На сегодняшний момент в информационном поле возникло своеобразное голодание из-за отсутствия мощных патриотических либо пораженческих инфоповодов.
Заглушить эту проблему искусственным смещением вектора внимания на войну двух отдельных государств, не имеющих культурной и ценностной общности с Россией, оказалось заведомо провальной идеей. Подорвать выполнение доктрины судного дня.
Однако палки в колёса развитию стихийной патриотической мысли теперь вставляют не только внешние, но и внутренние обстоятельства.
Политические элиты, олигархи и политтехнологи озабочены проблемой сохранения своих постов после выборов 2024 года. Военно-психологическая операция «блицкриг», потерпевшая крах еще в начале СВО и нацеленная пробудить идеологическое сознание народа, имеет маловероятные перспективы реванша. Однако не стоит погружаться в пессимизм. Ведь сложившаяся ситуация даёт нам отсрочку на раздумья о том, как всё же начать благоустройство нашего многострадального Отечества. Как в реалиях военного времени найти разрешение таких фундаментальных проблем, как идеологический кризис, экономика, демография, сохранение приемлемого для народа политического режима и т.п.
Масштабное наступление начала СВО было упомянуто не просто так. С военной точки зрения было целесообразным по максимуму отодвинуть линию фронта на Запад, рассчитывая иметь территориальный запас на случай отступления (как, к сожалению, и вышло). Однако в случае планомерного наступления с закреплением позиций на границах новых регионов России дало бы примерно тот же результат. Но основная цель заключалась в поднятии стихийного патриотического духа (общественной реакции), тенденции которой должны были быть взяты за основу формирования концепции русского мира.
У Запада есть своя концепция. Она зовётся «американской (или европейской, не осуждаю за предпочтения) мечтой». Есть своя концепция у мировых элит. Это глобализм.
Есть даже идеологии, объясняющие популярным и понятным для обывателя языком все требования к «идеальному» для картины мира их создателей человеку.
Мы же не имеем столь мощного интеллектуального оружия. А всё потому, что Россия – это не полигон для экспериментов с человеческим разумом и стимулирования его низменных страстей в свою угоду, а цивилизация, существующая ради сохранения своего народа и обеспечения его благополучия на десятки и сотни лет вперед. Государство для людей, а не люди для государства и прибыли «золотому миллиарду».
В этом одновременно заключается и наша сила, и наша огромная слабость.
Сила – в опоре на народ, а не на абстракции, одержимость различного сорта «мечтами» или курсом доллара. В этом практически религиозном служении людям заключается мессианская концепция русского мира.
Глобальные элиты так же руководствуются концепцией, что выводит нас на единое поле противостояния (несмотря на то, что в этой борьбе нам, как суверенному государству, приходится иметь дело с транснационалами).
А слабость в том, что для полноправной схватки с высокими шансами на победу идеологический инструмент должен быть и в наших руках.
Возвращаясь к блицкригу... Момент был упущен. Идеологам в высоких кабинетах оказалось не выгодно отбросить прежние иллюзии и, наконец, принять, что «как раньше» уже не будет. В новом мире будет место только тем, кто готов бороться за существование своей Родины, своей нации, а не спасаться бегством, оправдывая свой страх и эгоизм «стремлением выбрать для себя наиболее комфортные условия». Все «тёплые места» для политиков и государственных деятелей остались в прошлом. Теперь привычный стиль жизни заменяет вечный страх потери власти, конец которому – перемена курса развития государства ради служения своему народу, а не капиталу. Впрочем, достаточно лозунгов. Объективность рассудит. Перейдём к практике.
Многие идеи «особого пути» были сформированы еще до нас. Но многие не обрели должной известности из-за своей сложности для понимания обывателем. Скорее они были сформулированы представителями интеллигенции как ответы на вопросы, популярные в своих кругах.
А есть концепции, которые до сих пор используются современными теоретиками как основа для их убеждений. Например, «теория официальной народности» или «Третьего Рима». Однако без переработки под современные условия любая картина мира из прошлого закономерно выглядит ретроградной и не привлекательной.
В эпоху победившей демократии говорить о Православии и самодержавии, провозглашать с трибун преемственность христианской веры от Византийской империи – далеко не самый актуальный вид деятельности. Тренды прошлого нужно подстраивать под современную реальность, что явно не придётся по нраву любителям эстетики имперской России, но пора привыкать к жизни вне околополитических клубов по интересам, либо признать себя не готовым мириться с новыми условиями и остаться в «андеграунде» российской политики.
Приступим к рассмотрению одной из таких идей, которая смотрится наиболее актуальной в связи с последними трендами развития. Понимание преемственности в истории России и наличие общего врага объединило народ из испытывающих неприязнь друг к другу «имперцев» и «советистов» в сплоченное патриотическое сообщество. Первый шаг сделан. Выходим на следующий этап. Геополитическая преемственность. Концепция «Москва – третий Рим».
В самой теории говорится о переносе центра мирового цивилизационного развития и колыбели христианского вероучения из Римской империи, через Византию в Российское государство.
А так же преемственности империализма как явления культурной, идейной и территориальной интеграции малых этносов и государств в состав империи, в противовес западному колониализму с его политикой захвата территорий и полного контроля над ними, а также вывода ресурсов из колонии, что способствует лишь обогащению метрополии, а не равному развитию земель?
Создание и падение первых двух империй были знаковыми событиями, регламентирующими роль христианства в новом для тех времён обществе с иными центрами сосредоточения власти.
Например, в Римской империи зародилось христианство, а в Византийской приобрело новую форму проявления, близкую к русской православной традиции. Продолжая аналогию, в России православие должно было достигнуть апогея своего развития.
Но речь идёт о политическом аспекте данной идеи.
Религия с давних времён использовалась как инструмент контроля, хоть и изначально им не являлась. Потому здесь религиозный контекст лишь объясняет то, насколько важно сохранить и продолжить эту преемственность.
На тот момент национальной идеей было сохранение чистоты веры, что позже переросло в триаду «Православие, самодержавие, народность». Очередную основополагающую теорию, которая нуждается в современной доработке.
Сейчас же национальную идею можно объяснить как «патриотизм, солидарность и надежду на возрождения былого величия».
Такой может быть современная интерпретация идеи Третьего Рима как государственной концепции.
Рассмотрим геополитическую сторону вопроса.
Кому противостояла христианская цивилизация во времена её существования?
Христианство порицало человеческие пороки, культивирование которых послужило причиной падения Римской и Византийской империй.
В наше время не существует языческих поклонений и традиционного православия как государственной религии России, но существует «общество потребления» на Западе, где идеалом жизни социума считается губительный курс на атомизацию (ведь ни одно живое существо в естественных условиях не выживает в одиночку, а разрушив тепличные условия, куда были загнаны современные представители Homo Sapiens, мы получим не приспособленных к сохранению своего вида существ), а существования человека – в бесконечном удовлетворении растущих потребностей.
И существует Российская цивилизация, где отсутствует сформулированная государственная идея, но есть концепция, характерные черты менталитета. Её можно охарактеризовать как стремление достижения всеобщего блага через отказ от задумки глобализации (прежде всего идеологической), сохранение своих национальных черт и государственного суверенитета. Отсутствие смешения в единую планетарную общность, идейную и историческую преемственность Советского Союза и Российской Империи, о которой было сказано раннее. В том числе и культурной ценности Православия, так как в народе христианская вера занимает огромное значение.
Концепцию Третьего Рима в современной реальности можно понимать таким образом:
Третий Рим – это имперская политическая общность, задача которой - сохранить и передать потомкам ценности, перечисленные выше. Она же – государство «Катехон» (сдерживающий мир от плачевного исхода), «Хартленд» в западной геополитике и центр евразийской цивилизации.
Противники этой идеи утверждают, что Россия должна пойти по пути универсализации, двигаясь в едином направлении с цивилизацией Запада. Однако этот путь ведёт в тупик, поскольку если проследить закономерность развития любой системы, состоящей из интегрированных в себя составных частей, можно сделать неутешительный прогноз. Любая планетарная империя обречена на распад, ведь чем больше полюсов сил она сосредоточила внутри себя, тем более разрушительными будут их активные действия при малейшей провокации. А глобальные потрясения несут за собой огромные потери, как человеческие, так и экономические, политические, социальные.
Многие лидеры мнений отвращают от идеи Третьего Рима своими радикальными выводами, являясь при том крайне консервативными мыслителями.
Любая идеология в России с самого своего зарождения приобретала радикальные черты. Либерализм вместо эволюционного пути развития перерождался в революционные идеи, консерватизм уходил в крайний традиционализм и черносотенство.
Другое дело – направление развития, вектор особого пути, что и изложено в концепции.
Она не имеет ничего общего с отдельными течениями мысли, как бы её ни пытались присвоить себе. Она просто существует как данность. Обобщенное мировоззрение русского человека. Бесструктурное воздействие на власть и общество.
Ведь ещё тогда в далёкой истории люди проследили социальные закономерности и сделали выводы о том, какую роль играет Россия на геополитической арене и в какой стороне находится её особый путь, по которому мы по сей день бессознательно продолжаем двигаться.
Как стать равными по силе гегемону, если один лишь идеологический фактор не спасает положение?
«Концептуальное оружие» действует убойно, но медленно. Так же можно подумать, что в нашем контексте оно существует только во враждебных целях. Однако есть и мирное применение концепции. Ведь именно она лежит в основе мотивации людей. Ключ к разрешению таких проблем, как демография, замещение коренной культуры традициями, принесенными мигрантами из стран ближнего Востока, негативные социальные явления, эффективность работы политических институтов, лежит именно в его создании. Также концептуальное оружие дает защиту от применения «мягкой силы» со стороны враждебных стран.
Однако существуют не менее важные составляющие могущества гегемона. Это политическая и экономическая система. Как мотивировать людей улучшать работу в этих отраслях, если сами институты будут находиться в упадке?
Без наличия отдельных и специфичных только для российской зоны влияния трёх перечисленных составляющих невозможно достичь уровня влияния гегемона. Однако печальный опыт показал нам, что существование двух цивилизаций одинаковой силы порождает лишь планетарную холодную войну и неизбежную катастрофу для четверти населения планеты. Потому закономерным решением для России остаётся то, с чего мы начали рассуждение.
Идёт война за место в новом мировом порядке. Только при помощи победы мы добьёмся намеченных целей в политическом и идеологическом аспекте, ведь оба этих понятия относятся к внутреннему устройству страны. А что мы будем обустраивать, если от страны ничего не останется? За нас этот вопрос решат новые колонизаторы. А чтобы не допустить негативного сценария, мы должны вначале бросить свои силы на разрушение прежней геополитической обстановки на военном и концептуальном уровне, а позже – на осуществление надежд многих народов. Долгожданное возрождение мира на пепелище лживых и порочных творений самых алчных и низменных представителей человеческого рода.
Марфа Григорьевна Зотова, студентка, публицистка, Москва
4. Ответ на 2, Андрей Карпов:
3. Ответ на 1, az:
Дело не в русском языке как таковом, а в выборе слов.
Слово "солидаризм" имеет нехороший, мертвящий душок, напоминающий об убитых фашистами 27 миллионах советских людей.
Хотя, в статье, по моему мнению, затронуты стоящие обсуждения вопросы, которые многие авторы-"патриоты" старательно обходят.
2.
1. Сейчас же национальную идею можно объяснить как «патриотизм, солидарность и надежду на возрождения былого величия».