Неожиданный и весьма любопытный обмен мнениями возник недавно в сети «Телеграмм» в связи с публикацией на сайте Патриархия.Ру видеозаписи встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с новоназначенным митрополитом Псковским и Порховским Арсением, который занимал до той поры должность викария Новгородской епархии. И, как шутили острословы после назначения, вспоминая времена Удельной Руси: Новгород снова подчинил себе Псков.
Сначала известная журналистка, давно и активно пишущая на религиозные темы, Анастасия Коскелло в своём телеграмм-канале «Черное и белое» опубликовала комментарий, в котором дала свою интерпретацию состоявшейся встречи. По мысли Коскелло, «лекция патриарха (так она называет монолог Святейшего. – РНЛ) интересна тем, что она на 90% обращена не к Арсению лично, а "на экспорт". Говорил патриарх на любимую "никодимовскую" тему – о церковно-государственных отношениях».
Тема церковно-государственных отношений, конечно, не «никодимовская» вовсе, а всегдашняя для государства Российского, но вместе нельзя не согласиться с мыслью автора, что Патриарх говорил, адресуясь, скорее, не к митрополиту Арсению, а больше к власти.
Публицист Владимир Евсиков, комментарий которого опубликован на сайте журнала «Благодатный Огонь», напротив, считает главным адресатом послания Патриарха бывшего Псковского архиерея, а ныне митрополита Крымского Тихона (Шевкунова) и не власть вообще, а конкретно Президента России Владимира Путина. Автор отмечает, что Патриарх, встречаясь с новым митрополитом, ни словом не упоминает его предшественника митрополита Тихона (Шевкунова), будто тот ничего не сделал для Псковской епархии, и митрополиту Арсению нужно начинать с нуля.
Действительно, имя митрополита Тихона не было упомянуто Святейшим, что, впрочем, не исключает, что оно упоминалось в той части встречи, которая не попала в объектив камер. Возможно, Святейший и говорил о заслугах бывшего Псковского архиерея, при котором и впрямь очень многое сделано для развития Псковской митрополии и Псковской земли (в этом легко убедиться, побывав в Пскове и Печорах).
Говоря о церковно-государственных отношениях, чему много внимания было уделено в небольшом монологе Патриарха, В.Евсиков довольно резко замечает: «По сути, это – ультиматум Патриарха Верховной власти, требование не пытаться выстроить церковно-государственные отношения. Пусть лучше будет диалог Государства с отделённой от Государства Церковью, чем какая-то симфония. Что заставило Патриарха выступить с таким довольно резким посланием к власти, не очень понятно. Может быть, власть предпринимает какие-то скрытые от внешнего глаза попытки вновь поставить Священноначалие Русской Православной Церкви в зависимость от государства, создать какой-то государственный орган наподобие Обер-прокуратуры или Совета по делам Русской Православной Церкви? Но об этом общественности не известно».
Оба комментатора – и А.Коскелло, и В.Евсиков – закономерно обратили главное внимание на церковно-государственные отношения, которым, и в самом деле, в основном и был посвящён небольшой монолог Святейшего.
Действительно, встреча Святейшего Патриарха Кирилла с одним из новых митрополитов представляет собой очень любопытный сюжет для анализа. Уже сама по себе встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с новоназначенным архиереем, целенаправленно записанная на камеру, является редкостью. Можно, конечно, это объяснить стремлением Святейшего наставить митрополита Арсения, довольно молодого еще человека, на путь правильного понимания его служения во главе пусть и не самой большой, но известной и старинной епархии (тем паче нечасто викарий сразу становится митрополитом, не управляя до того даже небольшой епархией). Но трудно припомнить другие такие публичные встречи-напутствия Патриарха с новоназначенными архиереями. И чтобы вот так – на камеру…
Значит дело не в митрополите Арсении. Патриарх явно адресует своё послание не только и даже не столько ему. Митрополит Арсений это понимал, поэтому он собственно и молчал по большей части во время встречи. Тут нельзя не согласиться с коллегами.
Может быть адресатом был митрополит Тихон, как полагают комментаторы? Вряд ли. У Патриарха есть много других возможностей послать какой-то сигнал владыке Тихону.
Очевидно, адресат у послания Патриарха более широкий и одновременно конкретный – это власть и те представители интеллектуальной элиты (как светской, так и церковной), которые размышляют об отношениях Церкви и Государства сегодня и в будущем (а эта тема в последнее время широко и активно обсуждается).
И вот над этим стоит поразмышлять, поскольку это касается и Церкви, и нашего Государства, да и вообще будущего России. История нас учит: как только возникали какие-то противоречия в церковно-государственных отношениях, смуты и нестроения сотрясали наше Отечество.
Вспомним хотя бы конфликт Государя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, который попытался внедрить в управление специфически понимаемую им симфонию властей, которая ограничивала права Царской власти. Конфликт привёл в том числе и к тому, что церковный центр Третьего Рима не переместился в Москву (последствия чего в виде необоснованных претензий на первенство Константинопольского патриархата мы пожинаем теперь), а в дальнейшем Пётр Великий, столкнувшись с аналогичными претензиями Патриарха Адриана, и вовсе заменил институт Патриаршества институтом Святейшего Правительствующего Синода.
Да и в феврале 1917 года недальновидная, мягко говоря, позиция Святейшего Синода, по сути, превратила государственный верхушечный переворот в победившую революцию, которая чуть позже, утвердившись у власти, сильно ударила и по Церкви.
Сейчас всё чаще звучат идеи о необходимости выстраивания церковно-государственных отношений в нынешних реалиях.
Логика постановки такого вопроса понятна. Сегодня в России остро стоит проблема отсутствия государственной идеологии. Молодые люди призывного возраста, «бравшие штурмом Верхний Ларс» – тому наглядная иллюстрация. Многие молодые люди никак не связывают себя с «этой страной».
А идеология – это, прежде всего, цели и ценности. И, понимая это, Президент России своим указом обозначил традиционные ценности, нуждающиеся в государственной защите. В ходе обсуждения указа Президента, конечно, звучала критика по поводу исчерпывающего перечня ценностей, иерархии ценностей, но в ходе дискуссии никто (кроме явных врагов России) не поставил под сомнение саму необходимость формулировки ценностей, их защиты государством и воспитания на их основе детей и юношества.
А кто у нас главный по ценностям в Отечестве? Русская Православная Церковь (и другие традиционные конфессии в местах компактного проживания своих приверженцев) и Русская культура, основанная опять же на Православии.
Но каковы же у нас сегодня отношения Государства и Церкви? Юридически никаких. У нас в конституции закреплена внедрённая большевиками норма – отделения Церкви от Государства. Церковь не вмешивается в дела Государства, а Государство не вмешивается в дела Церкви. Конечно, на деле Государство помогает Церкви, начиная с того, что Святейший Патриарх имеет статус официально охраняемого лица в государственной иерархии и заканчивая реальной финансовой помощью в строительстве храмов, в проведении церковных мероприятий и т.д.
Но юридически это никак не закреплено. А это значит, что в случае смены персоналий во главе Государства, во власти всё это может быть отменено и отброшено.
Именно поэтому, как я понимаю, и возникает вопрос о необходимости выстраивания церковно-государственных отношений.
И вот в ходе встречи с митрополитом Арсением Святейший Патриарх Кирилл сформулировал своё понимание идеала церковно-государственных отношений, своё видение истории церковно-государственных контактов и связей. И этим, прежде всего, ценно его выступление.
Суть позиции Патриарха сводится к следующему. Нынешний характер взаимодействия Церкви и Государства является оптимальным: сейчас «установился реальный равноправный диалог с властью», «сложилась уникальная система отношений Церкви и Государства». Больше того, никогда в нашей истории, чуть ли со времен Равноапостольного Владимира Крестителя, говорит Патриарх, не было таких «идеальных отношений» Церкви и Государства. При этом Святейший подверг критике Синодальный период, отметив, что именно Российская Империя была «пиком неправильного отношения светского и духовного», когда Церковь была подчинена Государству, став одним из государственных учреждений, а «архиереи и священники были служивыми людьми».
Признаюсь сразу, в этом вопросе я не согласен с нашим Предстоятелем. Сохранение большевистской нормы в Конституции, которая юридически отделяет Церковь от Государства, я считаю неправильным и требующим отмены, церковно-государственные отношения нуждающимися в юридическом оформлении.
Конечно, мне понятны опасения Святейшего, как и многих других архиереев и священников, критикующих Синодальный период. Они опасаются нового подчинения Церкви Государству. На памяти у многих, особенно заставших советское время, бесцеремонность уполномоченных по делам религии, нагло вмешивавшихся в жизнь Церкви. Кроме того, над умами церковной и патриотической общественности довлеет негативное отношение к Императору Петру Великому и его Синодальной системе, сформированное славянофильской и церковной публицистикой XIX века. Всё это нужно обсуждать, во всём разбираться.
Поэтому я увидел в этом выступлении Патриарха один важный плюс – Святейший поднял этот вопрос, и он нуждается в обсуждении. И, надеюсь, будет обсуждаться на разных научных и общественных площадках.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России
45.
«При этом Святейший подверг критике Синодальный период, отметив, что именно Российская Империя была «пиком неправильного отношения светского и духовного», когда Церковь была подчинена Государству, став одним из государственных учреждений, а «архиереи и священники были служивыми людьми».»
///////////////
Исходя из характера бытовавшей тогда веры, это, представляется, мягко говоря – крайне сомнительный вывод-посыл…
44.
А. Д. Степанов:
«Да и в феврале 1917 года недальновидная, мягко говоря, позиция Святейшего Синода, по сути, превратила государственный верхушечный переворот в победившую революцию, которая чуть позже, утвердившись у власти, сильно ударила и по Церкви.»
////////////////
Довольно неожиданно-оригинальный «поворот»: Святейший Синод «связать» с победой Октября?
43. антисоветчикам
42. Патриарх прав.
На самом деле Церковь была отделена не от государства, а от участия во власти. Начиналась эта секуляризация в Европе, имея целью отнять у Церкви власть и имущество, а закончилась в Советской России "законным" уничтожением Церкви.
Как показала наша история, если Церковь участвует во власти (как в Синодальный период), она становится "министерством по делам религии". И как всякое министерство, не может ни в чем отступать от "генеральной линии" государства. И целью ее становится служение земным интересам.
Государство служит земным интересам, а значит, маммоне. Церковь должна служить Богу. Одновременно служить тому и другому, по слову Иисуса Христа, невозможно. Но мы, люди, к сожалению, все-таки пытаемся и капитал приобрести, и невинность соблюсти. А это неизбежно ведет к усилению контроля государства, его власти. Современные электронные технологии дают государству неслыханную власть над каждым человеком. И государство не может отказаться от этой власти, иначе его сметут и создадут другое, которое будет стремиться к абсолютной власти. Такова природа государства. А над государством контроль установить стремится дьявол, ибо ему это крайне нужно. Чем это кончится, мы знаем из Откровения.
"Меня гнали и вас будут гнать", -- предупредил нас Господь. Если Церковь хочет оставаться Церковью Христа, то ей нельзя объединяться с государством. Патриарх прав.
41. Ответ на 39, Наблюдатель:
Вы не внимательны. Мы со сторонниками социализма составляем единый коллектив. Посему, с любезного согласия Владимира Леонидовича, я ответил на Ваш бездарный и безграмотный комментарий, обращённый к моему товарищу.
P. S. Такими людьми, как Вы, трусливо прячущимися за кличками, я брезгую.
40.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/11/09/ya_s_patriarhom_ne_soglasen
Но это утопия.
39. Ответ на 38, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
38. Ответ на 34, Наблюдатель:
А это Вы просто плохо знаете теорию коммунизма:
"При коммунизме «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» (Энгельс, т. 19, с. 225).
А еще там будет самоуправление. Ну, это что-то типа самоудовлетворения.
Так что у Вас тоже есть выбор...
Не надо выдёргивать цитаты.
Вот что говорит Ф. Энгельс: «Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества – взятие во владение средств производства от имени общества, – является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не «отменяется», оно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство», фразу, имевшую до известной поры право на существование в качестве агитационного средства, но в конечном счете научно несостоятельную. На основании этого следует оценивать также требование так называемых анархистов, чтобы государство было отменено с сегодня на завтра» (Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 19. М., 1961. С. 225).
После фразы «свободное народное государство» стоит сноска 147: «Свободное народное государство» было в 70-х годах программным требованием и ходячим лозунгом немецких социал-демократов. Марксистскую критику этого лозунга см. в IV разделе работы Маркса «Критика Готской программы» и в письме Энгельса Бебелю от 18-28 марта 1875 г. (настоящий том, стр. 26-31 и 18). См. также работу Ленина «Государство и революция», гл. I, § 4 и гл. IV, § 3 (Соч., 4 изд., т. 25, стр. 367-373 и 411-413). - 225».
Таким образом, Ф. Энгельс говорит об отмирании государства. Фразу «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» следует понимать, как ликвидация эксплуатации человека человеком, достижение товарищеских, коллективистских отношений между членами общества (грубо, при капиталистическом способе производства – «я начальник, ты дурак», «я господин, ты бесправный раб»).
Между тем, полного равноправия не может быть. Будут начальники, будут и подчинённые, т. е. стройная иерархия сохранится. Иначе, хаос и анархия.
Управление вещами и руководство производственными процессами будут всё равно осуществлять люди через достижения НТП.
37. Ответ на 35, Потомок подданных Императора Николая II: сталкер
36. Ответ на 34, Наблюдатель:
А это Вы просто плохо знаете теорию коммунизма:
"При коммунизме «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» (Энгельс, т. 19, с. 225).
А еще там будет самоуправление. Ну, это что-то типа самоудовлетворения.
Так что у Вас тоже есть выбор...Маркс и Энгельс наши далекие предки из 19 века. А коммунистичое общество будущего описано величайшим советским ученым Иваном Ефремовым , оно основано на развитии сверхспособностей человека. К этому выводу известный палеонтолог пришел изучая Стрелу времени , пути развития органической жизни на Земле.