Сегодня великий праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Величайшее торжество нашей Церкви, почти как Пасха. Поклонение Кресту — это Пасха. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Во всех храмах из алтарей износится драгоценный Крест Христов, украшенный цветами. И на всех храмах, как бы вновь воздвиженные, сияют кресты над мятущимся миром. Сегодня все верные хранят пост, как в Великую Пятницу.
И как на Утрени Великой Пятницы, мы слышим за литургией Евангелие о Страданиях Христовых — о событиях, которые являются решающими для всех людей. Мы снова видим, как собирается вечером Синедрион, состоящий из первосвященников, книжников и фарисеев с тем, чтобы принять ответственное решение. И прежде захода солнца они выносят смертный приговор Христу (Мф. 26, 3—5). Однако они знают, что такой приговор не может быть исполнен без санкции римского прокуратора — правителя, под властью которого находилась тогда Иудея. Толпы народа, распаленные злобою и ненавистью, приходят рано на рассвете к Понтию Пилату. А он, разбуженный криками, с изумлением смотрит на этих людей, требующих смерти для Христа.
Согласно римскому праву, строгим хранителем которого он старался быть, не подобало осуждать преступника прежде рассмотрения дела. Вникнув в обстоятельства, Пилат понимает, что Христос совершенно невиновен. И он боится взять на себя страшную ответственность — стать виновным в убиении невинного человека. Он выходит к народу и говорит ему о невиновности Христа. Что же народ? С еще большей злобой он требует смертного приговора для Христа. И тогда Пилат приговаривает Христа к бичеванию, в надежде, что ему удастся вызвать сострадание у людей. Это было страшное наказание, когда осужденного обнаженным привязывали к столбу и били плетьми с металлическими шариками на конце. После первых же ударов все тело истязаемого разрывалось в клочья, кровь текла ручьями. Многие, подвергшись этому наказанию, не могли вынести его и умирали. Такому бичеванию подвергают Спасителя.
После этого Пилат отдает Христа воинам, чтобы они могли вволю поиздеваться над Ним. Посмеяться над Тем, о Ком толпа говорит, что Он желает быть Царем мира. Они делают венец из терния и возлагают Ему на голову, а затем облекают в багряницу, то есть в красную пышную одежду наподобие той, которую носят цари. И глумятся над Ним, кланяясь Ему и говоря: «Радуйся, Царь иудейский» (Ин. 19, 3). Этого поруганного, осмеянного, избитого Христа выводит Пилат к народу и говорит: «Се Человек» (Ин. 19, 5). Наверное, самые ожесточенные сердца должны были бы дрогнуть при виде того, что представлял собою этот Человек. Однако иудеи, как мы слышим в церковном песнопении в Великую Пятницу, как дикие звери при виде крови, становятся еще более свирепыми. И кричат: «Распни, распни Его» (Ин. 19, 6).
Мы видим, что Пилат испугался. Он мог бы и сейчас, как всегда это делал, разогнать толпу — у него было достаточно для этого силы. Но он вдруг испугался, услышав обвинение в том, что он не друг кесарю. Потому что этот Человек претендует быть Царем, а даже иудеи говорят, что нет для них царя кроме кесаря. Он испугался, что его обвинят в недостатке твердости, и он лишится власти. Он должен бы был проявить твердость, предпочитая лишиться не только власти, но и жизни своей, — только бы не стать участником преступления, которое зависело от его решения. Преступления, какого еще никогда не было и не будет в истории человечества. Но он испугался и предал Христа на распятие.
Мы знаем, что в течение уже двадцати веков после Крестной смерти Спасителя, после Его страданий за нас, продолжается гонение на Христа, Его мучительство — особенно в минувшем XX и в нашем XXI веке. Особенно в начале рождения Церкви Христовой и в конце ее пути. Разумеется, Христос воскресший, в вечной славе пребывающий, Победитель ада и смерти, все содержащий в Своей деснице, не претерпевает никаких страданий. Это глумление, которое мир, вдохновляемый диаволом, совершает над Самим Христом, эти страдания принимают те, кто является нелицемерным Его последователем. Если бы нынешние гонители жили во времена земной жизни Спасителя, они были бы среди тех, кто издевался над Ним и распинал Его. Неужели мы сомневаемся, что наши современники, поступили бы со Христом иначе, чем те, кто жил в те времена? И неужели они не сделают это теперь по отношению к тем, кто в жизни своей старается, чтобы «изобразился в них Христос»? Давно ли было самое жесточайшее гонение на Церковь Христову, и судя по тому, что происходит, готовится горшее?
Снова и снова нам придется напомнить о том, какая атмосфера в сегодняшнем мире, какое неслыханное поругание человека совершается в постхристианских странах, отступивших от Христа, что происходит на Украине. Воистину уже атмосфера ненависти к человеку — как у самого диавола, человеконенавистника от начала. И больше всего ненависть к Самому Христу, к Тому Человеку, Который в полноте явил нам наше достоинство и наше призвание. Не только служители Церкви, не только те, кто открыто осмеливается носить на себе крест в общественных местах, являются сегодня объектом насмешливого и все чаще агрессивного внимания распропагандированных толп. Уже Сам Христос, Его жизнь, которая чище лучей чистейшего солнца, подвергается издевательству и оскорблениям со стороны ничтожных людей. Разве это не новый вид бичевания и глумления над Спасителем нашим? А что в России? Или мы забыли, как у нас после десятилетий небывалых гонений на Церковь, в девяностые годы прошлого века демонстрировался богохульный фильм «Последнее искушение Христа»? Миллионам людей было показано это кощунство, несмотря на протесты Патриарха, всей Церкви. Или не такое же публичное надругательство над святыми иконами, над изображением Господа, было в центре нашей столицы, в главном выставочном зале страны? Подобным сатанинским деяниям несть числа. Сегодня наше государство, слава Богу, декларирует защиту традиционных ценностей, но разве исчезли ждущие своего окончательного реванша откровенные и затаившиеся враги Православия и России?
Когда началась так называемая перестройка в нашей стране, в прессе появилось сообщение о том, что какие-то «художники» в центре Москвы вышли с плакатами «Распни Его!» И вот это распинание во всем мире Христа продолжается.
Если раньше римские воины глумились над Господом, то теперь враги Божии, уже не нуждаясь как будто ни в каком посредничестве, глумятся над Ним. Если тогда они распинали Христа на Голгофе, то теперь они распинают Его в своих театрах, в своих кино. Распинают Его в каждом доме с помощью телевидения и интернета, показывая кощунства. И при этом смеются, торжествуя, как им кажется, свою победу.
Но Крест — это непобедимая победа, которая уже совершилась. И от того, как мы относимся к Кресту Христову, зависит не только то, что будет с нами на земле, но и в вечности. Пусть чада тьмы продолжают кричать: «Распни, распни Его!», вступив в новый век навстречу антихристу. Сегодня Церковь спрашивает нас: где христиане, которые любят Христа и готовы защитить Его от поругания? Где такое поклонение Кресту Христову, чтобы ад трепетал и Пасха Христова приходила от этого поклонения на землю? Чьи уста — громче, чем все злобные крики «распни, распни Его», — поют сегодня с Церковью земной и небесной эту пасхальную песнь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Русский Крест.