Толчком к написанию статьи явилось прослушивание по радио беседы, ведущего передачу, известного православного публициста (имярек) с молодым кандидатом философских наук (тоже имярек) по теме – «Роль философии в российской истории». Беседа состоялась недавно, где-то в начале сентября 2023 года, и, по существу, как показалось мне оказалась «безрезультатной» по ряду оценок, прозвучавших в финале беседы с обеих сторон.
Попытаемся и мы «внести свои пять копеек» – как сейчас любят говорить политологи – в эту беседу.
Постулат: «Философия, – как предмет – а также все философские «науки» в России последних двух столетий, являются ничем иным, как «фиговым листком», прикрывающим (или маскирующим) нравственную и моральную ущербность – наготу, – персон, ее исповедующих».
«Прикрывающим» для чего?
Для того чтобы легче было обманывать людей!
Резко? Никак!
Гордость, самомнение, тщеславие, дефицит или даже полное отсутствие милосердия – все это спряталось за «фиговым листком» философии.
В лучшем случае философия – это инструмент власти, позволяющий удерживать общество в «устойчивом состоянии»; в худшем случае – это инструмент лукавого, позволяющий управлять и улавливать души человеческие.
Советская марксистско-ленинская философия семьдесят четыре года «удерживала» общество России в «устойчивом состоянии». Сейчас – на дворе 2023 год – прошло сто пять лет с февраля 1917 года; а философия – все та же. И главные ее основатели – один в мавзолее на Красной площади, другой в виде громадного камня (памятник Марксу) лежит напротив Большого Театра страны.
Возникает риторический вопрос: «Доколе»? Особенно этот вопрос актуализировался после начала СВО на Украине.
Вернемся к беседе двух политологов.
Опуская второстепенные аргументы, возникающие в сознании слушателя этой беседы, приведу главные.
Все человеки – грешники – автор данной статьи «первый из них» – в меньшей или большей степени зараженные этой ущербностью (см. «Постулат»), заслуживают определенного сочувствия, ибо освободиться от этой «заразы» не так-то просто. Но, генезис явления – предмета «философии» – непременного спутника («гида» или «экскурсовода»), «шагающего» с «экскурсантами» (обществом) параллельно ходу русской истории последних двух (на самом деле гораздо более) столетий – освоить (или усвоить) – не менее полезно, чем представлять себе структуру ДНК, отвечающую в большой степени за прошлое, настоящее и будущее конкретного человека в физиологическом смысле. Здесь – духовное, там (ДНК) – физическое или физиологическое. Propos: духовные пути-дороги для человека гораздо важнее, чем физиология.
Итак: Доказательство: В моей статье «Почему зависла Россия?» в аллегорической форме показаны причины появления этого предмета (философии) в русском обществе. Однако, за рамками этой аллегории осталось «главное действующее лицо» «человеческой комедии»: тот, кого мы называем антиподом Бога Всевышнего, Сил Небесных, Пресвятой Троицы в Единице покланяемой; хотя, м.б. и неявно, он в ней – этой аллегории – присутствует.
Действуя через своих слуг («слуги лукавого»), в течение какого-то времени, в общество удалось протащить (внедрить) «облагороженное» (иностранщиной) определение разночинцев, как «интеллигенции» (см. статью «Интеллигенция – нормальная и адекватная…» в сборнике «Красные, белые и … русские»).
В статье «Инверсия общественного сознания» (сб. «Власть, проси мудрости у Бога…») показано, как в том же обществе насаждались «обратные», «вывернутые наизнанку» смыслы общеупотребительных слов и определений. (Кстати, заметим, результатами этих усилий на первые места в иерархии слоев русского общества вылезли артисты, клоуны и … банкиры-ростовщики.)
Все более и более значительная часть общества «отходила» от Бога – «на Тя, Господи, упова душа моя» – и «шла» в безбожные атеисты, не подозревая, что идет в направлении «Царства Мрачного Аида».
Повторим: «Гордость, самомнение, тщеславие, дефицит или даже полное отсутствие милосердия – все это спряталось за «фиговым листком» философии».
Современные выпускники философских факультетов, кандидаты и доктора философских наук – объясняют возникновение философии, как реакцию западной части России на религиозное давление католического Запада. И, мол, поэтому, образовавшиеся при этом катакомбные православные общества, секты, отдельные приходы – находили «свой» – светский – язык для общения с католиками и населением-средостением между католиками и православными.
Но, возразим: при этом у многих православных «притупились органы осязания»; и они уже не чувствовали ни запаха серы, не слышали цокота козлиных копыт в дискуссиях с еретиками.
И, вот уже в России многими приветствуется революция во Франции (1789 г.), казнь Людовика Пятнадцатого, падение Бастилии.
А, ранее того, не забудем, Реформация в Европе (1517 г.), «организованная» в Германии товарищем Мартином Лютером с заинтересованными элитами германских княжеств – монолитной Германии тогда не существовало – стала в духовном смысле «Первой Европейской Революцией» с ее, в дальнейшем, «эпохой Возрождения», отразившейся в России «Серебряным веком» в начале века двадцатого.
1517 год и 1917 г. Почувствуйте разницу!
Революция в России совершилась на четыре столетия позже «Первой Европейской Революции», приведшей Европу к «технологическому прогрессу» вкупе с гей-парадами, лесбиянками и гендерными личностями в европейских парламентах.
И мы, по-прежнему, пользуясь «наработками» «великих европейских философов», «стоящих на плечах» Мартина Лютера: Канта, Гегеля, Фейербаха, Ницше, Шопенгауэра и иже с ними революционных философов-юристов: Робеспьера, Плеханова, Лаврова (математика), Ленина – учим нашу молодежь – под ухмылки лукавого – «любви к мудрствованию» – философии. Особливо – марксистско-ленинской философии, плоды просвещения которой закреплялись в последние двадцать лет Болонской системой образования.
Историческая практика последних двух столетий Европы и России всегда и достаточно последовательно расходилась с основными положениями и выводами марксистско-ленинской философии; и, несмотря на это, образовательная практика российского государства «гармонично» сочеталась с ростом количества кандидатов, докторов наук, профессоров, членов-корреспондентов, академиков – историко-философских, политических, военных, технических и гуманитарных наук – на базе все той же марксистско-ленинской философии, фиговым листком прикрывающей носителей ее людоедской сущности; повторим: «гордость, самомнение, тщеславие, отсутствие милосердия – все это спряталось за «фиговым листком» философии».
Итак, сначала «философско-религиозные кружки», затем «интеллигенция» – светоч всему миру, и, наконец, «пролетарии всех стран – соединяйтесь».
Одураченное общество отодвигает в сторону богословие, Евангелие; и старается забыть Имя – Иисус Христос, Который сказал: «Без Меня не сможете делать ничего». Аминь!
P.S. Любознательные читатели по существу данной статьи могут возразить автору: «Вы же сами говорили, что «Нет такого зла, которое будучи попущено Господом, не обратилось бы во благо». Все это так! Но, мы всегда должны быть заинтересованы в том, чтобы «попущенное зло» не повторилось бы в нашем мiре несоизмеримой потерей загубленных жизней и потерянных душ. Спаси нас, Господи.
P.P.S. В этом 2023 году немцы отмечают 300-летие своего «отечественного философа» Эммануила Канта, ставшего в последние двести лет «философом мирового масштаба». Но, по Божьей Воле город, в котором родился и жил философ, из Кенигсберга превратился в Калининград. Поэтому, уважая чужие традиции, не будем пренебрегать и своими.
P.P.P.S. Последний казус с доктором исторических наук тов. Гарбузовым показал, в какую сторону вольно или невольно толкают Россию последователи западной и исповедники марксистско-ленинской философии (sic!).
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист кандидат технических наук
2. Ответ на 1, Калужанин:
А кроме Гарбузова - сколько их? Тьма! Один Петров Ю.А. директор института российской истории РАН со своей камарильей официозных историков и хфилософ чего стоит. А "научные деятели" в сфере межнацотношений или "видных" правоведов?! Клишас, Крашенинников, Хабриева, бывшие министры по делам национальностей Тишков, Михайлов, ряд иных. Это же - прямые и практические разрушители, ничем не лучше, чем какие-нибудь чубайсы, кудрины или набиуллины.
Нормальных и ответственных научных деятелей в общественных науках - по пальцам можно пересчитать. И их не видно. Остальные - болтуны, краснобаи, фальсификаторы, "испуганные" и "ждуны".
Странно, все перечисленные "недостойные" такие же поклонники Солженицына, как автор и комментатор.
1.
А кроме Гарбузова - сколько их? Тьма! Один Петров Ю.А. директор института российской истории РАН со своей камарильей официозных историков и хфилософ чего стоит. А "научные деятели" в сфере межнацотношений или "видных" правоведов?! Клишас, Крашенинников, Хабриева, бывшие министры по делам национальностей Тишков, Михайлов, ряд иных. Это же - прямые и практические разрушители, ничем не лучше, чем какие-нибудь чубайсы, кудрины или набиуллины.
Нормальных и ответственных научных деятелей в общественных науках - по пальцам можно пересчитать. И их не видно. Остальные - болтуны, краснобаи, фальсификаторы, "испуганные" и "ждуны".