Я с Патриархом не согласен

О выступлении Святейшего на тему церковно-государственных отношений

0
2450
Время на чтение 7 минут

Неожиданный и весьма любопытный обмен мнениями возник недавно в сети «Телеграмм» в связи с публикацией на сайте Патриархия.Ру видеозаписи встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с новоназначенным митрополитом Псковским и Порховским Арсением, который занимал до той поры должность викария Новгородской епархии. И, как шутили острословы после назначения, вспоминая времена Удельной Руси: Новгород снова подчинил себе Псков.

Сначала известная журналистка, давно и активно пишущая на религиозные темы, Анастасия Коскелло в своём телеграмм-канале «Черное и белое» опубликовала комментарий, в котором дала свою интерпретацию состоявшейся встречи. По мысли Коскелло, «лекция патриарха (так она называет монолог Святейшего. – РНЛ) интересна тем, что она на 90% обращена не к Арсению лично, а "на экспорт". Говорил патриарх на любимую "никодимовскую" тему – о церковно-государственных отношениях».

Тема церковно-государственных отношений, конечно, не «никодимовская» вовсе, а всегдашняя для государства Российского, но вместе нельзя не согласиться с мыслью автора, что Патриарх говорил, адресуясь, скорее, не к митрополиту Арсению, а больше к власти.

Публицист Владимир Евсиков, комментарий которого опубликован на сайте журнала «Благодатный Огонь», напротив, считает главным адресатом послания Патриарха бывшего Псковского архиерея, а ныне митрополита Крымского Тихона (Шевкунова) и не власть вообще, а конкретно Президента России Владимира Путина. Автор отмечает, что Патриарх, встречаясь с новым митрополитом, ни словом не упоминает его предшественника митрополита Тихона (Шевкунова), будто тот ничего не сделал для Псковской епархии, и митрополиту Арсению нужно начинать с нуля.

Действительно, имя митрополита Тихона не было упомянуто Святейшим, что, впрочем, не исключает, что оно упоминалось в той части встречи, которая не попала в объектив камер. Возможно, Святейший и говорил о заслугах бывшего Псковского архиерея, при котором и впрямь очень многое сделано для развития Псковской митрополии и Псковской земли (в этом легко убедиться, побывав в Пскове и Печорах).

Говоря о церковно-государственных отношениях, чему много внимания было уделено в небольшом монологе Патриарха, В.Евсиков довольно резко замечает: «По сути, это – ультиматум Патриарха Верховной власти, требование не пытаться выстроить церковно-государственные отношения. Пусть лучше будет диалог Государства с отделённой от Государства Церковью, чем какая-то симфония. Что заставило Патриарха выступить с таким довольно резким посланием к власти, не очень понятно. Может быть, власть предпринимает какие-то скрытые от внешнего глаза попытки вновь поставить Священноначалие Русской Православной Церкви в зависимость от государства, создать какой-то государственный орган наподобие Обер-прокуратуры или Совета по делам Русской Православной Церкви? Но об этом общественности не известно».

Оба комментатора – и А.Коскелло, и В.Евсиков – закономерно обратили главное внимание на церковно-государственные отношения, которым, и в самом деле, в основном и был посвящён небольшой монолог Святейшего.

Действительно, встреча Святейшего Патриарха Кирилла с одним из новых митрополитов представляет собой очень любопытный сюжет для анализа. Уже сама по себе встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с новоназначенным архиереем, целенаправленно записанная на камеру, является редкостью. Можно, конечно, это объяснить стремлением Святейшего наставить митрополита Арсения, довольно молодого еще человека, на путь правильного понимания его служения во главе пусть и не самой большой, но известной и старинной епархии (тем паче нечасто викарий сразу становится митрополитом, не управляя до того даже небольшой епархией). Но трудно припомнить другие такие публичные встречи-напутствия Патриарха с новоназначенными архиереями. И чтобы вот так – на камеру…

Значит дело не в митрополите Арсении. Патриарх явно адресует своё послание не только и даже не столько ему. Митрополит Арсений это понимал, поэтому он собственно и молчал по большей части во время встречи. Тут нельзя не согласиться с коллегами.

Может быть адресатом был митрополит Тихон, как полагают комментаторы? Вряд ли. У Патриарха есть много других возможностей послать какой-то сигнал владыке Тихону.

Очевидно, адресат у послания Патриарха более широкий и одновременно конкретный – это власть и те представители интеллектуальной элиты (как светской, так и церковной), которые размышляют об отношениях Церкви и Государства сегодня и в будущем (а эта тема в последнее время широко и активно обсуждается).

И вот над этим стоит поразмышлять, поскольку это касается и Церкви, и нашего Государства, да и вообще будущего России. История нас учит: как только возникали какие-то противоречия в церковно-государственных отношениях, смуты и нестроения сотрясали наше Отечество.

Вспомним хотя бы конфликт Государя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, который попытался внедрить в управление специфически понимаемую им симфонию властей, которая ограничивала права Царской власти. Конфликт привёл в том числе и к тому, что церковный центр Третьего Рима не переместился в Москву (последствия чего в виде необоснованных претензий на первенство Константинопольского патриархата мы пожинаем теперь), а в дальнейшем Пётр Великий, столкнувшись с аналогичными претензиями Патриарха Адриана, и вовсе заменил институт Патриаршества институтом Святейшего Правительствующего Синода.

Да и в феврале 1917 года недальновидная, мягко говоря, позиция Святейшего Синода, по сути, превратила государственный верхушечный переворот в победившую революцию, которая чуть позже, утвердившись у власти, сильно ударила и по Церкви.

Сейчас всё чаще звучат идеи о необходимости выстраивания церковно-государственных отношений в нынешних реалиях.

Логика постановки такого вопроса понятна. Сегодня в России остро стоит проблема отсутствия государственной идеологии. Молодые люди призывного возраста, «бравшие штурмом Верхний Ларс» – тому наглядная иллюстрация. Многие молодые люди никак не связывают себя с «этой страной».

А идеология – это, прежде всего, цели и ценности. И, понимая это, Президент России своим указом обозначил традиционные ценности, нуждающиеся в государственной защите. В ходе обсуждения указа Президента, конечно, звучала критика по поводу исчерпывающего перечня ценностей, иерархии ценностей, но в ходе дискуссии никто (кроме явных врагов России) не поставил под сомнение саму необходимость формулировки ценностей, их защиты государством и воспитания на их основе детей и юношества.

А кто у нас главный по ценностям в Отечестве? Русская Православная Церковь (и другие традиционные конфессии в местах компактного проживания своих приверженцев) и Русская культура, основанная опять же на Православии.

Но каковы же у нас сегодня отношения Государства и Церкви? Юридически никаких. У нас в конституции закреплена внедрённая большевиками норма – отделения Церкви от Государства. Церковь не вмешивается в дела Государства, а Государство не вмешивается в дела Церкви. Конечно, на деле Государство помогает Церкви, начиная с того, что Святейший Патриарх имеет статус официально охраняемого лица в государственной иерархии и заканчивая реальной финансовой помощью в строительстве храмов, в проведении церковных мероприятий и т.д.

Но юридически это никак не закреплено. А это значит, что в случае смены персоналий во главе Государства, во власти всё это может быть отменено и отброшено.

Именно поэтому, как я понимаю, и возникает вопрос о необходимости выстраивания церковно-государственных отношений.

И вот в ходе встречи с митрополитом Арсением Святейший Патриарх Кирилл сформулировал своё понимание идеала церковно-государственных отношений, своё видение истории церковно-государственных контактов и связей. И этим, прежде всего, ценно его выступление.

Суть позиции Патриарха сводится к следующему. Нынешний характер взаимодействия Церкви и Государства является оптимальным: сейчас «установился реальный равноправный диалог с властью», «сложилась уникальная система отношений Церкви и Государства». Больше того, никогда в нашей истории, чуть ли со времен Равноапостольного Владимира Крестителя, говорит Патриарх, не было таких «идеальных отношений» Церкви и Государства. При этом Святейший подверг критике Синодальный период, отметив, что именно Российская Империя была «пиком неправильного отношения светского и духовного», когда Церковь была подчинена Государству, став одним из государственных учреждений, а «архиереи и священники были служивыми людьми».

Признаюсь сразу, в этом вопросе я не согласен с нашим Предстоятелем. Сохранение большевистской нормы в Конституции, которая юридически отделяет Церковь от Государства, я считаю неправильным и требующим отмены, церковно-государственные отношения нуждающимися в юридическом оформлении.

Конечно, мне понятны опасения Святейшего, как и многих других архиереев и священников, критикующих Синодальный период. Они опасаются нового подчинения Церкви Государству. На памяти у многих, особенно заставших советское время, бесцеремонность уполномоченных по делам религии, нагло вмешивавшихся в жизнь Церкви. Кроме того, над умами церковной и патриотической общественности довлеет негативное отношение к Императору Петру Великому и его Синодальной системе, сформированное славянофильской и церковной публицистикой XIX века. Всё это нужно обсуждать, во всём разбираться.

Поэтому я увидел в этом выступлении Патриарха один важный плюс – Святейший поднял этот вопрос, и он нуждается в обсуждении. И, надеюсь, будет обсуждаться на разных научных и общественных площадках.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

45.

РНЛ:
«При этом Святейший подверг критике Синодальный период, отметив, что именно Российская Империя была «пиком неправильного отношения светского и духовного», когда Церковь была подчинена Государству, став одним из государственных учреждений, а «архиереи и священники были служивыми людьми».»
///////////////

Исходя из характера бытовавшей тогда веры, это, представляется, мягко говоря – крайне сомнительный вывод-посыл…

44.

От «переворота» к… повороту?

А. Д. Степанов:
«Да и в феврале 1917 года недальновидная, мягко говоря, позиция Святейшего Синода, по сути, превратила государственный верхушечный переворот в победившую революцию, которая чуть позже, утвердившись у власти, сильно ударила и по Церкви.»
////////////////

Довольно неожиданно-оригинальный «поворот»: Святейший Синод «связать» с победой Октября?

43. антисоветчикам

См.:https://dzen.ru/video/watch/63446d3fed6321049fb4f798

42. Патриарх прав.

Нет отделения Церкви от государства. Каждый приход оформляется и регистрируется как юридическое лицо, выполняя все требования государства. Каждый приход перечисляет налоги, как минимум, социальный налог. Все члены Церкви обязаны выполнять законы и подзаконные акты государства. Даже Устав прихода составлен по образцу утвержденных государством уставов некоммерческих организаций. И в нем заложен принцип взаимного недоверия членов прихода. Чисто светский принцип. А ведь Церковь, то есть общество любящих Бога и стремящихся воссоединиться с Богом, должны быть основана на любви к ближнему, то есть на полном взаимном доверии. Если доверия нет, то это не Церковь, это общественная организация, которую контролирует (и должно контролировать!) государство - именно по причине недоверия.
На самом деле Церковь была отделена не от государства, а от участия во власти. Начиналась эта секуляризация в Европе, имея целью отнять у Церкви власть и имущество, а закончилась в Советской России "законным" уничтожением Церкви.
Как показала наша история, если Церковь участвует во власти (как в Синодальный период), она становится "министерством по делам религии". И как всякое министерство, не может ни в чем отступать от "генеральной линии" государства. И целью ее становится служение земным интересам.
Государство служит земным интересам, а значит, маммоне. Церковь должна служить Богу. Одновременно служить тому и другому, по слову Иисуса Христа, невозможно. Но мы, люди, к сожалению, все-таки пытаемся и капитал приобрести, и невинность соблюсти. А это неизбежно ведет к усилению контроля государства, его власти. Современные электронные технологии дают государству неслыханную власть над каждым человеком. И государство не может отказаться от этой власти, иначе его сметут и создадут другое, которое будет стремиться к абсолютной власти. Такова природа государства. А над государством контроль установить стремится дьявол, ибо ему это крайне нужно. Чем это кончится, мы знаем из Откровения.
"Меня гнали и вас будут гнать", -- предупредил нас Господь. Если Церковь хочет оставаться Церковью Христа, то ей нельзя объединяться с государством. Патриарх прав.
viktormaximov / 14.11.2023, 09:01

41. Ответ на 39, Наблюдатель:

Позвольте вам напомнить, что ранее вы обращались ко мне то ли с просьбой, то ли с требованием не писать вам. Я неукоснительно выполняю ваше желание. У меня к вам встречное - пишите Потомку, мне не пишите.


Вы не внимательны. Мы со сторонниками социализма составляем единый коллектив. Посему, с любезного согласия Владимира Леонидовича, я ответил на Ваш бездарный и безграмотный комментарий, обращённый к моему товарищу.
P. S. Такими людьми, как Вы, трусливо прячущимися за кличками, я брезгую.

40.

сверхдалекое коммунистической будущее

Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/11/09/ya_s_patriarhom_ne_soglasen
Но это утопия.
С. Югов / 14.11.2023, 08:54

39. Ответ на 38, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Позвольте вам напомнить, что ранее вы обращались ко мне то ли с просьбой, то ли с требованием не писать вам. Я неукоснительно выполняю ваше желание. У меня к вам встречное - пишите Потомку, мне не пишите.
Наблюдатель / 14.11.2023, 06:48

38. Ответ на 34, Наблюдатель:

Начальники в коммунистическом обществе тоже будут.

А это Вы просто плохо знаете теорию коммунизма:
"При коммунизме «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» (Энгельс, т. 19, с. 225).
А еще там будет самоуправление. Ну, это что-то типа самоудовлетворения.
Так что у Вас тоже есть выбор...


Не надо выдёргивать цитаты.
Вот что говорит Ф. Энгельс: «Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества – взятие во владение средств производства от имени общества, – является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не «отменяется», оно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство», фразу, имевшую до известной поры право на существование в качестве агитационного средства, но в конечном счете научно несостоятельную. На основании этого следует оценивать также требование так называемых анархистов, чтобы государство было отменено с сегодня на завтра» (Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 19. М., 1961. С. 225).
После фразы «свободное народное государство» стоит сноска 147: «Свободное народное государство» было в 70-х годах программным требованием и ходячим лозунгом немецких социал-демократов. Марксистскую критику этого лозунга см. в IV разделе работы Маркса «Критика Готской программы» и в письме Энгельса Бебелю от 18-28 марта 1875 г. (настоящий том, стр. 26-31 и 18). См. также работу Ленина «Государство и революция», гл. I, § 4 и гл. IV, § 3 (Соч., 4 изд., т. 25, стр. 367-373 и 411-413). - 225».
Таким образом, Ф. Энгельс говорит об отмирании государства. Фразу «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» следует понимать, как ликвидация эксплуатации человека человеком, достижение товарищеских, коллективистских отношений между членами общества (грубо, при капиталистическом способе производства – «я начальник, ты дурак», «я господин, ты бесправный раб»).
Между тем, полного равноправия не может быть. Будут начальники, будут и подчинённые, т. е. стройная иерархия сохранится. Иначе, хаос и анархия.
Управление вещами и руководство производственными процессами будут всё равно осуществлять люди через достижения НТП.

37. Ответ на 35, Потомок подданных Императора Николая II: сталкер

Всегда, и в сверхдалёком коммунистическом будущем будет необходимость коллективных действий людей, для успешности которых нужен авторитетный руководитель

Прямо представил: сверхдалекое коммунистической будущее, полное социальное и гендерное равенство, кругом развешены объявления "Требуется авторитетный руководитель". А найти не могут, старые спецы закончились несколько веков назад, мужиков в старом понимании тоже нет, а коллектив не знает что делать и как удовлетворять свои потребности...
Наблюдатель / 14.11.2023, 02:20

36. Ответ на 34, Наблюдатель:

Начальники в коммунистическом обществе тоже будут.

А это Вы просто плохо знаете теорию коммунизма:
"При коммунизме «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» (Энгельс, т. 19, с. 225).
А еще там будет самоуправление. Ну, это что-то типа самоудовлетворения.
Так что у Вас тоже есть выбор...

Маркс и Энгельс наши далекие предки из 19 века. А коммунистичое общество будущего описано величайшим советским ученым Иваном Ефремовым , оно основано на развитии сверхспособностей человека. К этому выводу известный палеонтолог пришел изучая Стрелу времени , пути развития органической жизни на Земле.
учитель / 14.11.2023, 00:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36