В дни престольного праздника Иоанно-Предтеченского скита, с 7 по 8 июля 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастыре Оптина пустынь был успешно осуществлён духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023», начало которому было положено в 2022 году.
Формат проекта – многофункциональное культурное пространство, программа мероприятий включила в себя дискуссии на актуальные темы традиционных ценностей, культуры и искусства, а также концертную программу с участием коллективов, связанных с экранизацией, театральными постановками, чтением отрывков из произведений Достоевского.
Писатель Федор Михайлович Достоевский 145 лет назад посетил монастырь Оптина пустынь, где встретился с преподобным старцем Амвросием. Это, казалось бы, частное событие сыграло огромную роль в истории русской культуры – на свет появился роман «Братья Карамазовы», в котором угадывается и Оптина пустынь, и городок Козельск, и некоторые старцы, ставшие духовными авторитетами для тысяч соотечественников.
Спустя 145 лет у стен Оптиной пустыни, расположенной в Калужской области, открыли памятник великому писателю. Его автор – известный скульптор, член-корреспондент Российской Академии Художеств, народный художник России Салават Александрович Щербаков. Открытие и освящение памятника стало главным событием Дней Достоевского в этом году.
В официальной части мероприятия приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, губернатор Калужской области В.В. Шапша, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов.
В числе почетных гостей и участников проекта были Игорь Волгин, Василий Ирзабеков, протоиерей Андрей Ткачев, Юрий Башмет, Евгений Князев, Игорь Петренко, Екатерина Гусева, Антон и Виктория Макарские, хор имени Пятницкого и многие другие.
Достоевский – один из самых сложных для понимания русских писателей. Как никто другой, он заставляет читателя думать, ставя вопросы и не давая на них прямых ответов. И Евангелие - один из ключей к его миру. Романы Достоевского буквально пересыпаны библейскими текстами, особенно цитатами из Евангелия. Не случайно бронзовый Достоевский Салавата Щербакова держит в руках Священное Писание. Это именно тот образ, который биографически отсылает нас ко временам омской каторги писателя, когда в Тобольске, по дороге в острог, произошло незабываемое событие, сыгравшее важнейшую, возможно, даже решающую роль в духовной биографии Достоевского. Жена декабриста Фонвизина подарила писателю Евангелие. Достоевский писал об этом Евангелии: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».
«Тобольское» Евангелие Достоевского, испещренное многочисленными пометами, в дальнейшем сопровождало писателя всю жизнь, сыграв исключительную роль в его творчестве. Именно эта книга в 1878 году приводит великого писателя в Оптину пустынь. За два часа до своей смерти священную реликвию Достоевский передал сыну Фёдору.
На конференциях и круглых столах оптинского мероприятия то и дело вспоминали Евангелие Достоевского, словно подводя ко второй кульминации проекта, когда в дар Оптинской библиотеке было передано уникальное факсимильное издание Нового завета писателя.
В числе почётных гостей духовно-просветительского проекта можно было видеть знаменитого книгоиздателя, сибиряка, историка, бессменного председателя президиума и основателя общественного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова. В дар Оптиной пустыни он привёз изданное его Фондом «Тобольское» Евангелие.
– Евангелие – это кислород вечности для души, – передавая в дар Оптиной пустыни бесценные книги, размышлял Аркадий Елфимов. – В нем все время находишь что-то новое, что тебе действительно в жизни нужно, что дает тебе духовные силы, духовную жизнь. Духовная связь Достоевского и Книги книг не была для писателя поверхностным знакомством или только традиционным приобщением к христианской культуре. Он всегда ощущал явление Евангелия в жизни и творчестве как знак судьбы, как нечто мистическое.
Принимая в дар раритет, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф (Королёв) сердечно благодарил фонд «Возрождение Тобольска» и лично Аркадия Елфимова, отмечая героический труд издательской команды.
Если сказать, что пополнившая оптинскую библиотеку книга экстраординарна, значит не сказать ничего. Книгу готовили к печати целых семь лет. «Евангелие Достоевского» – совместный кропотливый труд многих специалистов: достоеведов, литературных критиков, текстологов, архивистов, богословов, художников, издателей, представители русской православной церкви и попечителей-предпринимателей. Свой замысел они посвятили 200-летию со дня рождения великого русского писателя. Книгу издали совсем небольшим тиражом – всего сто экземпляров. Подготовил и издал раритет общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска».
Факсимильное издание Евангелия Достоевского – это трехтомник, но книг там пять: само «Евангелие Достоевского», две книги с расшифровкой авторских пометок и два тома научных комментариев. Высокохудожественное внешнее оформление и конструкция издания продумано до мелочей известным художником книги Василием Евгеньевичем Валериусом. Книга представляет собой деревянный тюремный вагон, где на окнах решетки, а дверь плотно закрывается на щеколду. Так перевозили ссыльных в XIX веке. Открываем засов и видим деревянное распятие на фоне матерчатой полосатой ткани – отсылка к тюремной робе арестанта. Под крышкой с материей – книги, но чтобы их увидеть, надо развязать узел канатной веревки, которая находится под крестом. Крест и веревка – символ скрепления каторги и Веры, без этого годы заточения не имели бы смысла для Достоевского.
Поднимая крышку первого тома, читатель видит то самое «Евангелие Ф.М.Достоевского» с двумя полутомиками. Книга «Евангелие Достоевского» испещрена пометками русского писателя. Есть страницы, где строки подчеркнуты ногтем, потому что под рукой, в камере нельзя было иметь карандаша. Ощущение, что Михаил Федорович не расставался с книгой ни на минуту.
Нижний ряд деревянного ковчега – два внушительных тома с научными исследованиями в том числе сибирской тетради Достоевского, которую он заполнял в остроге. Авторы научных исследований и комментариев – заведующий кафедрой русской литературы и журналистики Петрозаводского университета Владимир Захаров, руководитель научного отдела рукописей РГБ Виктор Молчанов, заместитель директора музея-квартиры Ф.М.Достоевского Борис Тихомиров.
Неоценим вклад попечителей фонда, российских предпринимателей, благодаря которым уникальное издание получили культурные центры России и зарубежья: музеи и библиотеки на сумму более 20 млн. руб.
По прошествии Достоевских дней, Оптина пустынь и Тобольск промыслительно стали ещё ближе друг к другу. Памятник Достоевскому с «Тобольским» Евангелием в руках и само Евангелие от фонда «Возрождение Тобольска» – словно некоторые условные знаки, связующие воедино бескрайнее метафизическое пространство России.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России