itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пятидесятники, да ещё цыгане – это круто!

Впечатления от посещения цыганской протестантской общины «Жизнь и Свет»

0
260
Время на чтение 5 минут

Воображение рисовало залихватские ритуальные танцы в ярких сверкающих одеждах, но разве лишь без коронного их элемента в женском исполнении – потрясанием голого плеча.

Вот он - молитвенный дом общины «Жизнь и Свет» - один из нескольких десятков в столице, где протестанты собираются на молитву. Первое, что бросилось в глаза – три изображения на евангельские сюжеты на стенах зала. Под одним из них надпись: «Спаситель мира – Христос».

Изображения, конечно, не иконографические в соответствии с каноном. Понятное дело, что их здесь не целуют, перед ними не кадят, лампад и свечей не возжигают. Но, тем не менее, очень необычно и непривычно для протестантских молитвенных залов.

На сцене крепко сбитый невысокого роста колоритный цыган с чёрной смолянистой бородой с проседью и зеркальной лысиной на крупном черепе. Сразу предупреждает, что главное не борода, а рождение свыше, необходимость во Христе и проповедь Евангелия.

В таких случаях сразу вспоминаю слова Спасителя: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Всё важно – и чтобы мужчинам «не скоблить рыло», уподобляясь женскому полу, не касаться края бороды, как заповедано еще в Ветхом Завете, не искажать замысла Творца «блудодейным образом».

Смотрите, брадобрийцы, на облик Христа и апостолов, всех святых и учителей Церкви, подвижников благочестия - и устыдитесь.

Обычно женщины у протестантов, да и у католиков тоже, на собраниях и службах почти все без платков и нередко в брюках. Ничего подобного не было здесь – почти все женщины в платках (кроме самых молодых) и никого в брюках. За кафедрой четверо певцов, в том числе, одна женщина.

«Колоритный» энергично запевает, певцы подхватывают – под громкую ритмичную музыку звучат молитвенные гимны на цыганском языке. Красиво и что-то очень знакомое.

Ба! Да это же наша «музыкальная шкатулка» - звучание песен известных исполнителей из избранного диска, который мы иногда после трапезы в воскресный день включаем.

«Ты прекрасен и велик – аллилуйя». Я подумал: «Пошел обычный "разогрев" пятидесятнической аудитории, прежде чем заговорят "на иных языках"».

«О, Ты велик, Ты прекрасен и другого нет такого, как Ты», - пели искренне и от души.

Кто-то поднимал при этом руки – одну или обе, кто-то указательный палец правой руки – и часто «аллилуйя» и аплодисменты. Петь цыгане, конечно, большие мастера – Николай Сличенко, Рада Рай, Ляля Черная, Михаил Эрденко, Александр Марцинкевич и др. – все эти имена говорят сами за себя.

Некоторые покачивались в такт музыке, другие стояли, дружески обнявшись, но до танцев не дошло, тем более в стиле: «Ах, ручеёчек, ручеёк!» Тем более, с медведями.

Под заключительный аккорд песнопений тихое звучание музыки – молитва. Потом проповеди – одна и другая, короткие выступления – рассказы о прошедшей в Курске конференции.

Простите – это всё вместо Божественной Литургии, Таинства Тела и Крови Христовых?! В качестве вне богослужебного мероприятия, с коррективами, конечно, – ещё куда ни шло – но заменять этим Евхаристию – это просто трагедия. Давайте вне храма отметим день Ангела или юбилей в похожей стилистике, но зачем же отказываться от главного, заменять основное содержание приложением!

Конечно, важна христоцентричность в проповеди с несколькими цитатами из Евангелия (здесь их было около 30 – от Ветхого Завета до Апокалипсиса).

Ничего страшного не вижу и в молитве священника своими словами в конце проповеди. Здесь после проповеди хор запел: «Я поклоняюсь Тебе – Твое Имя свято!» У многих женщин на руках малые дети – они более-менее спокойны, особенно не бедокурят.

Черноволосые цыганские девушки напомнили грузинок – членов нашей общины. Объявлена молитва за детей – значительное их количество потянулось на сцену. Старший пресвитер налагал на их головы руки – позже он это делал и по отношению ко взрослым, вышедшим на сцену, стоявшим там с закрытыми глазами для тихого покаяния. Все это сопровождалось пением гимна на цыганском языке.

Это пение чем-то напоминало знаменитое «Арго» на грузинском языке. Положив руку на голову взрослого прихожанина, пресвитер громко и экспрессивно молился на цыганском языке. Взрослых еще помазывали маслом, причем, крестообразно. Кстати, почему так? Мы так делаем согласно Преданию, а здесь, интересно, чем аргументируют?

У молодого проповедника неспешное течение речи менялось на более энергичную, на цыганском языке (так, кстати, я слышал и у карелов). В потоках слов на цыганском проскальзывало по-русски: «Во имя Иисуса Христа», «По Твоей благодати», «Что не подвластно человеку – подвластно Богу», «Много может молитва праведного» и т.д. Темой проповеди был призыв – «Бодрствуйте!» с соответствующими цитатами из Писания.

Я всегда относился с интересом и с известной долей симпатии к этому загадочному, экзотическому народу. Мне он более знаком по песням и пляскам с их размахом и привкусом язычества. Изящная стилистика цыганского танца, виртуозное владение гитарой («Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою», «ведь цыган без лошади, как без крыльев птица»), гадания, гипноз, настырное попрошайничество, обособленное существование с асоциальными проявлениями, распространение наркотиков - об этом нередко приходилось слышать, читать, иногда видеть.

Был знаком со священниками и даже монахами цыганской национальности. Изредка цыган можно было видеть в церкви – конечно, не выстаивающих уставные службы, а ставящих свечи, расхаживающих по храму. Вряд ли в православных храмах возможен выплеск их природного темперамента.

Другое дело, у пятидесятников – здесь для цыганской энергетики простор. Как всё-таки христианство их поразительно преобразило – чисто одетые, обходительные, дружелюбно настроенные. Чувствуется жажда слышания слова Божия.

Собрание подходит к концу, а глоссолалий – говорений на иных языках, так и не прозвучало. Может быть не тот день, когда на них говорят? А может быть, они и не совсем пятидесятники? Славяне в молитвенном доме на улице Павки Корчагина в этом плане более продвинутые.

Старший пресвитер произносит заключительную проповедь – умеренная жестикуляция, не навязчивый набор ораторских приемов, прекрасная русская речь, поставленный голос. Начало некоторых евангельских цитат мгновенно подхватывается собравшимися: «Кто во Христе» - «тот новая тварь»! «Теперь творю» - «все новое»! и т.д. К сожалению, в православной среде не очень большое знание Священного Писания.

«У меня есть любимый стих», - заинтриговал старший.

Я сразу подумал: «Се стою у дверей и стучу…» - попал в точку. Проповедник продолжал: «Грех не остается ненаказанным. Бог прощает, но воздает за грехи».

… Моя куртка висит на стуле у меня за спиной. Закралось сомнение: а на месте ли там мой сотовый телефон? Проявился сложившийся стереотип восприятия цыган. Нет, всё в порядке – христиане же они, в конце концов! Негативные проявления подобного рода у их нехристианских собратьев у здесь собравшихся вымывается живительной струей Евангельского благовестия.

Пожилая цыганка, сидевшая позади меня, низким мужским басом часто приговаривала по ходу проповеди: «Аминь, аминь». Потом она вышла на сцену и неожиданно мелодичным высоким тоном пела по-цыгански – это напомнило сопровождение медленного танца.

В заключение все собравшиеся прочитали молитву «Отче наш» и слова из Послания апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами» (у апостола – «со всеми вами»). При выходе из зала, меня с улыбкой приветствовала молодая цыганка: «Да благословит Вас Бог!» (она видимо обратила внимание, как я за всем происходящим внимательно следил и кое-что письменно фиксировал) - «И Вас так же», - отреагировал я, улыбнувшись в ответ.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Пути русского богословия»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского
13.02.2024
Просветитель-проповедник
К 150-летию со дня рождения старообрядческого епископа Михаила (Семенова)
10.02.2024
Модернизм глубоко проник в жизнь Финской Церкви
О Финляндии и её Православной Церкви
04.01.2024
«Грех – не преступление, а несчастье, болезнь»
О православном вероучении
25.12.2023
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Легитимность государственной власти
Новый комментарий от Бретонец
13.02.2024 21:12
Зачем Россия платит дань WADA?
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.02.2024 20:52
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Русский Иван
13.02.2024 20:26
Пришло время решительно разорвать с Ватиканом
Новый комментарий от Агафон
13.02.2024 20:22
Отошел ко Господу Константин Душенов
Новый комментарий от Русский Иван
13.02.2024 20:16
Умер Константин Душенов!
Новый комментарий от Агафон
13.02.2024 20:05