Каждое заседание Священного Синода Русской Православной Церкви закономерно привлекает внимание как церковных (околоцерковных), так и светских экспертов и комментаторов. Не стало исключением и недавнее заседание Священного Синода от 11 октября.
В многочисленных комментариях и откликах на заседание Св. Синода основное внимание было уделено кадровым решениям. Это чаще всего и вызывает интерес журналистов, поскольку тут нередко скрываются интриги. Впрочем, перемещения архиереев и стали, по сути, главными решениями Синода. Из других, пожалуй, наиболее значимым является решение, посвящённое скандалу вокруг выдворения из Болгарии наших священнослужителей с подворья РПЦ в Софии. Впрочем, и это решение носит отчасти кадровый характер, поскольку бывшего настоятеля подворья в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) перевели на должность руководителя Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Ситуация вокруг скандала, вызванного провокацией болгарских властей в отношении русских священнослужителей, обвинённых в шпионаже (!) была, как известно, весьма непростой. Пошли разговоры, что Болгарская Церковь может под сурдинку захватить русское подворье, а то и присоединиться к Константинополю в признании украинских раскольников-самосвятов. Но наше Священноначалие заняло твёрдую позицию. В итоге скандал удалось погасить без обострения отношений Русской и Болгарской Церквей. Так что провокаторы своей конечной цели не достигли.
Среди других решений Синода наибольшее внимание, особенно светских СМИ, привлёк перевод митрополита Тихона (Шевкунова) с Псковской на Крымскую кафедру. Пришлось читать много всевозможных благоглупостей по поводу этого решения. Порой складывается впечатление, что журналисты, пищущие на церковные темы просто не знают очевидных вещей. Одни писали, что «это шаг Тихона к Патриаршеству», другие, напротив, что это «удаление Тихона от Москвы». Словом, уровень понимания «ещё тот»…
Хотя именно это перемещение является самым понятным среди прочих кадровых решений Синода. Бывший митрополит Крымский Лазарь, который несколько десятилетий управлял Крымской епархией, достиг преклонного возраста – через полгода ему исполнится 85 лет. И решение о почислении его на покой вполне закономерно, хотя, как можно понять из соответствующего журнала заседания Св. Синода, сам митрополит Лазарь не подавал прошения о почислении на покой.
Как известно, согласно Уставу Русской Православной Церкви, по достижении 75-летия все архиереи должны подавать прошение о почислении на покой, а Синод ежегодно принимает решение о продлении или не продлении архиерейского служения. Однако митрополит Лазарь долго был в штате Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, где привыкли на решения «московского Синода» смотреть сквозь пальцы. Видимо, поэтому прошения не подавал…
Вполне закономерным выглядит и назначение именно митрополита Тихона на Крымскую кафедру, поскольку в последние годы бывший Псковский архиерей активно присутствовал в Крыму, занимаясь целым рядом проектов, связанных с культурой, архитектурой, как председатель Патриаршей комиссии по культуре. Он, как можно предположить, за это время неплохо узнал церковные нужды и церковную ситуацию в Крыму. И теперь Владыка будет непосредственно управлять Крымской митрополией.
Не думаю, что перевод в Крым митрополит Тихон принял с радостью, поскольку Печоры – это его монашеская альма-матер. В последние годы в Псковской области владыка Тихон реализовал очень много различных проектов, но что-то не доведено до конца. В такой ситуации бросать психологически непросто. Но придётся.
В древности в Крым ссылали христиан из Римской Империи, как напомнил митрополит Тихон в своём слове, прощаясь с псковской паствой, сравнив Крым с «Римской Колымой». По этому поводу некоторые уже начали зубоскалить. А ведь сегодня Крым является, по сути, прифронтовой территорией. Поэтому нам всем нужно молиться о Владыке Тихоне, который возглавил прифронтовую епархию, которую регулярно обстреливают.
Второе кадровое решение, вызвавшее настоящий ажиотаж, уже больше на околоцерковных ресурсах, хотя и на светских тоже, – освобождение митрополита Леонида (Горбачёва) от должности Патриаршего экзарха Африки. Какие только домыслы, слухи, предположения не доводилось читать. Главная версия на «ревнительских» сайтах и каналах сводится к тому, что это – подготовка к ликвидации Экзархата, мол, этого требует Папа Римский от нашего Патриарха, ко встрече с которым сейчас усиленно готовятся. Какое дело Папе Римскому до православных споров по Африке? Не понятно, но авторы текстов над этим, похоже, и не задумываются. Видимо, в их логике Папа Франциск стал агентом патриарха Александрийского Феодора, и выполняет уже его поручения…
Еще одна популярная версия: отставка митрополита Леонида – результат интриг не то советника Патриарха протоиерея Николая Балашова, не то главы ОВЦС митрополита Антония (Севрюка), в зону ответственности которого неоднократно вторгался митрополит Леонид. Владыка, как известно, создал набравший огромную популярность тлг-канал, в котором касался не только вопросов церковного строительства в новом Экзархате. Он комментировал многие острые проблемы, в том числе церковно-политические, в частности, критиковал тех священников Русской Православной Церкви в Европе, которые открыто осуждали Специальную военную операцию.
Мы уже научились читать смысл решений Священного Синода между строк, и всем понятно, что решение по митрополиту Леониду – это наказание. Обычно решение Св. Синода о кадровых перемещениях включает формулировку «поблагодарить за понесённые труды». Ежели такой формулировки в решении нет, а её нет в решении об освобождении митрополита Леонида, значит, нужно воспринимать его отставку как выражение неудовольствия Патриарха и Синода его деятельностью. С чем может быть связано недовольство?
Возможно, это связано с вмешательством в дела Отдела внешних церковных связей. Такое не приветствует в деятельности церковных структур. Но вероятнее всего, не это главное. А главное заключается в том, что митрополит Леонид, развив активную деятельность в телеграмме, став по сути одним из двух самых популярных архиереев-телеграмеров (наряду с епископом Саввой (Тутуновым)), начал мало внимания уделять проблемам самого Африканского Экзархата. Находился он по большей части в Москве, а не в Африке, где, вероятно, не было соответствующих его сану и должности условий. Но условия-то должен создавать себе сам князь Церкви… Сентябрьское снятие митрополита Леонида с должности настоятеля подворья в Москве было первым звонком, который, похоже, он не расслышал.
Видимо, решение Синода нужно воспринимать и как указание сменившему митрополита Леонида епископу Константину (Островскому), бывшему викарию Патриарха с титулом епископ Зарайский, как указание на то, чем должен заниматься глава Африканского Экзархата в первую очередь.
Что же касается конспирологических версий о подготовке закрытия Африканского Экзархата РПЦ. Люди, которые об этом пишут, даже не задаются вопросом – а зачем это может быть нужно Патриарху и Св. Синоду? Чтобы помириться с патриархом Александрийским? Но для начала тот должен отказаться от признания ПЦУ, на что патриарх Феодор очевидно не пойдёт, поскольку это не его решение, а патриарха Варфоломея. И даже больше того – это решение «вашингтонского обкома», которому подчиняется патриарх Варфоломей, и решение это направлено на ослабление Русской Церкви, которую США воспринимают как «мягкую силу Кремля»… Так что никакого закрытия Русского Экзархата в Африке не будет, даже, если и в самом деле об этом очень сильно попросит Папа римский Франциск.
Одним из самых загадочных кадровых решений Св. Синода стал перевод Управделами Русской Православной Церкви митрополита Дионисия на Омскую кафедру. Видимо, из-за загадочности решения его мало комментируют. Синод удовлетворил прошение бывшего митрополита Омского Владимира (Икима), что удивления не вызывает, поскольку владыке Владимиру скоро исполнится 84 года. А вот назначение на эту кафедру митрополита Дионисия выглядит загадкой, тем паче, что он тоже не удостоился формулировки «с благодарностью за понесённые труды». Это значит, что митрополит Дионисий совершил нечто предосудительное, о чём Священноначалие не захотело сообщать широкой общественности. Обычно такого рода загадочные решения связаны с какими-то финансовыми нарушениями либо с участием в интригах за спиной Патриарха, чего Святейший, как говорят, очень не любит. Так было с одним из предшественников митрополита Дионисия в должности Управделами РПЦ нынешним митрополитом Вологодским Саввой (Михеевым).
Впрочем, в самом по себе освобождении архиерея от должности Управляющего делами Русской Православной Церкви нет ничего необычного – это административная должность.
Митрополита Дионисия во всех его должностях, как решил Синод, сменит бывший митрополит Краснодарский Григорий, а Краснодарская кафедра пока будет вдовствующей, видимо, до ближайшего заседания Священного Синода.
На заседании Священного Синода разрешилась интрига вокруг ситуации в Молдавской Православной Церкви. Накануне заседания Синода ходило много слухов о некоем демарше митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, который якобы требовал предоставления автокефалии Молдавской митрополии. Этот слух запустил печально известный релокант – бывший глава журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин, который ныне дислоцируется в США. В решениях Синода по этому поводу нет ни слова. Напротив, Синод удовлетворил просьбу митрополита Владимира о хиротонии ещё одного архиерея для Молдавской Православной Церкви. Из этого можно сделать вывод, что Чапнин и его сотоварищи распространяли сплетни, либо ситуация была урегулирована Священноначалием.
Недоумение, и вполне закономерное, в комментариях вызвали два кадровых решения, которые стали простым перемещением архиереев с кафедры на кафедру. Хотя, если опять же читать между строк, то можно понять, что епископ Шуйский Матфей и епископ Златоустовский Викентий уволены со своих кафедр за какие-то прегрешения. Об этом свидетельствуют как названия соответствующих журналов заседания Синода – «О положении дел в епархии», так и то, что этим архиереям не вынесена «благодарность за понесённые труды». Тем не менее, они не почислены на покой, не запрещены в служении, а просто переведены на другие кафедры, что, собственно, и вызывает недоумение и непонимание. Возможно, это связано с тем, что сейчас епархий у нас много, а архиереев не хватает, много вдовствующих кафедр, которые некем заместить. И чтобы не плодить новые вдовствующие кафедры Священный Синод принял именно такие мягкие решения на этим архиереям.
Кадровые решения Священного Синода неизменно становятся предметом пересудов во многом из-за отсутствия какой-то внятной информации о причинах, которыми руководствовался Синод в их принятии. Поэтому всевозможные комментаторы либо напрягают своё умение читать «эзопов язык», либо устремляются за поиском информации на те ресурсы, которые публикуют слухи и сплетни, типа страниц бывшего протодиакона Андрея Кураева, недавно погибшего иеромонаха-расстриги Валентина Саломахи («калаказо») или всякие «мутные» телеграмм-каналы, типа «Боярыни Морозовой».
На мой взгляд, лучше было бы, если бы наше Священноначалие само объясняло смысл принятых решений, не удовлетворяясь формулировкой «благодарность за понесённые труды». Понятно, что в некоторых случаях мотивацию принятого решения не оглашают, опасаясь, что всевозможные антицерковные ресурсы будут это использовать для антицерковной пропаганды. Но ведь сведения всё равно всплывают, и антицерковные ресурсы их используют, порой в гипертрофированном виде. Словом, на мой взгляд, нужна всё-таки гибкость в этих случаях.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России
3.
2.
И не пересаживайте укоренившиеся деревья. Они
Страдают на новой почве по человеческому произволу,
И страдают укрывавшиеся в их благодатной тени.
1.