«Александр Иванович Покрышкин – советский военачальник и лётчик-ас в годы Великой Отечественной войны, маршал авиации (1972). Первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат военных наук (1969), военный лётчик 1-го класса (1951). С июля 1968 г до января 1972 г.— заместитель Главнокомандующего Войсками ПВО СССР. А.И. Покрышкин был вторым по результативности (после Ивана Кожедуба) пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне» (Википедия)
Современные российские «покрышкины», командующие российской стратегической авиацией, уже потеряли не в бою, но на аэродромах, несколько уникальных самолетов стратегической авиации из-за налётов украинских беспилотных летательных аппаратов – один Ту-22 (еще один, по неподтвержденным данным, повреждён) – на аэродроме в Сольцах (Новгородская область), один Ту-95 (или несколько Ту-95) – на базе стратегических бомбардировщиков «Энгельс-2» в Саратовской области. Также на аэродромах были потеряны два транспортных самолета Ил-76 и несколько вертолетов Ка-52.
Сейчас эти самолеты Ту-22 и Ту-95 не производятся, то есть их потери – безвозвратные. Вместо них производятся новые бомбардировщики Т-160 (модернизация) и Ту-160 М, количество – 1-2 самолета в год. То есть этих самолетов в год производится меньше, чем космических аппаратов. Стоимость одного такого самолета – 16 миллиардов рублей.
«В присутствии президента России Владимира Путина на Казанском авиазаводе (КАЗ) был подписан контракт на поставку Дальней авиации ВВС России 10 бомбардировщиков Ту-160М2 на сумму 160 млрд руб. до 2027 г. Об этом он заявил, встречаясь с работниками завода. Президент также наблюдал полёт бомбардировщика Ту-160 «Пётр Дейнекин» (названного так в честь скончавшегося в прошлом году главнокомандующего ВВС России в 90-е гг.), собранного в прошлом году на КАЗ из оставшегося с советского времени задела. Всего, как ранее заявлял замминистра обороны Юрий Борисов, будет заказано 50 Ту-160М2. Таким образом, общая стоимость программы с учетом НИОКР и расходов на обновление производственных мощностей (эта статья составляет 37 млрд руб.) может составить более 900 млрд руб., а их производство займет КАЗ до середины 30-х гг. ХХI в.» («Ведомости»).
То есть в 2018 году планировалось производить по одному такому самолету в год.
За прошедшие полтора года СВО Россия потеряла на аэродромах самолетов стратегической авиации от украинских беспилотников стратегических бомбардировщиков больше, чем может восполнить эту потерю российская авиационная промышленность. Никто из авиационных генералов, отвечающих за хранение самолетов и за охрану аэродромов в Сольцах, в Рязанской области, в «Энгельсе-2», до сих пор не понёс никакого наказания и не был отдан под военный трибунал за утрату стратегического вооружения стоимостью несколько миллиардов рублей.
5 сентября новостное агентство CNN распространило в сети спутниковые фотографии российских стратегических бомбардировщиков, по-прежнему хранящихся под открытым небом, но зато зачем-то стыдливо покрытых автомобильными покрышками – наверное для того, чтобы самолеты быстрее сгорели после ударов по ним беспилотников, ибо автомобильные покрышки изготовлены из достаточно горючих материалов.
80 лет назад, в годы Великой Отечественной войны наши летчики свои самолеты берегли.
Эскадрилья «Нормандия-Неман»
До сих пор на многих военных аэродромах сохранились укрытия для военных самолетов.
Аэродром Кубинка, 1960-е гг
Сколько стоит капонир? Цитирую статью, опубликованную в телеграм-канале «Ридовка»:
«Сколько стоят авиационные укрытия? Начнем с простого — укрытия бывают разных типов: от капитальных железобетонных (ЖБУ), иногда объединяемых в огромные комплексы, до легких от непогоды. Разумеется, у всех них разная стоимость.
Самым дорогим, конечно, является ЖБУ. На Западе их называют HAS или PAS, а в Израиле — ДАТАК. В России такие сооружения практически не строили, а в США в 1999 году стоимость одиночного укрытия составляла около $4 млн, то есть порядка $7 млн по текущему курсу. Несколько лет назад израильтяне планировали строить укрытия для F-35 по цене $10 млн за группу из 7 ангаров. В случае с Россией ценник можно смело делить на два, если не на три.
С укрытиями от непогоды ситуация еще проще — ангар 30 на 30 метров будет стоить около $0,5 млн в Штатах, то есть условно ₽20–30 млн. Кстати, это бьется с цифрами в России — самый дорогой коммерческий ангар, согласно одному из предложений, стоит порядка ₽17 млн.
Загнать в такой ангар Ту-22М3 с его размахом крыльев около 23 метров — задача нетривиальная, но вполне решаемая. В конце концов, в Китае ухитрились построить подземные ангары даже для дальних бомбардировщиков H-6 с их размахом крыльев в 33 метра. Вопрос в том, нужны ли для дальней авиации ЖБУ, или хватит легких ангаров от непогоды.
Сравнить цену укрытия и самолета сложно, и тут есть большой вопрос в том, сколько российские самолеты стоят в реальности. Насколько мы знаем, эта информация засекречена, но если посчитать цену для западных бортов, то мы увидим, что цена ЖБУ составляет не более 5–10% первоначальной стоимости без учета расходов на обслуживание.
Другое дело, что строительство ЖБУ — дело совсем не быстрое. Например, у американцев в Корее на 20 укрытий ушло 4 года, но они строили их без включения режима «жареного петуха». Нам, к сожалению, такой формат работы не светит, но заниматься проблемой придется. Ну или можно попытаться разобраться с ней при помощи резиновых изделий и рук БАТО — но мы считаем, что такое решение в перспективе — не самое эффективное».
Итак, укрытие для самолета стоимостью 16 миллиардов рублей стоит около 20 миллионов рублей. Возникает вопрос – что дешевле – потратить на один уникальный стратегический самолет-бомбардировщик денежную сумму в размере 0,1 % от его стоимости, или его потерять после очередного налета украинских беспилотников и потерять при этом и уникальный самолет, и расходы на постройку нового самолета – 16 миллиардов рублей? Вопрос риторический…
Михаил Ефимович Ошеров, политический аналитик
1.
Между тем, ничего подобного бы не было, если бы сразу ставилась задача скорейшего освобождения Малороссии. И потери тех же самолетов были, но меньше, и, если бы были, то при выполнении военных задач. А не так: ба-бах - и нет.
Нужно менять ключевых лиц в МО и Генштабе ВС России.
Почему до сих пор не созданы ГКО и/или Ставка Верховного главнокомандования?