Книга «Апостол», как ярчайшая проповедь христианства, чтомая за Литургией перед Евангелием словно Откровение, даёт представление о том, что происходило после Воскресения Христова и Вознесения. Сначала главы «Деяний святых апостолов», написанные апостолом Лукой, «Соборные Послания» и, наконец, «Послания апостола Павла»…
У нас теперь неразрывное понимание единства святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Павел не ходил за Господом в числе двенадцати учеников, и тогда не был другом и соратником апостола Петра при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Однако впоследствии стал, если можно так сказать, первым историком христианства, не только уверовавший в Спасителя, но и пострадавший за Него. Павел был страшным гонителем христиан, участвовал в убийстве архидиакона Стефана в Иерусалиме, а после того, как услышал Христа и был ослеплен Ярким Светом, долго был не принимаем самими апостолами: они боялись его, думая, что Павла подослали иудеи, дабы разорить общину, предать аресту и далее на мучения и смерть. Павлу пришлось доказывать свою веру, что Господь посетил его, и готов служить Господу.
Именно в своих «Посланиях» апостол Павел разъясняет первым христианским общинам смысл Учения Христа, успокаивая нестроения и ереси, которые возникают уже тогда в среде первых христиан, где учрежденные апостолом наставники начинают истолковывать Христианское Учение на свой лад. Апостола Павла также можно назвать первым христианским писателем, написавшим целых четырнадцать «Посланий» в составе Нового Завета и явным историческим документалистом.
Не стоит отбрасывать исторический момент, когда апостол Павел пришел в Ареопаг, где эллинские интеллектуалы собирались поговорить о высших материях, где Сократ говорил о Едином Боге, Которого не называл по имени. Спустя огромный промежуток времени после Сократа апостол Павел стал среди философов с проповедью Христианства и назвал Имя Единого Бога. Проповедовал он афинским философам Смерть Христа и Его Воскресение. Но упёртые материалисты из Ареопага не смогли принять этого Учения, для них Воскресение Христово было безумием, и лишь несколько человек, среди которых был Дионисий Ареопагит, приняли слова Павла.
Кстати, у современных философов-материалистов есть такая «икона», их смысловой «фундамент», на котором как раз и изображён святой апостол. Павел, подняв правую руку, перстом указывает на Небо. Как раз таки философы назвали это изображение «собранием стоиков», но забыли упомянуть, что среди этих «старцев» стоит и апостол, только без нимба. Именно неприятие приземлённой философии, преподаваемой в вузах до сих пор, христианского фундамента, рассуждение якобы о «высших материях» сводит теперь их «философию» на нет! Они крутятся вокруг да около, не желая признать Бытие Божие и сотворение мира по Слову Божьему.
Вообще науки, такие как физика, математика, химия, астрономия не имеют смысла без Богопознания. Люди заняты чем угодно, только не Христом и Богосозерцанием. Та же астрономия, изучающая небесные светила, не может согласиться, что рождение планет, звезд, галактик, их движение и существование возникло не из пустоты. Согласно теории «большого взрыва», якобы всё произошло само по себе, без Божиего вмешательства. «Вот, миллиарды лет назад… была какая-то маленькая точечка, из которой и произошла наша вселенная, но мы иногда опираемся на космический разум», – и начинают заикаться, неся бред из каких-то несвязанных слов. Наблюдая за космической мощью у верующего человека, нет и тени сомнения, что всё сотворено не астрофизическими законами, но и логическими, а термин «Логос» и означает «Слово», то есть Божье Слово.
Читая каждую Литургию «Деяния Святых Апостол» от Пасхи до Вознесения, написанные Лукой, затем «Послания» апостола Павла, понимаешь, что эти труды никогда не прейдут, не перестанут быть актуальными, потому что человек тот же, что и во времена апостольские – с теми же страстями, рассуждениями, грехами. Только их количество неуклонно растёт и может достичь критической массы в определённый момент. Дотрагиваясь умом до стихов апостольских, осознаешь, что всё это дано именно для твоего ума. И чётко представляешь картину, когда Павел шёл из Иерусалима в Дамаск, чтобы снова приступить к гонениям на христиан по доносу. Можно сказать, он получил «удар током», и Свет и Сила, сравнимая с ударом молнии, наверняка насчитывающая не одну тысячу вольт, повергла Павла на землю так, что он не смог самостоятельно передвигаться! Многие оспорители Евангелия говорят, что Павел мог попасть под удар молнии, а слышимые им «Павел, за что ты гонишь Меня!», называют галлюцинациями, причём первыми, кто решил так поиздеваться над Евангелием, были последователи Вольтера во Франции.
Именно Павел учит систематизированному, схематично изложенному в книге «Апостол» пониманию всего Христианства. Естественно, схематично сложенное Павлово вероучение было составлено позже, но благодаря чётко выстроенным формам так же, как и чтение «Апостола» перед Евангелием по сложившимся древнехристианским традициям.
Проникающее в сознание житие апостола перерастает в картинку: вот Павла заключили под стражу, а вот ведут его на суд, что случилось при Нероне, яром христоненанвистнике, вот после девяти месяцев заключения он казнён через усекновение своей главы. Но ещё до заключения в темницу он проповедовал в Риме, и даже сумел обратить приближённых Нерона, в том числе и наложницу императора.
И его завет: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (см. Втор. 32, 35). Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 1: 7, 10–12, 16; 12: 10–21).
Эти слова вечны! Неужели нельзя учиться у святого апостола Павла сейчас?
Михаил Юрьевич Красильников, православный журналист, Приморский край, г. Находка