Предисловие. Революционный классик когда-то сказал: «Бытие определяет сознание». Да, в большой степени определяет. Но, «искаженное» бытие определяет - искаженное сознание. И, вспомним, что разговорный язык, который существенно определяет – сначала бытие, а затем и сознание – целенаправленно подвергался такому искажению, в течение последних, по крайней мере, полутораста лет. Судьба «революционного философа, публициста, мыслителя» - полковника артиллерии в отставке, прекрасного педагога-математика, дворянина – Лаврова Петра Лавровича (1823 – 1900 гг.), может служить наглядным примером «развития человеческой личности» в атмосфере таких «искажений» разговорного и публицистического жанра в русском обществе середины 1850-х гг. Читатель сам может убедиться в этом, ознакомившись с подробным его жизнеописанием.
«…Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо, кто имеет – тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»
(Мф., 13:10-12).
Не так давно, где-то в начале декабря (2016 г.), по каналу ТВ-культура прошла дискуссия об интеллигенции, на которой присутствовало человек пять – шесть весьма уважаемых и широко известных, как говорят, «в узких кругах» - людей. Вот из этой дискуссии и взято (в кавычках) название статьи, прозвучавшее в финале из уст ведущего (Третьякова?), не добившегося от участников «конференции» путного и конструктивного вывода относительно того, что же это такое - таинственная и загадочная интеллигенция; и почему так неуловима ее фантомная сущность и предназначение. И, существует ли она – эта … (см. название статьи).
Эта тема исследуется с тех самых пор, как появился сам термин – «интеллигенция». Простой народ сразу понял, что это за «блюдо» («социальная страта») и с чем его едят. Не раскрывая пока тайны этой дефиниции, которая была «расшифрована» еще в середине девятнадцатого столетия, обратимся к настоящему времени.
Мы можем предположить, что участникам дискуссии не хватило времени, чтобы раскрыть это сложное и труднообъяснимое явление. Также мы можем предположить, что в составе участников дискуссии не было специалистов по узкой проблематике классификации слоя общества, в разные времена существовавшего и бытовавшего (и бытующего до сих пор) на Святой Руси.
Попытаемся помочь – пусть и с запозданием – ведущему ТВ-диалога.
Слово интеллигент берет свое начало от латинского глагола intellego (интернет - википедия) и включает в себя понятия: ощущать, воспринимать, познавать, узнавать, мыслить, знать толк, разбираться.
В работах социологов двадцатого столетия интеллигенция делится на: «высшую интеллигенцию», «массовую интеллигенцию», «полуинтеллигенцию».
Первая группа, «высшая интеллигенция» - представители науки, техники, культуры.
Вторая, «массовая интеллигенция» - это - здравоохранение, образование.
Третья, «полуинтеллигенция» - техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.
Главными признаками интеллигенции в «русской предреволюционной культуре» стали выступать черты «социального мессианства»: озабоченность судьбами своего отечества («гражданская ответственность»).
Вот та «историческая информация», которая формально характеризует слои общества, принадлежащие интеллигенции. Да, и слово «интеллигенция» звучит намного «благозвучнее», чем слово «разночинцы» – не так ли?
Отметим, что существует еще понятие «интеллект»; но этот термин означает мощь ума в его «компьютерном» выражении – быстро посчитать, найти значение термина в базе данных, синтезировать алгоритм решения задачи. Наличие моральных и нравственно-этических норм «интеллект» - не предусматривает.
В то время, как «интеллигент» - предусматривает!
А, что? Разве до этого - введения термина «интеллигент» в человеческий социум - не были определены такие нормы? Этики поведения, морали, нравственности, духовного совершенствования?
Была ли необходимость в том, чтобы ввести такое специфическое, заимствованное из-за рубежа понятие, как «интеллигент»?
Да, была!
Это понятие вводилось планомерно, настойчиво, упорно, всеми мыслимыми и немыслимыми средствами (в основном, в СМИ).
Не будем копаться в конспирологических дебрях истории возникновения и настойчивого утверждения (употребления) в СМИ этого термина – нужно нам терять время, как потеряли его участники ТВ-дискуссии по каналу ТВ-культура?
Сразу перейдем к делу! Но, перед этим автор позволит себе вспомнить эпизод из его жизни, восходящий по времени где-то к началу семидесятых годов прошлого столетия. Коротко этот эпизод звучит так. Автор, вместе с супругой, были приглашены тетушкой супруги в Малый театр, который всем известен, и располагается рядом с Большим театром. Тетушка, которой достались два билета от сестры артиста И.Ильинского, осталась дома. Места, которые заняли супруги, были ложей второго яруса (этажа). За то время, в течение которого шел спектакль, автор преисполнился такого тщеславия, гордости и самолюбования (ну, как же, артисты вблизи - видны и слышны, как на ладони; внизу в партере сидят «плебеи», а мы, «патриции», в золоченых креслах (м.б.) царской ложи), что даже по прошествии многих лет ему становится не по себе от пережитых тогда чувств «прелести и превозношения», от которых трудно было избавиться. (Это уже много позднее стало понятно, что в таких местах носятся и действуют – через людей, конечно - духи и демоны гордости, тщеславия и превозношения.)
Так вот, не такими ли «ложами» с золочеными креслами появились в свое время «почетные» обозначения «интеллигенции».
Термин «интеллигенция» был введен для того, чтобы «оттащить», отдалить от Бога значительную часть общества, неустойчивую и слабую в своем мировоззрении, мировидении. Посеять в ней семена «прелести и превозношения». А, заодно и организовать дискуссионную «площадку» в обществе, «свободную» от христианских и традиционных ценностей, свободную от Бога. Одним словом, площадку для «либерального дискурса» в обществе, в СМИ.
Нам трудно, почти невозможно это понять, поскольку определение «интеллигенция» въелось в «нашу кровь и плоть» в пяти-шести-семи поколениях: нас самих и наших отцов и дедов. Мы считаем это слово – естественным. Более того, считаем, что оно обозначает не только и не просто «интеллигенцию», а - «творческую интеллигенцию».
Как царская корона на голове, эти обозначения вручались «не всякому». А, только избранным. Ведь надо же было отличить их, этих избранных от других – не избранных. Отличить, а, следовательно, и отдалить. Перед Богом все равны, но есть те, «которые равнее».
Они и отдалились.
Возвышаясь в своей гордыне в части присвоенной им: исключительной способности и образованности, «высоты» умственного познания, «культуры мышления» - интеллигенты «образовывали сообщество», где их понимали, поддерживали, сочувствовали.
Талантливый русский поэт Некрасов не смог преодолеть «головокружения от успехов» своих замечательных творений (вспомним - черты «социального мессианства»); но также и не смог «удачно» завершить свою поэму в стихах «Кому на Руси жить хорошо»: благодатный разум в это время покинул его. («Господи, не остави меня своею благодатью»).
Кстати, тов. Ленин тоже был интеллигентом; но попробуйте быть им, когда вам жизненно необходимо уничтожить казачество, священников, аристократов… и т.д., чтобы «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Вот и пришлось ему поставить на интеллигенции известную всем печать (лейбл) отхожего места. Но, со временем возникла необходимость снова поднять на почетный пьедестал это имя – «интеллигенция».
Одним из первых фальшивую сущность искусственно внедренного понятия «интеллигентство» - почувствовал св. праведный Иоанн Кронштадтский. «Интеллигентство – это особая форма забесовления» - вот приговор, который он вынес этому явлению. Увы, «интеллигенты» этой мысли святителя понять уже были не в состоянии. Поскольку – интеллигенцией «нормальной и адекватной…» - они были только по земным меркам; меркам территории «князя мира сего»…
Что же касается ощущений, понятий и знаний о Мире Невидимом и Жизни Вечной – то многие «потеряли и то, что имели…».
Таким образом, словом «интеллигенция» был пополнен словарь (тезаурус) либерального, революционного «сословия» с уже имеющимися там – прогрессом, правами человека, «отцами и детьми» и т.д.
Но, что делать нам, тем, среди которых этот термин внедрялся полтора столетия и не может быть забыт в одночасье?
А, ничего! Примем на будущее, что интеллигент – это обходительный, может быть, обаятельный человек, вежливый, образованный, «воспитанный», тонко понимающий нюансы общения с себе подобными и не только. Не теряющийся в современной жизни и «знающий в ней толк». И, … не более того!
И, кстати, пожалеем их, этих интеллигентов, участвующих в ТВ – дискуссии (см. начало статьи): как не нашли они смысла и причин внедрения этого термина в русское сознание, так не смогут понять и других важных смыслов – «…ибо, кто имеет – тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»
Господи, спаси люди твоя…
Юрий Герасимович Уткин, православный публицист