4 января 2024 года (по старому стилю) исполняется 229 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией, посвящённой писателю, куда вошли цифровые копии книг, статей, архивных документов и изобразительных материалов. В коллекцию также включены тексты художественных произведений, в том числе комедии «Горе от ума», сделавшей автора классиком русской литературы, а также переписка, путевые заметки, стихи А. С. Грибоедова. Кроме того, представлены литературно-критические работы, посвящённые его творчеству, биографические материалы, в которых отражены подробности его дипломатической деятельности и трагической гибели, изображения памятников А. С. Грибоедову и другие документы.
«Это был человек гениального ума, всестороннего образования, талантливый писатель, композитор, блестящий дипломат, удивлявший современников своими государственными способностями», – так о писателе в своём очерке «Александр Сергеевич Грибоедов: к 150-летию со дня рождения» (1945) говорит А. Богданова.
Грузинский князь, драматург Давид Эристов рассказывает о жизни, любви и деятельности Грибоедова-дипломата в Биографическом очерке (1870): «Александр Сергеевич родился в богатой и очень образованной дворянской семье. Родители позаботились о том, чтобы сын получил блестящее образование. В пятнадцать лет Грибоедов поступил в университет, причём заботливая мать, боясь, чтобы сын не увлёкся «завиральными идеями», посылала его в университет в сопровождении гувернёра, и сама выбрала ему «этико-политический» факультет, как наиболее соответствовавший будущей карьере сына». Экзамен в Московском университете совпал с началом Отечественной войны 1812 года. Грибоедов экзамен сдал и не смог оставаться равнодушным к великим событиям этой исторической эпохи. Несмотря на своё «этико-политическое» образование, Александр Сергеевич поступил в Московский гусарский полк. Военной службе Грибоедов посвятил четыре года, а затем отправился в Петербург. Здесь он увлёкся театром и музыкой. По словам Эристова: «Грибоедов с детства пристрастился к музыке. Он отлично играл на фортепиано, ещё лучше импровизировал и хорошо знал теорию музыки, занимаясь в Петербурге у тогдашнего известного профессора Иоанна Миллера». Из биографического очерка мы узнаём о том, что «театромания разыгралась для Грибоедова весьма печальным эпизодом, имевшим влияние на дальнейшую его судьбу». Писатель оказался замешан в любовной истории, закончившейся для одного из её участников дуэлью со смертельным исходом. «Всё это произвело на Грибоедова потрясающее впечатление. Ему нужно было вырваться из этой жизни, чтобы ничто не напоминало о ней. Случай как раз представился. Поверенный России в делах Персии Мазарович предложил ему ехать в Персию. Грибоедов не колеблясь согласился на это предложение», – читаем у Эристова.
В Персии писатель прожил три года. Здесь он занимался персидским языком, и мог впоследствии довольно легко на нём изъясняться. Персия произвела хорошее впечатление на Грибоедова, но Александр Сергеевич подал прошение о переводе в Грузию, в город Тифлис, на должность чиновника по дипломатической части. Как пишет Давид Эристов: «Грибоедов был одним из первых русских, с любовью отнёсшихся к нашей стороне; трезво смотрел на её будущее и горячо сочувствовал её судьбам. Он один из первых – если не первый сумел понять, что в ней живут люди, достойные симпатии, поддержки и любви со стороны всех порядочных людей русской земли…». И далее у Эристова: «Жизнь его в нашем городе была самая скромная; он большей частью оставался дома, одетый в туземный архалук, занимался литературой и музыкой». В Тифлисе было всего два фортепиано – у Грибоедова и у князя Александра Чавчавадзе. А ещё у князя Чавчавадзе была дочь Нина – «одно из прекраснейших созданий того времени». «Красавица собою, великолепно образованная, с редким умом, она, безусловно завоёвывала симпатии всех, кто только с ней был знаком. Все, кто только её знал – люди самых различных слоёв, понятий, мнений – сходятся в одном, что это была идеальная женщина», – такой портрет будущей жены Грибоедова рисует Давид Эристов.
А вот как сам писатель описывает своё сватовство к грузинской княжне: «16-го июля я обедал у моей старой приятельницы Ахвердовой. За обедом сидел против Нины Чавчавадзе, всё на неё глядел, задумался, сердце забилось; не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе – теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную; выходя из-за стола, я взял её за руку, щёки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и всё живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал её, потом к матушке, к бабушке, чтобы нас благословили. Потом отправили к её отцу курьера с письмами от нас и от родных…».
Свадьба Грибоедова состоялась 22 августа 1828 года. Венчание происходило в Сионском соборе. После свадьбы писатель совершенно преобразился. «Мы видим его счастливого, наверху блаженства!» – пишет Эристов. Сам Грибоедов так описывает свою семейную жизнь в письме к одной знакомой: «Жена моя, по обыкновению, смотрит мне в глаза, мешает писать. Знает, что пишу к женщине и ревнует. Женат, путешествую с огромным караваном, 110 лошадей и мулов, ночуем под шатрами на высотах гор, где холод зимний. Нинушка моя не жалуется, всем довольна, игрива, весела; для перемены бывают нам блестящие встречи, конница во весь опор несётся, пылит, спешивается и поздравляет со счастливым прибытием. Как всё это случилось? Где я, что и с кем? Будем век жить, не умрём никогда!».
К сожалению, насладиться семейным счастьем Александру Сергеевичу не довелось. По обязанностям службы Грибоедову необходимо было отправиться в Тегеран, как он сам думал, на короткий срок. Ехал, сгорая от нетерпения скорее вернуться к молодой, любимой жене. В Тегеране Грибоедову суждено было погибнуть трагической, но вместе с тем геройской смертью.
Как пишет литературовед Всеволод Соловьёв в книге «Александр Сергеевич Грибоедов» (1900): «Горе молодой жены Грибоедова было безгранично. Следуя указу мужа, она похоронила его в монастыре святого Давида, близ Тифлиса. Нина Чавчавадзе была счастливой женой всего несколько месяцев, хранила же она верность своему погибшему супругу 30 лет – до самой своей смерти.
На могиле мужа Нина Александровна поставила великолепный памятник – крест на высоком гранитном устое; у подножья креста – коленопреклонённая жена. Глубоко трогательная надпись украшает памятник: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?».