Как сообщалось, 6 декабря депутаты Государственной Думы приняли во втором и третьем чтении закон о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса. Его авторами выступили депутаты от всех фракций.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что «родители и учителя просили поддержать эту норму. Принятое решение повысит качество образования наших детей».
«Запрещено использовать на уроках мобильные телефоны (за исключением экстренных случаев).
Обсуждали с вами этот вопрос — родители и учителя просили поддержать эту норму. Принятое решение повысит качество образования наших детей», - подчеркнул он.
Известный политолог Сергей Михеев в рамках программы «Железная логика» на радио «ВестиФМ» раскритиковал принятый законопроект.
«Мы этот законопроект обсуждали в эфире несколько раз. То, что мобильные телефоны стали проблемой, снижающей способность детей получать знания, это точно, - подчеркнул политолог. - Снижаются внимание и способность усваивать информацию, что мешает ученикам и учителям на уроках, мешает учебному процессу. В Японии мобильные телефоны в школах запрещены. Мы обычно любим говорить про то, где у них много свободы, а вот где мало свободы, говорить не любим».
«Эта проблема назрела давно, - считает эксперт, - она серьезная и болезненная. Надо ли было на это реагировать? Надо и давно. То, что дело дошло до обсуждения в Госдуме, это правильно и хорошо. Оговорки по запрету устранили - тоже хорошо. Но как его выполнять? Эта позиция вызывала вопрос с самого начала, и она непонятна. Что значит: "школы могут на своё усмотрение решить вопрос"? Каким образом? Существуют законы РФ, и школа не может принимать решения, которые будут им противоречить».
«Каким образом школа может обеспечить выполнение данного закона? Здесь изначально заложена конфликтная ситуация, - полагает он. - Закон по поводу запрета мобильных телефонов, который они сейчас примут, не снабжен процедурным механизмом реализации. А есть другие законы, которые попыткам школы реализовать этот закон будут противоречить. То есть один закон будет противоречить выполнению другого, а здесь лукавая формулировка: "пусть школы сами…" Как сами? Мне это не очень понятно, странный популизм: "Проблема есть, поэтому для тех, кто недоволен, мы закон принимаем, но как его выполнять, вы сами думайте". Закон, который непонятно, как выполнять, не нужен! Или специально делается, чтобы его дискредитировать, - хитрые уловки: сейчас закон приняли, а через год-два скажут, что "Зря мы его приняли, потому что реализовать нельзя. Давайте его отменим". Вы сразу закладываете мину замедленного действия, которая не позволит его реализовать!»
«Причина странного "вибрирования" может заключаться в том, что для того, чтобы этот закон реализовать, придется менять другие законы. А быстро это сделать или невозможно, или не хочется. Или это попытка дискредитировать саму идею. Хотя все прекрасно понимают, что телефоны мешают учиться детям и учителям. Все понимают, что учителя и директоры будут бояться что-нибудь нарушить, чтобы на них не подали в суд. В итоге всё сведётся к тому, что никто мобильные телефоны ограничивать не будет, а будут просить делать вид перед комиссией, что мобильных телефонов якобы нет. Может быть, мы что-то недопонимаем? Разве существуют специальные правила или возможности у школ, для которых не нужны законы РФ? Это лукавая позиция», - заявил Сергей Михеев.
«Речь идет о разъяснительной работе. Но эта работа может растянуться на долгие годы, идти с переменным успехом, и она никого ни к чему не обязывает. Вопрос: в чём смысл закона? Законы, которые не могут быть выполнены, дискредитируют Российское государство, - подчеркнул он. - Вы приняли хороший закон, но выполнить его нельзя. Факт того, что государство принимает законы, которые никто не выполняет, дискредитирует закон. Если этот закон можно не выполнять и тебе ничего не будет, тогда можно и другие законы не выполнять».
«К этому надо относиться очень внимательно: это размывает уважение к закону как таковому, особенно если речь идет о детях. Они начинают жить с позицией: "Приняли закон, но мы выполнять его не собираемся - будем обманывать". В среде подростков бравирование нарушением закона, правил всегда было, есть и будет носить массовый характер. Должен идти разъяснительный процесс: его надо серьезно обеспечить, чтобы убедить родителей, школьников, доказать им свою правоту. Получается, что целый федеральный закон "повисает в воздухе", не имея механизмов реализации, и такая ситуация не кажется хорошей. Хотя суть закона очень актуальна», - заключил Сергей Михеев.
1.