8 ноября исполняется 85 лет одному из старейших и самых уважаемых архиереев Русской Православной Церкви – митрополиту Вениамину (Пушкарю). Владыка долгое время возглавлял Владивостокскую и Приморскую епархию.
Приморье – Родина митрополита Вениамина. Здесь в селе Хороль он родился, здесь возрастал, отсюда поехал поступать в Московскую духовную семинарию. Затем, окончив Духовную Академию, с 1967 года преподавал в ней сначала как штатский преподаватель, затем принял сан и стал профессором-священником.
В 1991 году была восстановлена после долгого перерыва Владивостокская епархия, однако первый архиерей не смог прижиться на Приморской земле, местный климат оказался для него тяжёлым и через год по состоянию здоровья его перевели в Ижевск.
И тут Святейший патриарх Алексий Второй вспомнил, что в Московской духовной академии преподаёт уроженец Приморья скромный профессор-протоиерей Борис Пушкарь, давно ведущий монашеский образ жизни, не ищущий никаких наград и отличий. И Святейший предложил отцу Борису принять постриг и потрудиться на ниве духовного возрождения родных пределов. И вот с 1992 года по конец 2018 года, когда Владыка к огорчению всех его духовных чад и почитателей был почислен на покой, митрополит Вениамин возглавлял Владивостокскую епархию (затем митрополию). Редкий случай для нынешних церковных реалий…
По моим наблюдениям, в Русской Православной Церкви есть три типа архиереев (хотя, конечно, всякое деление условно).
Первый тип: архипастыри строители и устроители. Они удачно занимаются привлечением средств для строительства и благоукрашения, активно возводят и восстанавливают храмы, соборы и монастыри, наводят жёсткой рукой порядок в подведомственной им организации (епархии).
Второй тип: архиереи книжные, писатели и проповедники. Они известны своими научными исследованиями, популяризацией церковного учения и религиозной истории, активным проповеднической деятельностью.
Третий тип: архиереи – старцы и молитвенники. К этой третьей, весьма редкой в Церкви, категории архипастырей и принадлежит Владыка Вениамин.
Мы привыкли, что старцы – иеромонахи, игумены и архимандриты – это умудрённые житейским и молитвенным опытом, люди довольно преклонного возраста, живут в монастыре, окормляют и утешают народ, дают ответы и советы на жизненные и духовные вопросы и запросы народа православного. Главная же задача архиерея – управлять подведомственным ему духовенством, епархией, поэтому и редки случаи, когда архиереи сочетают в себе старческие дарования…
А то, что Владыка Вениамин настоящий старец-молитвенник, прозорливец, умеющий читать душевные настроения и душевные порывы людей, я имел случай лично убедиться. Не буду рассказывать об этом публично, ибо это вещи духовные.
Я давно знаком с митрополитом Вениамином: сначала достаточно шапочно, когда Владыка только заступил на Владивостокскую кафедру, а я в 1994 году вернулся во Владивосток из аспирантуры, работал в университете. Тогда мне лишь эпизодически доводилось с ним встречаться и общаться. Нередко это были случайные встречи.
Одна такая встреча запомнилась. Однажды я возвращался из университета домой. Мне нужно было дойти до катера, чтобы плыть еще до Змеинки (так назывался отдалённый район Владивостока, где я жил). Я решил «срезать», и путь мой лежал мимо здания епархиального управления. И вдруг вижу идёт епископ Вениамин, один, пешком, в монашеском облачении (не «по гражданке»), с архиерейским посохом. Я был настолько поражён этим, что только и воскликнул: «Владыка, Вы?!». Попросил благословения, задал какие-то «дежурные вопросы», и мы разошлись.
Владыка шёл в противоположном направлении к себе домой. Жил он в обычной городской квартире, которую ему сняла епархия. Причём, в этом не было никакой нарочитости, – чтобы не привлекать к себе внимание, Владыка шёл не центральными улицами. Кстати, одним из первых его распоряжений было повеление священнослужителям ходить в городе в облачении. Народ поначалу таращился, не знал, как реагировать, но потом все привыкли.
Я был настолько поражен этим смирением и скромностью Князя Церкви, что этот эпизод так и впечатался в память.
Когда я уехал из Владивостока, наше общение с Владыкой происходило еще реже – либо, когда он приезжал на церковные мероприятия в Москву, либо когда мне удавалось выбраться на далёкую окраину России. Во время этих своих редких поездок я неизменно старался встретиться с Владыкой, записать с ним интервью для «Русской народной линии». Несколько интервью с митрополитом Вениамином опубликованы на нашем сайте.
Было, конечно, и телефонное общение, когда нужно было что-то срочно узнать у Владыки или получить у него благословение или совет. Я знаю, что Владыка молится за меня и многих других наших коллег и единомышленников по монархическому деланию, поскольку он к тому же является одним из столпов монархического движения. Именно по его инициативе произошла канонизация Царя-мученика Николая как местночтимого святого Владивостокской епархии, что стало одним из важнейших шагов на пути канонизации святых Царственных Страстотерпцев полнотой Русской Церкви, чему было немало препятствий.
Желаю дорогому Владыке Вениамину доброго здоровья, чтобы и дальше он утешал нас здесь, в мире сем, помогал разбираться в сложных вопросах и решать трудные проблемы – житейские, общественные и духовные. Многая лета, дорогой Владыка Вениамин!
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России