Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках спецпроекта с KP.RU о смертных грехах и отношении к ним российского общества представил на своём сайте результаты опроса о том, как часто и на кого гневаются россияне.
«Согласно опросу, чувство гнева и сильной злости с разной периодичностью испытывают 81% россиян, в том числе еженедельно (каждый день или несколько раз в неделю) — каждый пятый (20%), - говорится в исследовании ВЦИОМ. - Максимум гневающихся отмечен среди 25-34-летних — здесь показатель достигает 90%, то есть девять из десяти. Наиболее спокойной оказалась старшая возрастная группа — 66%. Гендерная специфика не слишком выражена — мужчины и женщины гневаются одинаково часто (80% и 82%).
Чем выше уровень образования, тем чаще люди испытывают гнев и сильную злость (87% в группе с неполным высшим и высшим образованием и 65% в группе с неполным средним образованием). Фактор гнева — уровень дохода, "бедные" чаще "богатых" испытывают это чувство (85% vs. 76%). Еще один фактор — урбанизированность, максимум гневающихся приходится на города-миллионники и обе столицы — 89% и 88% соответственно, тогда как на селе и в небольших населенных пунктах до 100 тыс. чел. показатель ниже — 77%.
Активные пользователи интернета гневаются в полтора раза чаще "телезрителей" — 89% vs. 55%.
«Чаще всего гнев у россиян вызывает не ближний круг, а публичные люди — политики, артисты, блогеры: 33% от числа тех, кто испытывает гнев. Среди мужчин этот вариант звучит гораздо чаще (40% vs. 28% женщин). Это может быть связано с тем, что общение с публичными личностями в основном одностороннее — люди смотрят, слушают и читают высказывания знаменитостей в СМИ и не могут вступить в диалог, выразив свое несогласие с их мнением или действиями. На второй строчке незнакомые люди (22%), а на третьей — коллеги (18%), которые в "рейтинге гнева" обходят даже начальство (14%). По всей видимости, гнев сконцентрирован на тех людях, общение с которыми мы не выбираем сами и на действия которых не можем повлиять, - отмечается в исследовании. - Публичные люди чаще вызывают гнев у опрошенных старше 60 лет — 40%, россиян с неполным высшим или высшим образованием (37% vs. 16% в группе с неполным средним образованием), с плохим материальным положением (41% vs. 30% в группе с хорошим), жителей обеих столиц (42%).
Коллеги злят преимущественно россиян активного трудоспособного возраста 25-59 лет (23% в группе 25-34 года, 26% в группе 35-44 года и 22% в группе 45-59 лет), как и начальство (17% в группе 25-34 года, 19% в группе 35-44 года и 18% в группе 45-59 лет).
При этом у "богатых" чаще вызывают гнев коллеги (20% vs. 15% среди "бедных"), а у "бедных" — начальство (16% vs. 10%). Возможно, в первом случае речь идет о конкуренции, а во втором — о статусной неприязни.
Незнакомые люди — этот вариант занимает первое место у молодежи до 25 лет (36%), тогда как в группе старше 60 лет его называют всего 16%. В Москве и Санкт-Петербурге незнакомые люди вызывают гнев у 27%, а на селе — у 19%.
Члены семьи хоть и реже, но тоже становятся причиной сильного негодования наших соотечественников. Прежде всего речь идет о супруге — муж или жена вызывают гнев у каждого десятого из тех, кто испытывает гнев (11%). Это может быть связано с тем, что близкие отношения часто сопровождаются трениями, конфликтами и несовпадением ожиданий друг от друга. При этом женщины чаще говорят о том, что вторая половина вызывает у них сильную злость (13% vs. 8% мужчин). Дети или внуки порой злят еще 9% (от числа россиян, испытывающих гнев), здесь вновь женщины "опережают" мужчин: дети и внуки вызывают у них гнев в 13% случаев, тогда как у мужчин — в 5%. Это объясняется, скорее всего, тем, что женщины в целом проводят больше времени с детьми и сильнее вовлечены в образовательный и воспитательный процесс. Другие члены семьи вызывают гнев у 5%, родители — у 3% (но у 10% в группе 18-24-летних), а братья и сестры — у 2%. Соседи в этом списке набирают 7%, а друзья — 4%.
Мужской гнев более абстрактный, направлен преимущественно на публичных людей. А женский гнев чаще вызван близкими отношениями, связан с эмоциональной привязанностью».
Как показал опрос, «триггеры гнева достаточно разнообразны, но чаще всего гнев и сильную злость у наших сограждан вызывают ситуации взаимодействия с людьми, которые ведут себя некорректно, несправедливо по отношению к ним. Более трети от числа россиян, испытывающих гнев, сообщили, что их в других людях злит отсутствие воспитания, наглость, завышенная самооценка, нарушение границ, навязывание мнения, глупость, хамство, неуважение, ложь и лицемерие — 38%. Женщины гневаются по этому поводу чаще, чем мужчины — 40% и 32%, по-видимому, эмоционально они более восприимчивы к такого рода ситуациям.
Если на первом месте несправедливость по отношению к себе, то на втором — несправедливость социальная: бюрократия, коррупция, рост цен, падение уровня жизни, бездействие чиновников (29%). Далее следуют такие варианты, как бытовые проблемы (12%), рабочие моменты, отношения в коллективе и с начальством (11%), отношения с Украиной (6%), ситуация на дорогах, пробки (5%)».
В исследовании подчёркивается, что «современная психология говорит: нет плохих и хороших эмоций, все они часть нашей природы. Гнев — это естественная реакция на раздражители, и каждый справляется с этим по-разному, главное — оставаться в социально приемлемых рамках. Подавляющее большинство россиян могут усмирять гнев и контролировать себя в такие моменты — 79% всегда и 16% иногда. Признались, что не в силах управлять собой в состоянии гнева 3%.
В состоянии гнева и сильной злости наши сограждане ведут себя по-разному, в основном они либо уходят от конфликта, молчат (30%), либо, напротив, вступают в конфронтацию и высказывают обидчику все, что они думают (29%). Эти противоположные стратегии одинаково популярны. Каждый четвертый выберет в такие моменты прогулку на свежем воздухе (23%). Каждый пятый предпочтет выговориться на стороне, обсудив неприятную ситуацию с друзьями, близкими — 19%. У женщин этот способ особенно популярен — 25% (vs. 11% среди мужчин). Еще 13% отправятся на перекур, каждый десятый выпьет чаю, кофе или перекусит. Женщины чаще "заедают" гнев и злость (13% vs. 7%), а мужчины в такой ситуации скорее выкурят сигарету (17% vs. 10% среди женщин). Некоторые люди контролируют эмоции с помощью сна или приема успокоительного (по 4%). Небольшой процент выбрали бы алкоголь или даже физическую агрессию (по 3%). В целом конструктивные способы снятия эмоционального напряжения менее популярны у россиян, чем замалчивание, заедание и другие способы сдерживания злости.
Чаще других предпочитают молчать и уходить от конфликта представители старшего поколения — 40%. А высказывают обидчику все, что думают, в основном молодые люди до 25 лет — 35%. То есть в гипотетической ситуации конфликта между «детьми» и «отцами», скорее всего, говорить будут "дети", а молчать — "отцы".
В обеих столицах оказалась популярна практика "выговориться на стороне" — 25%, на селе такой метод выбирают в два раза реже — 13%. Принимают успокоительное в состоянии гнева 7% женщин и только 1% мужчин».
Результаты исследования проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Не всякий гнев является греховным. Гнев – присущее человеческой природе свойство. Невозмутимая, как камень, равнодушная ко всему личность как раз вызывает опасение в свете своего психического здоровья. Другое дело, какими предметами гнева заполнена наша душа? На что и насколько гневается современный человек?
Если речь идёт о гневе на свои проявления страстей и свои греховные порывы, на наши слабые к добру произволения или падших духов, которые принимают некое таинственное участие в наших грехопадениях, располагая человека ко греху, то гнев свят и прекрасен. Самоукорение вполне может быть тёплым, решительным, с какой-то искренней досадой и пламенностью.
Это и называет святитель Феофан Затворник духом самоукорения, который в христианине должен быть по возможности непрестанным. Но в связи с тем, что такого искреннего сердечного покаяния не так много у наших современников, то направление гнева бывает часто и чаще не в пользу, а во вред самого гневающегося, а также имеет греховные признаки.
Преподобный Исаак Сирин чётко обнаруживает природу гнева: «Ты ни на кого не прогневаешься прежде, чем не превознесешься над ним». Всякая наша нетерпимость к ближнему связана с осознанием своего превосходства и с желанием исправить и помочь, а иногда с желанием покарать, того, кто на наш взгляд не столь высок, как мы.
Конечно, духовные наставники с некоторой иронией вопрошают такого гневливца: «Чего ты гневаешься на ближнего своего? Не потому ли, что он не так свят, как ты? Где же твоя святость, если ты гневаешься на брата своего, а, следовательно, не любишь его?».
Это законное обличение для последующего покаяния. Но понимание, во всяком случае здесь, очевидно – потеря внутреннего мира, смятение, смущение, ярость, налитые кровью глаза, дрожащие от возмущения руки и колена – проявление гордостного начала в человеке, который негодует от того, что внешне, в том числе через людей, всё устроено не так, как ему хотелось бы. Ведь гнев может простираться не только на людей – на тот пенёк, о который ты споткнулся. А потом в гневе пытаешься его выкорчевать или нанести сверху по нему сокрушительный удар. Гнев может касаться червивого яблока, которое не насытило твоего чрева, как ты того хотел. И таковой со всего размаха запускает яблоко в стену, раз из него появилась не слишком симпатичная морда червяка.
А вот в отношении правительства, всяких социальных неустройств революционный гнев – замечательная уловка лукавого, который является первым революционером. Ещё на Небе некогда он начал революционную деятельность и сказал по свидетельству пророка Божия Исаий: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13).
Немирность, критиканство – являются прямым противлением заповеди Христовой, переданной нам апостолами: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет 2:17).
Человек, одержимый социальной ненавистью и чувством мнимой справедливости, которой небезуспешно разжигали большевики в народе нашем более ста лет тому назад кричал: грабь награбленное, экспроприаторов экспроприируем!
Спекулируя на человеческой зависти, большевики переломали всю государственность в нашем Отечестве и установили свои варварские атеистические кровавые порядки. Надо помнить эти ужасные примеры, в том числе французский плебейский антихристианский бунт. Французы до сих пор хвалятся своей буржуазной революцией под теми же знаками разрушения государственности и христианских ценностей. Так и наше Отечество пережило. И поныне революционный настрой, ненависть и нетерпимость в людях, несомненно, раздуваемые духами тьмы на фоне недовольства каким-то своим материальным положением, вызывает недоумения и желание всё переустроить, нежелание подчиняться и забвение о том, что «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Если же сердце царя - в руке Господа» (Притч 21:1).
В Новом Завете есть чёткие наставления нашего Господа: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).
А также наставление Апостола Павла: «Все, кто живет под игом рабства, должны господ своих считать достойными уважения и во всем его проявлять, дабы не было хулы на имя Божие и учение Его. Рабы и слуги, у которых хозяева из верующих, не должны относиться к господам своим с меньшим почтением только потому, что те для них — братья по вере, наоборот, таким следует служить еще усерднее, ведь они принимают служение подвластных им именно как братья по вере и любви. Объясняй это людям, убеждай их в том. А кто не следует спасительным словам Господа нашего Иисуса Христа, Его учению, ведущему к благочестию, а, напротив, распространяет иные учения, тот впал в гордыню, тот ничего не понимает. Он заразился болезнью препирательства и словопрений, которая рано или поздно порождает зависть и ссоры, злословие и гнусную подозрительность. Отсюда постоянные распри между людьми испорченного ума. Они утратили всякое понятие об истине и воображают, что благочестие — это путь к обогащению. Благочестие, в самом деле, обогащает, но только тех, кто умеет довольствоваться тем, что у них есть. Мы ведь ничего не принесли в этот мир, ясно, что и вынести из него ничего не можем. Будем же довольны тем, что у нас есть пища, одежда. А охваченные жаждой наживы впадают в искушения и запутываются в сетях множества безрассудных и вредных страстей, ввергающих людей в бедствия и обрекающих их на гибель. Страсть к деньгам — корень всех зол. В погоне за ними иные отошли от веры и тем обрекли себя на страшные муки. Но ты, как человек Божий, беги этого! Ищи праведности, благочестия, веры, любви, терпения, кротости. Посвяти себя высоким подвигам веры. Держись жизни вечной. Бог на то и призвал тебя, и ты перед многими свидетелями достойно исповедал свою веру» (1Тим. 6:1-12).
В отношении бунтарского настроя надо уметь обличать от преисподней разжигаемые действия собственных страстей.
Мы учимся даже через срывы стремиться к смирению, мирствованию, учимся уступать ближнему, носить бремена друг друга. Бременами в данном случае Апостол называет как раз ограниченность ближних, проявляющуюся в раздражительности, невежестве, грубости и жадности. Мы призваны не отвечать злом на зло и досаждением на досаждение, ибо не заливают огонь огнём, но водой. А мы призваны не поддаваться стихиям гнева, даже когда гневаются на нас. Но взирая на Источник всех благ - Господа, просить от Него сил преодолевать мирно и благожелательно конфликтные ситуации с окружающими людьми.
Может возникнуть вопрос: а что если стремление к миру воспринимается другой стороной как слабость? Человеку свойственно заблуждаться, в том числе гневающемуся думать, что его успокоит только воспламенение подобных скверных расположений в окружающих людях. Тем не менее, сила проявляется в умении держать удар гневающегося на тебя человека. Во всяком случае, когда гнев утихает, всякий будет жалеть о своей ярости и несдержанности. Но никто и никогда не пожалеет о своей сдержанности и рассудительности среди ближних, лишившихся мира и обрушивающих оскорбления и проявляющих негодование.
Подлинная сила, несомненно, в умении преодолеть соблазн и искушение, а не идти у него на поводу.