Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса о распределении гендерных ролей в российских семьях.
«Современная семья имеет мало общего с семьей прошлого столетия, - отмечается в пресс-релизе исследования ВЦИОМ. - Отличаются не только ее состав, размер и функции, но и образ жизни супругов, их ролевые ожидания в браке. На смену жесткой гендерной иерархии приходит модель достижения гендерного консенсуса: мужчины все больше вовлекаются в домашние хлопоты и воспитание детей, а женщины активнее участвуют в материальном обеспечении и общественной жизни. Вместе с перераспределением гендерных обязанностей меняются и представления о распределении власти в семье.
За последние 15 лет доля считающих, что в семье должен быть главный, снизилась вдвое — с 58% до 29%. Сегодня почти каждый пятый опрошенный видит главой семьи старшего мужчину, а если такового нет — старшую женщину (18%, −14 п.п. с 2008 г.), то есть является приверженцем патерналистской модели принятия решений в семье. Еще 7% близка прагматическая модель — по их мнению, принимать важные решения должен тот, кто лучше ориентируется в ситуации (2008 г. — 14%). Утилитаристский взгляд (от лат. utilitas "польза, выгода, благо"), согласно которому власть в семье принадлежит основному кормильцу, распространен меньше всего (4%, 2008 г. — 12%).
Консенсусная модель, подразумевающая отсутствие главы семьи, напротив, находит у россиян все больше поддержки. Если в 2005 г. она еще конкурировала с патерналистской моделью принятия решений (35% и 38% соответственно), то начиная с 2017 г. ощутимо превосходит последнюю по доле сторонников (60% и 20% соответственно). В наши дни 68% полагают, что можно обойтись без главы семьи: важные решения должны приниматься совместно, а мелкие — в соответствии с существующим разделением обязанностей.
Больше всего с начала наблюдений изменились взгляды у молодежи. Сторонников равноправия среди 18-24-летних стало больше в 2,4 раза (2005 г. — 33% vs. 78% в 2023 г.). Доли тех, кто видит главой семьи основного кормильца и того, кто лучше ориентируется в ситуации, напротив, сократились до минимума (1% и 3% соответственно). Каждый седьмой в этой группе полагает, что главенство в семье должно принадлежать старшему (15%, 2005 г. — 39%).
В том, что главу семьи следует выбирать по старшинству, чаще убеждены мужчины (23% vs. 15% женщин), россияне с неполным средним образованием (32% vs. 16% в группе с высшим образованием) и активные телезрители (24% vs. 15% активных интернет-пользователей). Сохраняют приверженность патерналистской модели и жители сел (28% vs. 11% в обеих столицах), а в Северо-Кавказском федеральном округе она по-прежнему конкурирует с консенсусной моделью (45% и 46% соответственно).
За равноправие в семейных отношениях чаще выступают женщины (70% vs. 64% мужчин), молодежь 18-34 лет (18-24 года — 78%, 25-34 года — 74%), россияне со средним образованием и выше (66-70%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (73%), а также предпочитающие интернет телевидению (72%)».
«Представления о строгом распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами также остались в прошлом, - отмечают социологи ВЦИОМ. - За 15 лет доля ответивших, что в их семьях вклад в решение бытовых и семейных вопросов вносят оба супруга, ощутимо возросла. Если в 2008 г. общими обязанностями в российских семьях было только планирование досуга (54%, 2023 г. — 59%) и распределение средств на крупные расходы (50%, 2023 г. — 53%), то в наши дни к ним добавилось воспитание детей (49%, +5 п.п. с 2008 г.), зарабатывание денег (47%, +17 п.п.) и дела, связанные с домашним хозяйством (47%, +10 п.п.). Содержание семьи остается мужской обязанностью для 18% россиян (2008 г. — 34%). Примерно столько же ответили, что домашнее хозяйство и воспитание детей в их семьях — преимущественно забота жены (21% и 17% соответственно).
В общей сложности равноправие в семье словом и делом поддерживают 18% россиян. Это те, кто считает, что можно обойтись без главы семьи, и в семьях которых все обязанности (от заработка до домашних дел) распределены поровну между супругами.
На вопрос о распределении семейных обязанностей женщины и мужчины отвечают по-разному. Последние склонны несколько преувеличивать свой вклад в решение семейных вопросов: мужчины чаще женщин указывают на то, что занимаются воспитанием детей (52% vs. 47% женщин), планированием досуга (62% vs. 56%) и домашним хозяйством (51% vs. 44%) в равной степени с супругой.
В вопросе финансов и мужчинам, и женщинам свойственно "тянуть одеяло на себя". Например, женщины чаще говорят, что распределением средств на крупные расходы в их семье занимается жена (11%), мужчины — что муж (12%). Такая же закономерность прослеживается и в ответах о содержании семьи».
Помощник главного редактора «Русской народной линии», отец десятерых (!) детей Павел Тихомиров, анализируя итоги опроса, констатировал, что «даже в православных церковных семьях уже нет той иерархии, о которой мечтали мы, молодые (и не очень молодые) люди, штудировавшие в бытность свою неофитами в числе прочего и "Домострой"».
«Причина, как мне кажется, одна единственная, - считает он. - Женщины ждут от нас, мужчин, силы и стабильности. Под "силой" подразумевается не только результат посещения "качалки", а в первую очередь сила духа. Способность быть опорой.
Если мы не становимся для жены опорой, позволяем себе срываться, то она автоматически отказывается от восприятия нас – в качестве опоры. Опору воцерковлённая женщина, разумеется, ищет в Духе Святом, и рассчитывать начинает на свои собственные силы.
Дети это всё видят, и вопросов "кто в семье главный?" не возникает. Беда в том, что мы не умеем гневаться правильно.
Гнев – нужное чувство, порою он просто необходим в качестве дополнительного инструмента борьбы с проявлениями зла, проникающего в семью. Но когда мы переходим к состоянию устойчивого накапливания раздражительности, это приводит к нетрезвым реакциям на раздражители.
И глава семьи становится не грозным, а злобным. Вот именно этот момент ни в коем случае нельзя проскочить.
Потому что потом будет уже поздно, и никакие зарплаты и подарки не восстановят авторитет в той полноте, как это было изначально.
Не знаю: какие проблемы возникают в семьях мусульман или в семьях безбожников российских, говорю о семьях воцерковлённых православных».
К размышлениям коллеги присоединился помощник главного редактора «Русской народной линии», отец четверых сыновей Алексей Мыселев:
Ну что ж, дорогие читатели, моя излюбленная тема: взаимоотношения супругов. Хлебом не корми, а дай поразмышлять на вечную тему брака, семьи, Любви. Особенно в свете тематического опроса ВЦИОМ, который, ни много-ни мало, зафиксировал падение авторитета мужа как главы семьи и целеустремленность к равноправным отношениям. А вообще могут ли быть равноправные отношения? И что это вообще такое и с чем энто едят и чем заправляют? И рискует ли семья превратиться в пресловутое «партнёрство»? Все эти вопросы навеваются результатами опроса.
Конечно, жаль, что мы уже живём не в обществе наших предков, когда было всё более-менее просто и понятно, когда муж и отец – глава семьи, а жена ему помощница. И вместе созидают малую Церковь, воспитывают детей – будущее России. И если это и теперь возможно, по крайней мере, в некоторых семьях, то уже прекрасно. Ведь никто не говорит о деспотизме и своеволии мужчин, наоборот – нужно поступать мудро, сохраняя в семье мир и любовь, никого не ущемляя и не обижая (не имею в виду детские капризы).
И тут как гром среди ясного неба опрос ВЦИОМ. Хотя и так понятно, к чему идёт тенденция, которая, увы и ах, печальна для нас. Мне кажется, мы стоим перед угрозой размывания мужского и женского служения, размывания идентичностей, что ни к чему хорошему не приведет. Достичь так называемого равноправия, а главное - взаимопонимания на основе Любви в семье, мне кажется, не так-то просто. Когда есть согласие и мир во всем, когда могут уступать друг другу, невзирая на лица. Однако женщина, как бы ни кричала о том, что она ничуть не хуже мужчины, а то и лучше – останется женщиной, природу не обманешь. Никто не хуже – просто мужчина и женщины разные. У каждого своё призвание. И она будет счастлива только в роли матери и жены, устроительницы домашнего очага. Конечно, сегодня многие вынуждены работать. Поэтому, если муж всячески помогает жене по дому, на мой взгляд, не противоречит его роли. Как написано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Речь идёт именно о восприятии друг друга, когда жена восхищается мужем, вдохновляет его на жертвенное служение во имя Любви к семье, а мужчина любит и заботиться о ней и детях. То есть дополняют друг друга и реализуют своё божественное и природное предназначение.
А когда всё вверх тормашками, то все становятся несчастными.
Поэтому, на мой взгляд, мы призваны стремиться с Божией помощью выполнять своё мужское служение, реализовывать всё то, к чему призваны Богом и природой. Любить Бога, семью, Родину, нести ответственность за своё служение. Простите за высокопарность – это именно цель, к которой считаю необходимым стремиться. А как бывает? Бывает же всякое. Например, и такое. В последнее время часто воображаю разные жизненные ситуации по семейной тематике:
Жена: Тут говорят о том, что муж – глава семья. Хах, но это точно не про нашу семью! Рыцари остались только в романах… Или их захватили более удачливые соперницы. А мне досталось, что осталось…
Муж: Ненаглядная моя, красота в глазах смотрящего…
Жена: Поговори мне ещё тут! Что ты вообще такого сделал, чтобы я тебя уважала? А? Отвечай!
Муж: Как что?
Жена: (перебивая) Веди себя как глава, тогда и я буду вести себя нормально, как женщина. А, если ты такой-сякой, то и от меня не жди ничего хорошего! Понял? Иди, утри слёзы свои, коль плачешь.
Муж: Обожди, дорогая. Что для тебя значит быть главой семьи, что значит быть настоящим мужчиной?
Жена: Так, ну, загибай пальцы: Мужественный мачо, крутой, заботливый, ответственный, безотказный, добрый, но с характером, чтоб обеспечивал и помогал жене, любил и на руках носил.
Муж: Ага, размечталась… А где ты такого видывала? Качества несовместимые. Если хочешь мужественного мачо, то будь готова, к тому, что будет поступать так, как посчитает нужным и тебя не спросит. А добро, вы, женщины, вообще воспринимаете за слабость!
Так что, дорогая, не надо! Не тебе решать: каким мне быть! И что такое: служение мужчины! Буду самим собой.
Жена: Будь, оставайся. Можешь и не стараться мне понравиться. Но только не удивляйся потом, что и отношение к тебе будет соответствующее.
Ну, вот как всегда. И поговорили. Иди, балабол. Только что и умеешь языком чесать!
Ты себя в зеркало-то видел? Ну, какой ты главы семьи? Всё приходится делать за тебя! Выискивался на мою голову! Эх… Все вы, мужики, одинаковые. Перевелись, видать, как вид, вымерли нормальные мужики, как мамонты. В 19 веке остались во времена Пушкина и Достоевского.
Вот такая история могла бы приключиться в обычном доме, где муж и жена спорят о вечном – отношениях мужчины и женщины…
4. Ответ на 3, Павел Тихомиров:
Но тогда Вы спросите - а почему не в других Лицах Св.Троицы?
Или не спросите?
2. Если напишу, что "рассчитывать начинает на свои собственные силы" (без оговорок), то ведь это уже будет модель поведения невоцерковлённой личности, не так ли?1. Если бы выбрали Христа - вопросов бы не было: Он Спаситель наших душ. Он Глава Церкви, членами которой мы все являемся. Вопросов не было бы если бы Вы выбрали Богородицу. Но Вы выбрали конкретное лицо св.Троицы, отсюда вопрос- чем обусловлен такой выбор и что этим выбором Вы хотели сказать?
По опыту - в церкви всё имеет своё обоснование и богословское, и житейское. Так, согласно древней традиции в храме женщины и мужчины молятся в разных нефах. И на вопрос "почему так", один священник указал мне на ближайшие иконы справа и слева от Царских врат и, указывая на Христа (напротив южной, мужской части храма), сказал: вот это мужеский путь, а на Божью Матерь (северный неф) - это женский. Это очень простое объяснение, в котором есть всё - и иерархия, и послушание, и самопожертвование. И целомудрие. Есть и иные обоснования, но это для более пытливых умов.
2. да.
3. Ответ на 1, Сергей иванович:
Но тогда Вы спросите - а почему не в других Лицах Св.Троицы?
Или не спросите?
2. Если напишу, что "рассчитывать начинает на свои собственные силы" (без оговорок), то ведь это уже будет модель поведения невоцерковлённой личности, не так ли?
2.
1.