люди церковные, прошли определённый духовный путь, учились на курсах младших медсестёр. Я скажу даже больше: бойцы охотнее разговаривают о вере с сёстрами милосердия, чем со священниками. И один из командиров объяснил, почему это так: в армии священник многими бойцами воспринимается как старший по званию; а со старшим по званию разговаривать по душам не всегда комфортно.
Один раненый признавался, что боится разговаривать со священником и не будет задавать ему те вопросы, какие задаёт сестре милосердия. Я бы сказал, что сёстры несут на себе труд первичной катехизации, помогают снять психологический барьер, без них беседа священника с бойцами может не состояться. Но если боец начинает расспрашивать о таинствах, то сестра должна предложить ему поговорить со священником. Например, он говорит: "Вы утверждаете, что надо жить духовной жизнью, а в чём заключается духовная жизнь?" И сестра должна сказать, что на такой вопрос лучше ответит священник».
«Пока идут боевые действия, остаются проблемы с загруженностью госпиталей и их безопасностью. Бывает, что число коек увеличивается и, соответственно, туда требуется больше сестёр. Последнее время мы стали замечать, что персонал госпиталя начинает привыкать к нашим сёстрам. Администрация видит, что это адекватные, подготовленные люди, которые действительно приносят много пользы: не только покормить или напоить, побрить, помыть голову, подстричь, но и перестелить кровати или аккуратно перевернуть пациента. Бывает, сестёр об этом просят. Часто получается так, что сначала в госпитале трудится пять-шесть сестёр, а через месяц медперсонал просит прислать еще. Подчеркну, что такой дефицит испытывают все военные госпитали в нашей стране», - сказал священник.
«Если год назад ребята были в шоковом состоянии и неохотно шли на контакт и делились своими переживаниями, то сейчас ситуация изменилась, - отметил отец Владимир. - Бойцы хотят проговорить какие-то важные для них вещи, и священников в госпиталях уже не хватает. Нередко попадаю в ситуацию, когда меня ждет в палатах ещё десять человек, а я задержался у постели кого-то одного. Прервать его и уйти не могу, потому что ему нужно выговориться. Я считаю, что для нашей Церкви сейчас наступила уникальная возможность миссии среди молодых мужчин, которые ни разу в жизни не были в храме и никогда не думали о Боге. После участия в боевых действиях у них изменилось мировоззрение. В госпитале они встречаются со священником и могут получить ответы на свои духовные вопросы. Главное, что для этого открыта их душа. Как Господь говорил, жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37)».