Пятидесятники, да ещё цыгане – это круто!

Впечатления от посещения цыганской протестантской общины «Жизнь и Свет»

0
308
Время на чтение 5 минут

Воображение рисовало залихватские ритуальные танцы в ярких сверкающих одеждах, но разве лишь без коронного их элемента в женском исполнении – потрясанием голого плеча.

Вот он - молитвенный дом общины «Жизнь и Свет» - один из нескольких десятков в столице, где протестанты собираются на молитву. Первое, что бросилось в глаза – три изображения на евангельские сюжеты на стенах зала. Под одним из них надпись: «Спаситель мира – Христос».

Изображения, конечно, не иконографические в соответствии с каноном. Понятное дело, что их здесь не целуют, перед ними не кадят, лампад и свечей не возжигают. Но, тем не менее, очень необычно и непривычно для протестантских молитвенных залов.

На сцене крепко сбитый невысокого роста колоритный цыган с чёрной смолянистой бородой с проседью и зеркальной лысиной на крупном черепе. Сразу предупреждает, что главное не борода, а рождение свыше, необходимость во Христе и проповедь Евангелия.

В таких случаях сразу вспоминаю слова Спасителя: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Всё важно – и чтобы мужчинам «не скоблить рыло», уподобляясь женскому полу, не касаться края бороды, как заповедано еще в Ветхом Завете, не искажать замысла Творца «блудодейным образом».

Смотрите, брадобрийцы, на облик Христа и апостолов, всех святых и учителей Церкви, подвижников благочестия - и устыдитесь.

Обычно женщины у протестантов, да и у католиков тоже, на собраниях и службах почти все без платков и нередко в брюках. Ничего подобного не было здесь – почти все женщины в платках (кроме самых молодых) и никого в брюках. За кафедрой четверо певцов, в том числе, одна женщина.

«Колоритный» энергично запевает, певцы подхватывают – под громкую ритмичную музыку звучат молитвенные гимны на цыганском языке. Красиво и что-то очень знакомое.

Ба! Да это же наша «музыкальная шкатулка» - звучание песен известных исполнителей из избранного диска, который мы иногда после трапезы в воскресный день включаем.

«Ты прекрасен и велик – аллилуйя». Я подумал: «Пошел обычный "разогрев" пятидесятнической аудитории, прежде чем заговорят "на иных языках"».

«О, Ты велик, Ты прекрасен и другого нет такого, как Ты», - пели искренне и от души.

Кто-то поднимал при этом руки – одну или обе, кто-то указательный палец правой руки – и часто «аллилуйя» и аплодисменты. Петь цыгане, конечно, большие мастера – Николай Сличенко, Рада Рай, Ляля Черная, Михаил Эрденко, Александр Марцинкевич и др. – все эти имена говорят сами за себя.

Некоторые покачивались в такт музыке, другие стояли, дружески обнявшись, но до танцев не дошло, тем более в стиле: «Ах, ручеёчек, ручеёк!» Тем более, с медведями.

Под заключительный аккорд песнопений тихое звучание музыки – молитва. Потом проповеди – одна и другая, короткие выступления – рассказы о прошедшей в Курске конференции.

Простите – это всё вместо Божественной Литургии, Таинства Тела и Крови Христовых?! В качестве вне богослужебного мероприятия, с коррективами, конечно, – ещё куда ни шло – но заменять этим Евхаристию – это просто трагедия. Давайте вне храма отметим день Ангела или юбилей в похожей стилистике, но зачем же отказываться от главного, заменять основное содержание приложением!

Конечно, важна христоцентричность в проповеди с несколькими цитатами из Евангелия (здесь их было около 30 – от Ветхого Завета до Апокалипсиса).

Ничего страшного не вижу и в молитве священника своими словами в конце проповеди. Здесь после проповеди хор запел: «Я поклоняюсь Тебе – Твое Имя свято!» У многих женщин на руках малые дети – они более-менее спокойны, особенно не бедокурят.

Черноволосые цыганские девушки напомнили грузинок – членов нашей общины. Объявлена молитва за детей – значительное их количество потянулось на сцену. Старший пресвитер налагал на их головы руки – позже он это делал и по отношению ко взрослым, вышедшим на сцену, стоявшим там с закрытыми глазами для тихого покаяния. Все это сопровождалось пением гимна на цыганском языке.

Это пение чем-то напоминало знаменитое «Арго» на грузинском языке. Положив руку на голову взрослого прихожанина, пресвитер громко и экспрессивно молился на цыганском языке. Взрослых еще помазывали маслом, причем, крестообразно. Кстати, почему так? Мы так делаем согласно Преданию, а здесь, интересно, чем аргументируют?

У молодого проповедника неспешное течение речи менялось на более энергичную, на цыганском языке (так, кстати, я слышал и у карелов). В потоках слов на цыганском проскальзывало по-русски: «Во имя Иисуса Христа», «По Твоей благодати», «Что не подвластно человеку – подвластно Богу», «Много может молитва праведного» и т.д. Темой проповеди был призыв – «Бодрствуйте!» с соответствующими цитатами из Писания.

Я всегда относился с интересом и с известной долей симпатии к этому загадочному, экзотическому народу. Мне он более знаком по песням и пляскам с их размахом и привкусом язычества. Изящная стилистика цыганского танца, виртуозное владение гитарой («Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою», «ведь цыган без лошади, как без крыльев птица»), гадания, гипноз, настырное попрошайничество, обособленное существование с асоциальными проявлениями, распространение наркотиков - об этом нередко приходилось слышать, читать, иногда видеть.

Был знаком со священниками и даже монахами цыганской национальности. Изредка цыган можно было видеть в церкви – конечно, не выстаивающих уставные службы, а ставящих свечи, расхаживающих по храму. Вряд ли в православных храмах возможен выплеск их природного темперамента.

Другое дело, у пятидесятников – здесь для цыганской энергетики простор. Как всё-таки христианство их поразительно преобразило – чисто одетые, обходительные, дружелюбно настроенные. Чувствуется жажда слышания слова Божия.

Собрание подходит к концу, а глоссолалий – говорений на иных языках, так и не прозвучало. Может быть не тот день, когда на них говорят? А может быть, они и не совсем пятидесятники? Славяне в молитвенном доме на улице Павки Корчагина в этом плане более продвинутые.

Старший пресвитер произносит заключительную проповедь – умеренная жестикуляция, не навязчивый набор ораторских приемов, прекрасная русская речь, поставленный голос. Начало некоторых евангельских цитат мгновенно подхватывается собравшимися: «Кто во Христе» - «тот новая тварь»! «Теперь творю» - «все новое»! и т.д. К сожалению, в православной среде не очень большое знание Священного Писания.

«У меня есть любимый стих», - заинтриговал старший.

Я сразу подумал: «Се стою у дверей и стучу…» - попал в точку. Проповедник продолжал: «Грех не остается ненаказанным. Бог прощает, но воздает за грехи».

… Моя куртка висит на стуле у меня за спиной. Закралось сомнение: а на месте ли там мой сотовый телефон? Проявился сложившийся стереотип восприятия цыган. Нет, всё в порядке – христиане же они, в конце концов! Негативные проявления подобного рода у их нехристианских собратьев у здесь собравшихся вымывается живительной струей Евангельского благовестия.

Пожилая цыганка, сидевшая позади меня, низким мужским басом часто приговаривала по ходу проповеди: «Аминь, аминь». Потом она вышла на сцену и неожиданно мелодичным высоким тоном пела по-цыгански – это напомнило сопровождение медленного танца.

В заключение все собравшиеся прочитали молитву «Отче наш» и слова из Послания апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами» (у апостола – «со всеми вами»). При выходе из зала, меня с улыбкой приветствовала молодая цыганка: «Да благословит Вас Бог!» (она видимо обратила внимание, как я за всем происходящим внимательно следил и кое-что письменно фиксировал) - «И Вас так же», - отреагировал я, улыбнувшись в ответ.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Фотолики старообрядцев «чёрного» континента
На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
05.05.2025
В гостях у старообрядческого митрополита
Общение с митрополитом Корнилием всегда было тёплым и доброжелательным
01.05.2025
«Сербия выстоит, если Россия победоносно завершит СВО»
В Институте Стран СНГ прошёл Пасхальный Круглый стол
23.04.2025
И сколько нас, искренне верующих?
Впечатления участника пастырского совещания в Москве
22.04.2025
Среди татар распространяется провокационный «неоордынский» проект
Записки участника учредительного заседания Касимовского Клуба
11.04.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
09.05.2025 03:51
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.05.2025 02:21
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.05.2025 01:30
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Человек
09.05.2025 00:11
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:27
«Церковь Христова оберегает наш народ»
Новый комментарий от Игорь Ал
08.05.2025 14:07
Великая Победа в судьбах ХХI века
Новый комментарий от prot
08.05.2025 14:03