Как мы помним, официальная причина смерти жившего в Харькове блогера Гонсало Лиры (гражданина США и Чили) всё еще неизвестна. С начала СВО Лира начал публиковать видеосюжеты, в которых поддерживал позицию России, критиковал киевский режим и политику Запада. Немудрено, что 1 мая 2023 года Гонсало Лира был арестован СБУ. Позже Гонсало выпустили под залог, он пытался бежать на мотоцикле в Венгрию, где хотел просить убежища. Но на границе был задержан и заключён под стражу.
В сети было озвучено предположение, что представители Державной Безпеки Украины вымогали у схваченного журналиста деньги, полагая, что «коль уж американ-бой, то денег, должно быть, куры не клюют».
Пишет Светлана Пикта:
«То, что у Гонсало СБУ вымогала бабки - это к бабке не ходи. Тоже мне бином Ньютона. Причём на Украине адвокаты втихаря советуют подозреваемым по политическим статьям: лучше бабки, чем много лет в СИЗО, пока заседания будут бесконечно переносить. Именно так влип на 6 лет в украинское СИЗО российский гражданин Мефёдов за возложение цветов к могиле Неизвестного Солдата. По такой же схеме обрабатывали моего соседа Васильца. Так же шантажировали старейшего на тот момент политзаключенного харьковчанина Мехти Логунова».
Телеграм-канал «Образ будущего»:
«Именем американца Гонсало Лиры нужно назвать улицу в Москве, не говоря уже о Донецке. Лучше всего тупик, на котором находится посольство Украины в Москве. Тупик Гонсало Лиры.
Американец, забитый насмерть в Киевском СИЗО на спецкорпусе, подконтрольном СБУ, стал жертвой вымогателей. Сотрудники СИЗО и оперативник СБУ вымогали из Гонсало $250 000 за изменение меры пресечения. Вице-консул посольства США, занимавшийся проблемами гражданина Лиры, был осведомлен о вымогательстве и дважды писал заявление в СБУ и ОП. После этого вымогатели за перевод под подписку о невыезде стали требовать $500 000. Средства хотели в крипте на карту Монобанка, принадлежащую сотруднику СБУ.
Спустя трое суток после повышения ставок Гонсало обратился к адвокату, и, не дождавшись встречи с ним, был убит. Бригада скорой помощи зафиксировала остановку сердца и многочисленные ожоги на теле от электрошокера. Посольство США молчит, Офис Зеленского молчит, СБУ готовы оплатить доставку груза 200 до Польши и на том всё.
Занавес».
Разговоры о вымогательстве, вполне возможно, могли бы быть сочтены некой «конспирологией». Однако после первого ареста Гонсало опубликовал записку, в которой поведал о своём пребывании в украинском узилище.
Приводим текст по публикации в «Комсомольской Правде»:
«1 августа 2023 года.
Прямо сейчас я собираюсь попытаться выбраться с Украины и попросить политического убежища в Венгрии.
Либо я перейду границу и доберусь до безопасного места, либо меня заставит исчезнуть киевский режим.
Вот что было со мной за последние три месяца.
1 мая меня арестовали за видео на YouTube. За мои видеоролики с критикой Запада и его марионеточного режима в Киеве. Ролики о том, как они разрушают Украину.
В моем обвинительном заключении прямо говорится: все, что я делал — обсуждал общеизвестные факты о войне. Признак демократического общества - свобода слова.
Но Украина Зеленского — это не демократия. Это воровской, коррумпированный, убийственный бандитский режим, который маскируется под «демократию».
После ареста мне выдали документы, которые гарантировали право связаться с адвокатами и близкими, а также внести залог.
На деле мне запретили звонить, даже адвокатам. И не позволили внести залог, хотя у меня были на это деньги.
Иными словами, формальности соблюли лишь на бумаге. Это Украина Зеленского. Вот что заботит его бандитский режим: прикрыться «верховенством закона», маскируя грязную коррупцию.
Вот почему они безжалостно преследуют любого, кто говорит правду. Я не единственный так называемый «пропагандист», которого киевский режим бросил в тюрьму.
Именно поэтому они расстреливают любого солдата ВСУ, который осмелится отступить…
В СИЗО меня пытали. Охранники никогда не бьют заключенных. Они поручают пытки другим заключенным. Один такой даже извинился передо мной - сказал, что у него нет выбора. Думаю, он не лгал.
В первой камере, где я сидел, мне сломали ребро. Но это было не так уж и плохо. Хуже всего было в четвертой камере.
С 13:00 до 19:00 следующего дня — тридцать часов — меня избивали и лишали сна, выкручивали руки в суставах.
Было чертовски больно, но с этим еще можно было справиться. А потом два головореза схватили меня за голову и стали тыкать зубочисткой в правый глаз, спрашивая: смогу ли я читать, если ослепну.
Один головорез так сильно ударил меня в грудь, что остался огромный желто-зеленый синяк. Смотрящий его отругал за то, что оставил явный след пытки.
Через два дня старший охранник наконец пришел проверить мое здоровье. Наверное, на этом настояло чилийское посольство. Из посольства США мне звонили три раза, но это были лишь пустые слова.
Охранник сказал снять рубашку, чтобы он мог меня осмотреть. Синяки были впечатляющими, но он просто кивнул и сделал вид, что ничего не заметил.
Почему меня пытали? Не думаю, что из-за моих видео.
Да, СБУ меня арестовала из-за видео. Но когда СБУ проверила мои компьютеры и счета, то поняла, что я не беден.
Поэтому, когда меня посадили в тюрьму, СБУ начала вымогать у меня деньги, используя охранников и заключенных. Рассказывать об этом в соцсети долго, поэтому я пишу об этом книгу.
В общей сложности они вымогали у меня 70 000 долларов США. И поделили их между собой.
Когда меня только арестовали, они забрали еще 9 тысяч долларов (мою заначку на случай чрезвычайной ситуации). Плюс 11 000 долларов залога. (В июле Гонсало все-таки выпустили под залог - Прим. Авт.)
Я никогда не получу ничего обратно, потому что решил покинуть Украину до суда. Мой суд назначен на среду, 2 августа, и мне уже сказали: я БУДУ признан виновным. Мне дадут от пяти до восьми лет тюрьмы.
По условиям залога я должен носить электронный браслет и не покидать Харьков, а тем более страну. Но браслет мне не надели и документы вернули.
В СИЗО я рассказал заключенному, как в прошлом году меня задержали, отпустили, но запретили покидать Украину. Он посмеялся. «Они давали понять, что ты можешь уйти!»
На этот раз, похоже, происходит то же самое: они говорят мне не уходить, но оставляют дверь открытой. Или, может быть, они подставили меня, чтобы оправдать мое помещение в тюрьму, чтобы никто никогда не узнал об их грязной схеме вымогательства:
Госдепартамент США меня бы вернул (на Украину в случае побега - Прим. Авт.). Я не черная лесбиянка-наркоманка или трансгендерный мошенник. Кроме того, Виктория Нуланд (экс-госсекретарь США - Прим. Авт.) меня ненавидит до глубины души, по крайней мере, мне так говорили. Я надеюсь, что венгры прочтут мое обвинительное заключение и скажут: «Это ерунда, мы его обратно не отправим».
Редакция «Русской Народной Линии»