В который раз всплывает в общественном мнении крайне болезненная для традиционного Русского Сознания тема «Доносов».
Кандидат филологических наук и научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского в Старой Руссе Сергей Шараков пишет в своём блоге ВКонтакте:
«Достоевский в пору своей духовной и писательской зрелости назвал личную проблему, которая суть проблема русского человека вообще: если я узнаю о заговоре против царя, я не смогу донести на заговорщиков, и это при том, что царя я поддерживаю, а заговорщикам не сочувствую (пересказ по памяти – С.Ш.). Сама по себе тема – доносить/не доносить – отдельная история. Важно то, что для писателя это была проблема».
Речь идёт о «Разговоре Достоевского с Сувориным о недоносительстве на террористов».
Стоит напомнить.
«В день покушения на Лорис-Меликова, часа в 2–3, я сидел у Достоевского. Припадок падучей только что прошёл у него. В маленькой гостиной с белой столовой мебелью и бедной, он сидел на диване и набивал себе папиросы. Лицо его было странное. Он сам сказал мне, что у него бы припадок. Мы разговорились о разных разностях политических. Тогда только и разговоров было, что о покушении и т.д. Зимний дворец только что был взорван. Достоевский говорил о том, что мы все ужасно неискренни и лицемерны, что в сущности мы сочувствуем всем этим покушениям и только притворяемся.
– Ну, например, представьте себе, вы или я, мы стоим у магазина Дациаро и слышим, что нигилист говорит другому, что через десять минут Зимний дворец будет взорван. Пошли ли бы их предупредить? Едва ли. Я сомневаюсь. А уж схватить этих нигилистов или указать на них полиции, да это и в голову не пришло бы. А ведь мы с вами вот как негодуем против этих преступлений и говорим против них. Что же другие? Другим и подавно до этого дела нет».
(Запись Суворина от 28.09.1899 (Дневник Алексея Сергеевича Суворина. М., 2000. С. 351-352)).
«В целом – это проблема в поле русской культуры с её этосом различения закона и благодати», продолжает свои рассуждения Сергей Шараков.
Почему же эта тема сегодня воспринимается не как некие отвлечённые этические рассуждения в кабинета, а нечто, весьма актуальное?
Шараков полагает, что проблема в том, что «в нынешнее время, наряду с ростом отчизнолюбивого воодушевления, появляются ростки гнилого патриотизма, которые способны задушить все доброе и чистое в народном чувстве».
О чём идёт речь?
Цитируем Шаракова: «Есть такой медийный персонаж Сергей Карнаухов. Вот его объявление в Телеграмме:
"Если вы знаете деятеля культуры, который должен быть привлечен к ответственности за антироссийскую позицию, напишите мне в формате: ФИО, где трудится, например, театр, основание для привлечения, например, высказался там-то, ссылка". Вот так, ничтоже сумняшеся, предлагается доносить», делает Шараков вывод из написанного Карнауховым.
Далее имя Сергея Сергеевича Карнаухова преподносится в качестве «персонажа <который> хочет повторения 37-го года».
Ну, и далее вполне в Российском интеллигентском ключе: «Здесь нет этической рефлексии. Да, сама ситуация сегодня такова, что разделение на черное и белое – процесс объективный и необходимый. Но когда человек сам берется делить соотечественников на овец и козлищ – это другая, дурнопахнущая, история».
Напоследок ещё из более ранней записи Суворина:
«Достоевский говорил о том, что мы все ужасно неискренни и лицемерны, что в сущности мы сочувствуем всем этим покушениям и только притворяемся».
А давайте, уважаемые читатели «Русской Народной Линии», попробуем представить, что этот вопрос Федор Михайлович задает нам.
Редакция «Русской народной линии»
4. Отделаюсь анекдотом
3. Так 37 год ведь благо!
2. Ответ на 1, Сергей:
Вот это - "Если вы знаете деятеля культуры, который должен быть привлечен к ответственности за антироссийскую позицию, напишите мне в формате: ФИО, где трудится, например, театр, основание для привлечения, например, высказался там-то, ссылка" -
это мерзость, русскому человеку противная. Позор стукачам.
Видимо, речь шла не об "анекдотах про Вовочку", а о тех действиях культурных деятелей, от которых зависит вектор развития соответствующего очага культуры.
Вряд ли речь о банальном стукачестве. Хотя, несомненно, грань тонкая - зависит как от умственных качеств доносителя, так и от его нравственных качеств.
1.
Если известно, что человек намерен сделать зло (или призывает к этому других) - то достойно будет этому помешать. В том числе и доносом, если другие пути невозможны.
А если речь о гражданской позиции, взглядах человека - то доносить на него недостойно, противно. Не нравятся его взгляды - попробуй переубедить. Не смог - оставь в покое.
Вот это - "Если вы знаете деятеля культуры, который должен быть привлечен к ответственности за антироссийскую позицию, напишите мне в формате: ФИО, где трудится, например, театр, основание для привлечения, например, высказался там-то, ссылка" -
это мерзость, русскому человеку противная. Позор стукачам.