На сегодняшний момент в информационном поле возникло своеобразное голодание из-за отсутствия мощных патриотических либо пораженческих инфоповодов.
Оперативное затишье длится с момента вторжения Украины в Курскую область. У многих государственных деятелей и тружеников информационного пространства возникли мысли о заморозке конфликта. Естественно без учета возможных рисков, первый из которого состоит в вероятности новой мобилизации и «нового 2022» в случае необходимости резкого выхода из состояния прерванного конфликта, а второй – в возможности лишиться всех военных, территориальных и идеологических заслуг, приобретённых за годы СВО. Не стоит забывать, что наш противник – это не автономное государство, с которым можно договориться о мире и разойтись по разные стороны баррикад на равных условиях, а прямой идеологический преемник нацизма и территория подконтрольная Западу, для которого «заморозка» конфликта будет очередным поводом испортить нам жизнь разжиганием войн и оранжевых революций возле российских границ, либо в других стратегически важных точках мира, например союзных России государствах или других полюсах противостояния однополярному миру.
В связи со сложившейся ситуацией нам необходимо формирование концептуальной опоры для каждого русского человека, стоящего в оппозиции навязанным ценностям и открытому притеснению со стороны их представителей. Стоит понимать, что известные нам идеологии во многом устарели по причине своей закостенелости, схожей с устоями секты. Слепая вера в идеал, дающий только ложные надежды на жизнь в прекрасном и светлом обществе без лжи и насилия, отсутствие прогрессивности мысли, восприятие идеи как догмы, а не вектора дальнейших рассуждений. Однако любая новаторская идея должна быть на чем-то основана. И в качестве одной из этих основ я предлагаю рассмотреть теорию «града удержащего».
Концепция Третьего Рима означает перенос центра мирового цивилизационного развития и преемственности христианского вероучения из Римской империи, через Византию в Российское государство.
А так же преемственность империализма как явления культурной, идейной и территориальной интеграции малых этносов и государств в состав империи, в противовес западному колониализму с его политикой захвата земель и полного контроля над ними.
Создание и падение первых двух империй были знаковыми событиями, регламентирующими роль христианства в новом для тех времён обществе с иными центрами сосредоточения власти.
Например, в Римской империи зародилось христианство, а в Византийской приобрело новую форму проявления, близкую к русской православной традиции. Продолжая аналогию, в России православие должно было достигнуть апогея своего развития.
Но речь идёт о политическом аспекте данной идеи.
Религия с давних времён использовалась как инструмент контроля, хоть и изначально им не являлась. Поэтому здесь религиозный контекст лишь объясняет для обывателя того времени то, насколько важно сохранить и продолжить эту преемственность.
На тот момент национальной идеей было сохранение чистоты веры, что позже переросло в триаду «православие, самодержавие, народность».
Сейчас же национальную идею можно объяснить как любовь к Родине, память о подвигах предков и надежду на возрождения былого величия России.
Такой может быть современная интерпретация идеи Третьего Рима как государственной концепции.
Рассмотрим геополитическую сторону вопроса.
Кому противостояла христианская цивилизация во время её существования?
Христианство порицало человеческие пороки, культивирование которых послужило причиной падения Римской и Византийской империй.
В наше время не существует языческих поклонений и традиционного православия как государственной религии России, но существует «общество потребления» на Западе, где идеалом жизни общества считается атомизация на индивидов, а жизнедеятельности человека – в бесконечном удовлетворении растущих потребностей.
И существует Российская цивилизация, где отсутствует сформулированная государственная идея, но есть концепция, характерные черты менталитета. Её можно охарактеризовать как идею достижения всеобщего блага через отказ от идей глобализации (прежде всего идейной) и сохранения своих национальных черт. Отсутствие смешения в единую планетарную общность, идейную и историческую преемственность Советского Союза и Российской Империи. В том числе и культурной ценности православия, так как в народе христианская вера занимает огромное значение.
Концепцию Третьего Рима в современной реальности можно понимать таким образом: Третий Рим – это имперская политическая общность, задача которой – сохранить и передать потомкам ценности, перечисленные выше.
Рассмотрим самую популярную критику с обеих сторон.
Противники этой идеи утверждают, что Россия должна пойти по пути универсализации, двигаясь в едином направлении с цивилизацией Запада. Однако этот путь ведёт в тупик, поскольку если проследить закономерность развития любой системы, состоящей из интегрированных в себя составных частей, можно сделать неутешительный прогноз. Любая планетарная империя обречена на распад. А глобальные потрясения несут за собой огромные потери как человеческие, так и экономические, политические, социальные.
Многие лидеры мнений отвращают от идеи Третьего Рима своими радикальными выводами, являясь при том консервативными мыслителями.
Постараюсь разъяснить этот момент.
Любая идеология в России с самого своего зарождения приобретала радикальные черты. Либерализм вместо эволюционного пути развития перерождался в революционные идеи, консерватизм уходил в крайний традиционализм и деструктивный национализм.
Другое дело – направление развития, вектор особого пути, что и изложено в концепции.
Она не имеет ничего общего с отдельными течениями мысли, как бы её не пытались присвоить себе. Она просто существует как данность.
Ведь еще тогда в далёкой истории люди проследили социальные закономерности и сделали выводы о том, какую роль играет Россия на геополитической арене и в какой стороне находится её особый путь, по которому мы по сей день бессознательно продолжаем двигаться.
Марфа Григорьевна Зотова, студентка, публицистка, Москва