В первой части нашей работы («Как устроен человек. Структура и функция») мы кратко обозначили принципы устройства нашего физического тела. Теперь настала очередь рассказать о нервной и психической деятельности.
Наш мозг – самое совершенное и сложное творение из всех материальных структур. Более девяноста миллиардов нейронов и еще столько же не нейронных клеток. Целая вселенная, сокрытая в нашем черепе, столь же неисчерпаемая как и просторы космоса. Самое сложное и загадочное устройство в мироздании. Так же, как и сердце, мозг ни на секунду не прекращает свою работу, обеспечивая жизнь нашего организма. Именно мозг создает привычную нам картину мира. Все органы чувств неразрывно связаны с мозгом. Приходящая от них информация тщательнейшим образом фильтруется и обрабатывается, прежде чем достигнуть нашего сознания. Процесс может занимать какие-то доли секунды, но он происходит обязательно, формируя итоговую картинку. Так что мы видим не столько глазами, сколько мозгом. Слышим не столько ушами сколько мозгом. Вкус, обоняние, осязание – ничто не проходит мимо мозга, ничто не избегает его активного вмешательства. Даже если наше сознание не участвует в этом процессе. Мы можем осознать лишь то, что достигает коры больших полушарий головного мозга. Причем лишь в данную минуту времени. Вся остальная деятельность нейронов и глиальных клеток закрыта от нас непроницаемой завесой тайны.
Сложность мозга видна даже в его анатомическом строении. Головной мозг состоит из ствола мозга, переднего мозга и мозжечка. По степени глубины он делится на кору, подкорку и продолговатый мозг. Самый верхний слой – это кора. Подкорка – структуры мозга находящиеся между корой и продолговатым мозгом. К ней относятся: гипоталамус, зрительные бугры, лимбическая система, ретикулярная формация, таламус и базальные нервные узлы.
Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, моста и среднего мозга. Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, расположен в задней части черепа. Через него в головной мозг проходит информация из органов и тканей организма, а обратно к органам передаются команды головного мозга. Так же в продолговатом мозгу находится ретикулярная формация, координирующая работу сердца, безусловные рефлексы и биоритмы организма. Мост отвечает за движения глаз, мимику и слуховые пути. Средний мозг – самая верхняя и маленькая часть мозгового ствола. Состоит из верхних и нижних холмов. Верхние отвечают за визаульные рефлексы, нижние – за рефлексы слуховые.
Передний мозг состоит из промежуточного и конечного мозга. К промежуточному мозгу относятся: метаталамус, таламус, эпиталамус и гипоталамус.
Таламус отвечает за первичную обработку зрительных, слуховых и вкусовых сигналов. Участвует в запоминании, двигательных реакциях, таких как сосание, жевание, глотание и смех. Также таламус участвует в проявлении инстинктов, эмоций, регулирует сложные движения, циклы бодрствования и сна.
Гипоталамус – служит как бы мостиком между головным мозгом и телом. Он состоит из группы ядер (скоплений нейронов) каждое из которых управляет инстинктами. Гипоталамус отвечает за обменные процессы, гомеостаз, чувство голода, жажды, температуру тела, сон и бодрствование. Самые ничтожные нарушения работы гипоталамуса приводят к серьезным психическим и физическим расстройствам. В нижней части гипоталамуса расположена важнейшая железа нашего тела – гипофиз.
Мозжечок, расположенный в затылочной части, отвечает за координацию движений, их запоминание и автоматизацию. Кроме мозжечка за автоматизацию движений отвечают базальные ганглии, расположенные в глубине больших полушарий. А еще мозжечок принимает участие в эмоциях и координации мыслительной деятельности.
Основную часть мозга – 80% всей массы составляет конечный мозг, который состоит из двух полушарий и соединяющего их мозолистого тела. Кору головного мозга еще называют серым веществом. Благодаря ей мы можем осуществлять сложные психические процессы. Мыслить, мечтать, планировать. При этом толщина серого вещества новой коры всего 3 мм. Вообще кора состоит из 6 слоев и делится на древнюю, старую и новую. Древняя кора – обонятельная она занимает около 2% . старая кора занимает 3% и отвечает за краткосрочную память. Самые важные центры расположены в новой коре. Она условно разделена на четыре части: затылочную, височную, теменную и лобную. Задняя часть коры полушарий отвечает за восприятие окружающего мира, а передняя анализирует эту информацию, планирует и принимает решения.
Ранее ошибочно полагали, что в коре существуют строго дифференцированные участки, отвечающие за ту или иную функцию. Наиболее знамениты, до сих пор встречающиеся во всех учебниках, зоны Брока и Вернике, хотя явление пластичности мозга было научно доказано еще в 70-х – 80-х годах ХХ в. Зоны дифференциации действительно существуют. Зона Брока – находящаяся в левой лобной извилине отвечает за воспроизведение речи. При ее повреждении человек понимает речь, но сам говорить не может. Зона Вернике находится в левой верхней височной извилине. При ее повреждении человек перестает понимать, что ему говорят. Все вроде бы так. Но локализация этих зон носит относительный характер, а не абсолютный. В последнее время появилось понимание пластичности мозга. Т.е. функцию поврежденного участка может взять на себя любой другой участок коры. Многочисленные примеры выздоровления и полной реабилитации больных с поврежденными зонами Брока и Вернике – яркое тому доказательство. То же касается и набившего оскомину противопоставления левого и правого полушарий. Якобы левое полушарие отвечает за рациональное мышление, а правое за творческое. Да, функции полушарий различны, но они вполне могут поменяться местами. Или вообще распределить логическое и творческое мышление между собой в нужной им пропорции. То есть способность человека к абстрактному или ассоциативному мышлению определяется не развитием левого или правого полушария, а более глубокими, в том числе и функциональными, причинами. Между прочим, факт пластичности мозга объясняет парадокс музыкантов и математиков. Многие из математиков совмещали свою ученую деятельность с занятиями музыкой, начиная от Пифагора и заканчивая Эйнштейном. И наоборот многие из композиторов проявляли блестящие математические способности. Достаточно назвать имя Моцарта. В эпоху античности сама мысль о разделении творческого и логического мышления выглядела нелепо. Человек воспринимался как универсум, микрокосмос. Он должен был уметь делать если не все, то многое, а его разум был готов справится с любой задачей. Вне зависимости от ее принадлежности к науке или искусству. В то время говорили в первую очередь об образованности и развитии в целом, не разделяя их на конкретные умения. Необразованного, неразвитого человека эллины характеризовали следующей фразой: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Да и сейчас специализация мышления далеко не всегда идет на пользу. Вернее, с точки зрения функционирования мозга, она – ущербна.
Для любого архитектора сочетание образного художественного мышления с точным математическим расчетом – просто насущная необходимость.
Всего же современные психологи выделяют семь основных типов мышления: творческое, аналитическое, критическое, конкретное, абстрактное, конвергентное и дивергентное. В то же время видов мышления гораздо больше. Их разделяют по психическим процессам, по уровню психических процессов, по результату, по характеру задач, по уровню осмысленности, по личностным особенностям. В общей сложности насчитывается от 20 до полусотни видов мышления. Таким образом, мы плавно переместились из области анатомии и физиологии в область психологии.
Если мы уже затронули тему мышления, то стоит сказать и о сигнальных системах, учение о которых заложил Иван Петрович Павлов. Именно сигналы из внешнего мира дают пищу для мышления и проверки умозаключений на практике. Первая сигнальная система – это сигналы наших органов чувств. Они обеспечивают конкретное восприятие действительности. Вторая сигнальная система – непременное условие социальности человека. Это та информация, которую мы воспринимаем благодаря слову. Услышанному или прочитанному. Именно слово позволяет нам мыслить не только конкретно, но и абстрактно. И.П. Павлов считал вторую сигнальную систему главным регулятором человеческой деятельности, занимающим главенствующее положение над сигналами органов чувств. Впрочем, задолго до него о важности слова говорили древнегреческие философы и христианские святые. Вспомним Евангелие от Иоанна.
Важно понимать, что без общения с людьми вторая сигнальная система не развивается и в результате человек остается на уровне животного. Этот факт подтверждают многочисленные случаи с детьми воспитанными животными или изолированными от других людей. Так называемый синдром Маугли, увы необратим. Упущенное время для развития второй сигнальной системы вернуть невозможно. В развитии живого организма есть определенные этапы, которые должны следовать друг за другом. Если один из них пропущен, вернуть утраченные возможности нельзя, несмотря на всю пластичность мозга. Изучением этих этапов занимаются такие науки как возрастная физиология, возрастная психология и педагогика. Синдром Маугли – ещё одно подтверждение всеобщего закона оптимизации. Что не развивается, то деградирует и отмирает. И для мозга этот закон даже важнее чем для мышц. Ибо физические возможности нашего тела ограничены законами физики и нашей генетикой, в то время как возможности развития мозга поистине безграничны. Во всяком случае превышают возможности развития мышц и органов на несколько порядков. Мозг работает всегда. Причем он не просто усваивает и перерабатывает информацию, он постоянно учится учиться. Если, конечно, ему дают такую возможность, а не ограничивают его деятельность просмотром развлекательных роликов по гаджету. Еще одним следствием закона оптимизации для мозга является конкурирование разных участков возбуждения, занятых в мыслительной деятельности между собой. Если человек уделяет внимание исключительно аналитической работе, част его мозга, отвечающая за творчество, постепенно атрофируется и наоборот. Отсюда становится понятным, насколько губительна для мозга и способности мыслить узкая профессиональная специализация.
Если мы заговорили о развитии мозга, то самое время вспомнить о памяти. Именно память дает нам возможность полноценного мышления. В мозге нет определенного участка для хранения памяти. Правильным будет сказать, что весь мозг является ее хранилищем. Процесс запоминания на данный момент отождествляется с возникновением новых межнейронных связей в коре головного мозга. Первичную же обработку информации осуществляет гиппокамп. По длительности хранения различают память сенсорную, кратковременную и долговременную. По способу получения информации память различают на зрительную, слуховую, образную, обонятельную, двигательную, эмоциональную. Также память делят на произвольную и непроизвольную. В ходе исследований было достоверно подтверждено увеличение гиппокампа у тех людей, кто запоминал большой объем информации. Очень важное качество мозга – умение забывать. Излишняя, ненужная информация удаляется из памяти. Степень нужности информации определяется частотой обращения к ней.
Какие события наиболее запоминаются? Те, что имеют выраженную эмоциональную окраску. Эмоции свойственны не только человеку, но и всем млекопитающим. Главных, фундаментальных, эмоций девять: радость, горе, гнев, стыд, страх, удивление, отвращение, скука, волнение. При различных сочетаниях и силе они могут образовывать вторичные эмоции, которых может насчитываться более 50. Некоторые исследователи говорят о 100 и более эмоциях. В возникновении и формировании эмоций принимают участие и кора, и подкорковые структуры. В некоторых случаях в эмоции участвует весь мозг. Отсюда становится понятным, почему столь трудно подавлять свои чувства или управлять ими.
Практически эмоции можно формально причислить к безусловным рефлексам или инстинктам, во многом определяющим нашу жизнь.
Рефлексы – это стереотипная ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи ЦНС. Первым понятие «рефлекса» (отражения) ввел французский философ Рене Декарт еще в 17 веке. Спустя двести с лишним лет эту идею развили И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Именно И.П. Павлов окончательно сформировал учение о рефлексах в стройную систему. Все рефлексы делятся на безусловные или врожденные и условные или приобретенные. Безусловные рефлексы – постоянные наследуемые реакции, например: сосание, глотание, моргание, кашель, слюноотделение и т.д. Они формируются еще в утробе матери и в течение всей жизни не меняются и не исчезают. Несколько безусловных рефлексов, объединенных в одну последовательность, называются инстинктом.
Условные рефлексы вырабатываются высшим отделом ЦНС на протяжении жизни. Одни возникают, другие забываются. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание внешнего раздражения с безусловным рефлексом или инстинктом. Для формирования условного рефлекса нужно время. Классическим примером сформированного условного рефлекса является выделение слюны собакой в ответ на звонок. Так как до того собака многократно слышала звонок во время еды. Не менее показательной является реакция горожанина на шум подъезжающего поезда метро, заставляя его внутренне мобилизоваться.
Процессы возбуждения и торможения отражаются на всей жизнедеятельности организма. Напряжение сменяется расслаблением, работа – отдыхом, бодрствование – сном. Два противоположных, но неразрывно связанных друг с другом процесса. Возбуждение двигательных центров мозга вызывает движение рук, ног, речевого аппарата. После возбуждения всегда наступает торможение. Если бы этого не происходило, деятельность нервной системы стала бы хаотичной, что быстро бы привело к исчерпанию энергетических возможностей организма. Более того, никакое движение не было бы возможным. Чтобы согнуть руку нужно не только возбуждение мышц-сгибателей, но и торможение мышц разгибателей. Возбуждение ведет к вырабатыванию и проявлению условных рефлексов, а торможение к их подавлению. Также как и рефлексы существует торможение безусловное и условное. Безусловное присуще нам от рождения и имеет три разновидности: внешнее торможение, запредельное и врожденные рефлексы. Внешнее торможение всегда возникает при смене деятельности. Новое возбуждение вызывает торможение старого, и прежняя деятельность прекращается. Запредельное торможение еще называют охранным. Оно возникает в ответ на чрезмерно сильные раздражители, превышающие возможности организма, и тогда человек словно бы отключается от внешнего мира.
Торможение условное или внутреннее формируется, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Различают четыре вида условного торможения: угасание, дифференцированное торможение, условный тормоз и запаздывание.
Даже из нашего беглого обзора видно, насколько сложно устроена наша психическая жизнь. В основном наши мысли и действия определяются сознанием, однако многие моменты нашей жизни зависят от того, что мы не осознаем. Биение сердца, выделение гормонов, движение крови, деятельность внутренних органов… Всего не перечесть. Но наш мозг во всех этих процессах участвует. В итоге, так или иначе, то, что мы не осознаем, оказывает влияние на наше сознание.
Сознание – это то, благодаря чему мы осознаем себя как личность, воспринимаем окружающий мир и можем мыслить. Проблема сознания – предмет изучения философов, психологов и социологов. Любое из существующих на данный момент определений сознания встречает либо критику, либо оговорки и дополнения. Здесь мы не будем вступать в дискуссию по этому вопросу, просто напомним о сложности и глубине этого явления, несводимого к возбуждению нейронов и связи их между собой.
Надо понимать, что кроме сознания у нас есть и подсознание, и обширная область бессознательного. Подсознание – это то, что усилием воли, памяти или мысли все-таки можем если не осознать и почувствовать, то по крайней мере предположить. Забытые ощущения, мимолетно сказанное или услышанное слово, детские воспоминания, сны, дискомфорт в работе желудка или кишечника и т.д. Все это – область подсознания. Сюда же относятся и такие понятия как архетип, культурный код и т.д.
Бессознательное же то, что мы просто не в состоянии осознать и почувствовать. Например, клеточный газообмен, который происходит постоянно во всех органах и тканях нашего тела. Или нашу индивидуальную генетическую структуру, деятельность гипофиза и других желез внутренней секреции. При этом некоторые моменты могут переходить из области бессознательного в область подсознания, а затем и сознания. Например, возникшая раковая опухоль может долго оставаться незамеченной пока не проявит себя в дискомфорте или боли. Или же, будучи выявленной при медицинском обследовании, сразу же становится предметом напряженной работы нашего сознания, минуя стадию подсознательного. Тем не менее, опухоль возникла и оказывала свое подспудное влияние на работу нашего мозга задолго до того, как стала объектом нашего внимания.
Во многом благодаря подсознанию и бессознательному и формируются типы высшей нервной деятельности или темпераменты. Более двух с половиной тысяч лет назад они были определены Гиппократом: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. И.П. Павлов связал темпераменты с общими свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, определяемых соотношением их силы, подвижности и уравновешенности. Таким образом, русский ученый дополнил и углубил понимание темперамента, господствующее в медицине и культуре со времен античности. И.П. Павлов дал следующую характеристику темпераментам по типу высшей нервной деятельности. Холерик – это сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный. Флегматик – сильный тип с преобладанием процессов торможения над возбуждением. Меланхолик – слабый тип.
В заключение нашего беглого экскурса в устройство и работу мозга осталось лишь понять, насколько соотносятся между собою мозг, неуловимое сознание и еще менее уловимая душа. Да и можно ли определить место пребывания души? Ведь эта задача лежит за гранью науки, а, следовательно, не может быть решена научными методами. В то же время сомневаться в существовании души не приходится. О душе свидетельствует и многотысячелетний опыт человечества, и современные достижения реаниматологии, возвращающие жизнь в уже умершее тело.
Еще античные философы стали рассматривать душу как философское понятие, пытаясь познать ее сущность путем логических умозаключений. При этом у каждой философской школы были свои представления о ее месте в теле. Платон, например, считал душу нематериальной и почти не связанной с телом. Аристотель выделял в душе три части: растительную, животную и разумную. При этом растительная и животная части, обеспечивающие питание, размножение, работу органов чувств, умирают вместе с телом, поскольку неразрывно связаны с ним. И лишь разумная часть продолжает свое существование, поскольку она не связана с телом.
Средневековые схоласты считали вместилищем души желудочки мозга. Некоторые отождествляют душу с сознанием или разумом, что неверно. Без сомнения, душе присущи и разум, и сознание, но ее бытие не ограничивается только этими понятиями. Если не вдаваться в богословские рассуждения, то на основании высказываний святых отцов можно определить душу как тонкую (энергетическую) оболочку нашего тела. Она повторяет наш внешний вид, являясь одновременно и образом, и внутренней сущностью нашего «Я». При этом она таинственно связана с нашим организмом. Личность человека – это не только его душа, психика, но и тело. Это более глубокое и сложное понимание личности ставит перед нами новые вопросы. Скорее всего мозг – это инструмент, связывающий душу с телом, а душа – то, что дает телу жизнь.
Так где же все-таки находится душа? Думаю, ни один человек не сможет ответить на этот вопрос определенно и однозначно. Если кто-то считает иначе, то он ошибается.
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России
19. Ответ на 18, allan:
Так верю, сомневаясь малознанием.
Все верно. Но не совсем понимаю - чем плоха доказанная вера? Почему она что-то ограничивает? Для апостолов, лично видевших воскресшего Христа, для того же Фомы, их прежняя, может быть изначально шаткая вера в Него, была тем самым окончательно доказана. И каким образом это ограничило их свободу выбора? А если и ограничило, то разве это на них плохо сказалось? Что касается антиковидных вакс - то это вопрос, который в принципе вполне решается научным методом.
18.
Так верю, сомневаясь малознанием.
17. Ответ на 14, E.O. :
16. Ответ на 11, Сергей:
Просто тому знанию, что получается иными путями, Вы отказываете в понятии "знание".
И дело-то - в игре понятиями.
А человеку, "ненаучное" знание получившему - до этой игры, скорее всего, дела нету.
Тому, что получается "иными путями" я отказываю в статусе знания просто потому, что то, что получается "иными путями" этому статусу не соответствует. И то, что "человеку, "ненаучное" знание получившему - до этой игры, скорее всего, дела нету" ничего в этом не меняет.
15. Ответ на 12, Сергей:
Вопрос был не совсем туповатый, если понимать его несколько расширенно: из каких проверяемых объективных проявлений с необходимостью следует вывод о существовании Бога? Если же таких проверяемых объективных проявлений нет, то на основании чего вы утверждаете, что Бог есть? Что же касается ума (интеллекта) - то тут, в отличие от Бога, проверяемых объективных проявлений более, чем достаточно. Так, что параллель, которую здесь попытался провести Лука не вполне уместна.
14. Ответ на 13, Советский недобиток:
https://clck.ru/37DHuU
Вот с этого места:
During the pilot phase in one of the hospitals, a
coronary-care-unit nurse reported a veridical out-ofbody experience of a resuscitated patient:
Чем это объяснить, что это было, не знаю.
Да, таких сообщений было много. Вот, чтобы проверить, что они не результат иллюзии сумеречного сознания, исследователи и стали использовать такой трюк - класть что-нибудь яркое сверху на мебель - так, чтобы если бы кто-нибудь действительно вертикально воспарил из тела - то непременно должен был бы это увидеть и потом рассказать. На сколько я знаю, никто из воспаривших ничего об этих предметах не рассказывал.
13. Ответ на 8, E.O. :
https://clck.ru/37DHuU
Вот с этого места:
During the pilot phase in one of the hospitals, a
coronary-care-unit nurse reported a veridical out-ofbody experience of a resuscitated patient:
Чем это объяснить, что это было, не знаю.
12. Ответ на 9, E.O. :
11. Ответ на 7, E.O. :
Просто тому знанию, что получается иными путями, Вы отказываете в понятии "знание".
И дело-то - в игре понятиями.
А человеку, "ненаучное" знание получившему - до этой игры, скорее всего, дела нету.
10. Ответ на 6, Vladislav:
1) Душа, насколько я понимаю, - это нематериальная субстанция. Занимать какое-то место, находиться в каком-то месте, быть где-то локализованной - это свойство материи. Так же как и ад и рай - это не некие локальности физической реальности, куда душа должна была бы перемещаться из "сердца". 2) Когда говорят "ибо из сердца исходят злые помыслы" никто, кроме самых невежественных, не имеет ввиду буквально сердечную мышцу. Под "сердцем" имеется ввиду, видимо, нерациональное, эмоциональная, интуитивная область человеческой психики.