Кто в семье главный?

Об одном неутешительном исследовании ВЦИОМ

Семья 
0
1614
Время на чтение 8 минут
Фото: Эдгар Дега. Семейство Беллели

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса о распределении гендерных ролей в российских семьях.

«Современная семья имеет мало общего с семьей прошлого столетия, - отмечается в пресс-релизе исследования ВЦИОМ. - Отличаются не только ее состав, размер и функции, но и образ жизни супругов, их ролевые ожидания в браке. На смену жесткой гендерной иерархии приходит модель достижения гендерного консенсуса: мужчины все больше вовлекаются в домашние хлопоты и воспитание детей, а женщины активнее участвуют в материальном обеспечении и общественной жизни. Вместе с перераспределением гендерных обязанностей меняются и представления о распределении власти в семье.

За последние 15 лет доля считающих, что в семье должен быть главный, снизилась вдвое — с 58% до 29%. Сегодня почти каждый пятый опрошенный видит главой семьи старшего мужчину, а если такового нет — старшую женщину (18%, −14 п.п. с 2008 г.), то есть является приверженцем патерналистской модели принятия решений в семье. Еще 7% близка прагматическая модель — по их мнению, принимать важные решения должен тот, кто лучше ориентируется в ситуации (2008 г. — 14%). Утилитаристский взгляд (от лат. utilitas "польза, выгода, благо"), согласно которому власть в семье принадлежит основному кормильцу, распространен меньше всего (4%, 2008 г. — 12%).

Консенсусная модель, подразумевающая отсутствие главы семьи, напротив, находит у россиян все больше поддержки. Если в 2005 г. она еще конкурировала с патерналистской моделью принятия решений (35% и 38% соответственно), то начиная с 2017 г. ощутимо превосходит последнюю по доле сторонников (60% и 20% соответственно). В наши дни 68% полагают, что можно обойтись без главы семьи: важные решения должны приниматься совместно, а мелкие — в соответствии с существующим разделением обязанностей.

Больше всего с начала наблюдений изменились взгляды у молодежи. Сторонников равноправия среди 18-24-летних стало больше в 2,4 раза (2005 г. — 33% vs. 78% в 2023 г.). Доли тех, кто видит главой семьи основного кормильца и того, кто лучше ориентируется в ситуации, напротив, сократились до минимума (1% и 3% соответственно). Каждый седьмой в этой группе полагает, что главенство в семье должно принадлежать старшему (15%, 2005 г. — 39%).

В том, что главу семьи следует выбирать по старшинству, чаще убеждены мужчины (23% vs. 15% женщин), россияне с неполным средним образованием (32% vs. 16% в группе с высшим образованием) и активные телезрители (24% vs. 15% активных интернет-пользователей). Сохраняют приверженность патерналистской модели и жители сел (28% vs. 11% в обеих столицах), а в Северо-Кавказском федеральном округе она по-прежнему конкурирует с консенсусной моделью (45% и 46% соответственно).

За равноправие в семейных отношениях чаще выступают женщины (70% vs. 64% мужчин), молодежь 18-34 лет (18-24 года — 78%, 25-34 года — 74%), россияне со средним образованием и выше (66-70%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (73%), а также предпочитающие интернет телевидению (72%)».

«Представления о строгом распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами также остались в прошлом, - отмечают социологи ВЦИОМ. - За 15 лет доля ответивших, что в их семьях вклад в решение бытовых и семейных вопросов вносят оба супруга, ощутимо возросла. Если в 2008 г. общими обязанностями в российских семьях было только планирование досуга (54%, 2023 г. — 59%) и распределение средств на крупные расходы (50%, 2023 г. — 53%), то в наши дни к ним добавилось воспитание детей (49%, +5 п.п. с 2008 г.), зарабатывание денег (47%, +17 п.п.) и дела, связанные с домашним хозяйством (47%, +10 п.п.). Содержание семьи остается мужской обязанностью для 18% россиян (2008 г. — 34%). Примерно столько же ответили, что домашнее хозяйство и воспитание детей в их семьях — преимущественно забота жены (21% и 17% соответственно).

В общей сложности равноправие в семье словом и делом поддерживают 18% россиян. Это те, кто считает, что можно обойтись без главы семьи, и в семьях которых все обязанности (от заработка до домашних дел) распределены поровну между супругами.

На вопрос о распределении семейных обязанностей женщины и мужчины отвечают по-разному. Последние склонны несколько преувеличивать свой вклад в решение семейных вопросов: мужчины чаще женщин указывают на то, что занимаются воспитанием детей (52% vs. 47% женщин), планированием досуга (62% vs. 56%) и домашним хозяйством (51% vs. 44%) в равной степени с супругой.

В вопросе финансов и мужчинам, и женщинам свойственно "тянуть одеяло на себя". Например, женщины чаще говорят, что распределением средств на крупные расходы в их семье занимается жена (11%), мужчины — что муж (12%). Такая же закономерность прослеживается и в ответах о содержании семьи».

Помощник главного редактора «Русской народной линии», отец десятерых (!) детей Павел Тихомиров, анализируя итоги опроса, констатировал, что «даже в православных церковных семьях уже нет той иерархии, о которой мечтали мы, молодые (и не очень молодые) люди, штудировавшие в бытность свою неофитами в числе прочего и "Домострой"».

«Причина, как мне кажется, одна единственная, - считает он. - Женщины ждут от нас, мужчин, силы и стабильности. Под "силой" подразумевается не только результат посещения "качалки", а в первую очередь сила духа. Способность быть опорой.

Если мы не становимся для жены опорой, позволяем себе срываться, то она автоматически отказывается от восприятия нас – в качестве опоры. Опору воцерковлённая женщина, разумеется, ищет в Духе Святом, и рассчитывать начинает на свои собственные силы.

Дети это всё видят, и вопросов "кто в семье главный?" не возникает. Беда в том, что мы не умеем гневаться правильно.

Гнев – нужное чувство, порою он просто необходим в качестве дополнительного инструмента борьбы с проявлениями зла, проникающего в семью. Но когда мы переходим к состоянию устойчивого накапливания раздражительности, это приводит к нетрезвым реакциям на раздражители.

И глава семьи становится не грозным, а злобным. Вот именно этот момент ни в коем случае нельзя проскочить.

Потому что потом будет уже поздно, и никакие зарплаты и подарки не восстановят авторитет в той полноте, как это было изначально.

Не знаю: какие проблемы возникают в семьях мусульман или в семьях безбожников российских, говорю о семьях воцерковлённых православных».

К размышлениям коллеги присоединился помощник главного редактора «Русской народной линии», отец четверых сыновей Алексей Мыселев:

Ну что ж, дорогие читатели, моя излюбленная тема: взаимоотношения супругов. Хлебом не корми, а дай поразмышлять на вечную тему брака, семьи, Любви. Особенно в свете тематического опроса ВЦИОМ, который, ни много-ни мало, зафиксировал падение авторитета мужа как главы семьи и целеустремленность к равноправным отношениям. А вообще могут ли быть равноправные отношения? И что это вообще такое и с чем энто едят и чем заправляют? И рискует ли семья превратиться в пресловутое «партнёрство»? Все эти вопросы навеваются результатами опроса.

Конечно, жаль, что мы уже живём не в обществе наших предков, когда было всё более-менее просто и понятно, когда муж и отец – глава семьи, а жена ему помощница. И вместе созидают малую Церковь, воспитывают детей – будущее России. И если это и теперь возможно, по крайней мере, в некоторых семьях, то уже прекрасно. Ведь никто не говорит о деспотизме и своеволии мужчин, наоборот – нужно поступать мудро, сохраняя в семье мир и любовь, никого не ущемляя и не обижая (не имею в виду детские капризы).

И тут как гром среди ясного неба опрос ВЦИОМ. Хотя и так понятно, к чему идёт тенденция, которая, увы и ах, печальна для нас. Мне кажется, мы стоим перед угрозой размывания мужского и женского служения, размывания идентичностей, что ни к чему хорошему не приведет. Достичь так называемого равноправия, а главное - взаимопонимания на основе Любви в семье, мне кажется, не так-то просто. Когда есть согласие и мир во всем, когда могут уступать друг другу, невзирая на лица. Однако женщина, как бы ни кричала о том, что она ничуть не хуже мужчины, а то и лучше – останется женщиной, природу не обманешь. Никто не хуже – просто мужчина и женщины разные. У каждого своё призвание. И она будет счастлива только в роли матери и жены, устроительницы домашнего очага. Конечно, сегодня многие вынуждены работать. Поэтому, если муж всячески помогает жене по дому, на мой взгляд, не противоречит его роли. Как написано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

Речь идёт именно о восприятии друг друга, когда жена восхищается мужем, вдохновляет его на жертвенное служение во имя Любви к семье, а мужчина любит и заботиться о ней и детях. То есть дополняют друг друга и реализуют своё божественное и природное предназначение.

А когда всё вверх тормашками, то все становятся несчастными.

Поэтому, на мой взгляд, мы призваны стремиться с Божией помощью выполнять своё мужское служение, реализовывать всё то, к чему призваны Богом и природой. Любить Бога, семью, Родину, нести ответственность за своё служение. Простите за высокопарность – это именно цель, к которой считаю необходимым стремиться. А как бывает? Бывает же всякое. Например, и такое. В последнее время часто воображаю разные жизненные ситуации по семейной тематике:

Жена: Тут говорят о том, что муж – глава семья. Хах, но это точно не про нашу семью! Рыцари остались только в романах… Или их захватили более удачливые соперницы. А мне досталось, что осталось…

Муж: Ненаглядная моя, красота в глазах смотрящего…

Жена: Поговори мне ещё тут! Что ты вообще такого сделал, чтобы я тебя уважала? А? Отвечай!

Муж: Как что?

Жена: (перебивая) Веди себя как глава, тогда и я буду вести себя нормально, как женщина. А, если ты такой-сякой, то и от меня не жди ничего хорошего! Понял? Иди, утри слёзы свои, коль плачешь.

Муж: Обожди, дорогая. Что для тебя значит быть главой семьи, что значит быть настоящим мужчиной?

Жена: Так, ну, загибай пальцы: Мужественный мачо, крутой, заботливый, ответственный, безотказный, добрый, но с характером, чтоб обеспечивал и помогал жене, любил и на руках носил.

Муж: Ага, размечталась… А где ты такого видывала? Качества несовместимые. Если хочешь мужественного мачо, то будь готова, к тому, что будет поступать так, как посчитает нужным и тебя не спросит. А добро, вы, женщины, вообще воспринимаете за слабость!

Так что, дорогая, не надо! Не тебе решать: каким мне быть! И что такое: служение мужчины! Буду самим собой.

Жена: Будь, оставайся. Можешь и не стараться мне понравиться. Но только не удивляйся потом, что и отношение к тебе будет соответствующее.

Ну, вот как всегда. И поговорили. Иди, балабол. Только что и умеешь языком чесать!

Ты себя в зеркало-то видел? Ну, какой ты главы семьи? Всё приходится делать за тебя! Выискивался на мою голову! Эх… Все вы, мужики, одинаковые. Перевелись, видать, как вид, вымерли нормальные мужики, как мамонты. В 19 веке остались во времена Пушкина и Достоевского.

Вот такая история могла бы приключиться в обычном доме, где муж и жена спорят о вечном – отношениях мужчины и женщины…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3, Павел Тихомиров:

Опору воцерковлённая женщина, разумеется, ищет в Духе Святом, и рассчитывать начинает на свои собственные силы.

Почему именно опора в Духе, а не в Боге отце или Иисусе Христе? На чем основано это Ваше категоричное разумение, да еще за всех воцерковленных?

Соглашусь с Вами, корректнее написать "опору ищет в уповании на Спасителя".
Но тогда Вы спросите - а почему не в других Лицах Св.Троицы?
Или не спросите?
2. Если напишу, что "рассчитывать начинает на свои собственные силы" (без оговорок), то ведь это уже будет модель поведения невоцерковлённой личности, не так ли?

1. Если бы выбрали Христа - вопросов бы не было: Он Спаситель наших душ. Он Глава Церкви, членами которой мы все являемся. Вопросов не было бы если бы Вы выбрали Богородицу. Но Вы выбрали конкретное лицо св.Троицы, отсюда вопрос- чем обусловлен такой выбор и что этим выбором Вы хотели сказать?
По опыту - в церкви всё имеет своё обоснование и богословское, и житейское. Так, согласно древней традиции в храме женщины и мужчины молятся в разных нефах. И на вопрос "почему так", один священник указал мне на ближайшие иконы справа и слева от Царских врат и, указывая на Христа (напротив южной, мужской части храма), сказал: вот это мужеский путь, а на Божью Матерь (северный неф) - это женский. Это очень простое объяснение, в котором есть всё - и иерархия, и послушание, и самопожертвование. И целомудрие. Есть и иные обоснования, но это для более пытливых умов.
2. да.
Сергий Халин / 08.06.2023, 16:15

3. Ответ на 1, Сергей иванович:

Опору воцерковлённая женщина, разумеется, ищет в Духе Святом, и рассчитывать начинает на свои собственные силы.

Почему именно опора в Духе, а не в Боге отце или Иисусе Христе? На чем основано это Ваше категоричное разумение, да еще за всех воцерковленных?

Соглашусь с Вами, корректнее написать "опору ищет в уповании на Спасителя".
Но тогда Вы спросите - а почему не в других Лицах Св.Троицы?
Или не спросите?
2. Если напишу, что "рассчитывать начинает на свои собственные силы" (без оговорок), то ведь это уже будет модель поведения невоцерковлённой личности, не так ли?
Павел Тихомиров / 08.06.2023, 11:33

2.

Вциом - вциомом, но нам то чего велосипед изобретать? В Писании совершенно четко распределены обязанности, расписана иерархия чинов. В какие фантики не оборачивай - все потуги в сторону равноправия (с любой стороны) - это бунт против Бога.
Сергий Халин / 08.06.2023, 10:54

1.

Опору воцерковлённая женщина, разумеется, ищет в Духе Святом, и рассчитывать начинает на свои собственные силы.

Почему именно опора в Духе, а не в Боге отце или Иисусе Христе? На чем основано это Ваше категоричное разумение, да еще за всех воцерковленных?
Сергий Халин / 08.06.2023, 10:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Алексей Павлович Мыселев
Пойдут ли наши дети по нашему пути?
Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о том, почему дети из многодетных семей не хотят сами становиться многодетными
08.02.2024
Чувствовалось особое единение зрителей и власти
В Петербурге состоялся спектакль-концерт, посвящённый 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
29.01.2024
Что нам ждать от Года семьи?
Мысли многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева о проведении Года семьи в 2024 году
23.11.2023
«Мы – лучше, чем они о нас думают»
Многодетные отцы Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о Дне отца и семейном кризисе
14.10.2023
Жертвенное служение или же простое оказание услуг?
Размышления многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева в свете празднования Дня учителя
05.10.2023
Все статьи Алексей Павлович Мыселев
Семья
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Многодетным – дополнительный выходной!
В Госдуме предложили четырехдневную рабочую неделю для многодетных родителей
19.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07