«Когда храм наш помещался ещё в заброшенном здании морфокорпуса, среди пономарей прихода был раб Божий Саша. Случилось ему сменить со временем место жительства и поселиться там, куда Макар телят не гонял — в самую Америку. Разумеется, ту, что Северная, и ту, что соединила полсотни штатов под одним звездно-полосатым флагом. Приехав, спустя некоторое время, домой на побывку, рассказал он нам в храме интереснейшую историю об одном священнике. Тот — негр и бывший проповедник какой-то протестантской церкви, увидел однажды икону Моисея Мурина в Православном храме. Вот так шел мимо, услышал непривычное пение, заглянул в двери, а там — лампады, сизый кадильный дым… Интересно стало. Там и увидел икону чернокожего святого. "И что", — говорит после службы, — "у вас есть святые негры?". Ему отвечают: "Есть", и присовокупляют историю о самом преподобном Моисее: как он разбойничал, как покаялся, как не считал себя за человека и смирялся перед всеми, как принял насильственную смерть в конце концов, расплатившись кровью за прежние разбои. Чернокожего проповедника все это очень "зацепило" за душу ("нам не дано предугадать…"), и он начинает копать. Докапывается до Православной веры, принимает её, становится священником и начинает служить. Предки этого чернокожего батюшки были рабами. Он даже создал музей рабства, в котором показывает желающим реальные кандалы и ошейник, которые носили когда-то на себе его деды или прадеды. То есть человек он, к расовым проблемам не безразличный. И получается так, что почти весь приход у него состоит из белых, а он — чернокожий. Тест, надо сказать, еще тот на смирение. Тайный расист может жить в глубине души самого благодушного филантропа. А нужно ли доказывать, что благодушные филантропы не составляют в человечестве большинства? И в той же Америке еще во второй половине прошлого столетия не во всякий ресторан мог войти чернокожий и не на всякое кресло в автобусе сесть. И вот белая паства принимает Слово и Таинства от цветного пастыря, и сам пастырь не весть что переживает в душе, когда надевает епитрахиль и выходит на проповедь или на исповедь. По мне — очень трогательная история из современной жизни Церкви, которая со временем все более перестает носить узко-этнический характер», - пишет в тлг-канале клирик храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв.
«Церковь перестает быть религиозным довеском к национальности. Она исчезает или сокращается в размерах там, где к ней привыкли, и появляется там, где вчера еще ее не было. "Если русский, значит православный", — это уже, горюй — не горюй, не рабочий лозунг. Русский может быть и атеистом, и кришнаитом, и мусульманином. А православие может исповедовать афроамериканец, филиппинец и кто угодно. Готовы ли мы к такому развороту событий? Очевидно, не готовы», - подчеркнул священник.
«Батюшка — негр. Мы, переставшие рожать и не шибко усердствующие в трудах праведных, видим, как жизненное пространство, освоенное за минувшие столетия предками, заполняют и осваивают сыны чужих народов. К этому частично привыкли. Но с этим не смирились. Это раздражает. Но мы пока не еще не увидели, как вместо нас, разучившихся молиться, наше место в храме занимают те самые сыны иных народов, которые нас раздражают. Это будет пощечина более звонкая. Рассудим», - продолжил он.
«Православие вера одного народа или всех? Одной расы или всего человечества? Конечно, всего человечества. Свет Истинный просвещает всякого человека, грядущего в мир. Если Православие имеет вечную ценность и обращено ко всем, то может ли оно навеки закрепиться за отдельными народами и только за ними? Нет, и сто раз — нет! Окажешься ты недостойным сокровища, его другим отдадут. Получается, что националист может временно радоваться об отсутствии негров и китайцев в наших храмах и кричать против их присутствия. Ну, а православный, уж и не знаю, что должен об этом думать. По-хорошему, мы должны желать всем спасения и познания Христа. Я уверен, что белый собрат, говорящий со мной на одном языке, но безразличный к Господу Иисусу Христу, дальше от меня, нежели чернокожий собрат, говорящий на другом языке, но Господа любящий. Такова логика веры», – добавил протоиерей.
Он подчеркнул, что «мы должны скорбеть о малой церковности нашего народа, понимая, что при отсутствии добрых плодов, Хозяин виноградника волен отдать его кому захочет».
«Времена самохвальства прошли, а времена безутешного плача еще не наступили. Наступило время осмысления жизни и серьезных трудов. Представьте себе, попробуйте сердцем понять тот ужас, и шок, и метафизическую обиду евреев, которые столетиями гордились уникальным избранием, и вдруг уступили первенство множеству народов, на которые раньше смотрели сверху вниз. Мы поймем этот ужас, когда представим, что дети Индокитая, Азии и Африки, приехавшие к нам, не просто будут жить рядом, не просто составят большинство, а еще и уверуют в «нашего» Господа, придут в наши храмы и составят большинство даже и там! На исповеди вас будет ждать чернокожий батюшка, а на венчании встретит скуластый и раскосый священник. И все они будут Православные, а все это будет и благодатно, и Богу угодно. Только вот ни вы, ни я к этому готовы не будем и выбежим, чего доброго из храма — в частности, и из Церкви — вообще!» - восклицает священник.
«Вот будет оплеуха народу-Богоносцу! А между тем, по требованию христианской совести и по действию Духа Святого, мы обязаны радоваться каждому обращению ко Христу не белого, не русского человека! Мы должны и желать этого, и содействовать этому. Так не стоит ли озаботиться тем, чтобы народ наш не прекратил быть народом христианским, не утратил самоидентификации! Ведь эта утрата лица будет одновременно утратой единственного народного и исторического сокровища», - добавил он.
«То, что я говорю сейчас, имеет свойство действовать, как душ Шарко. Он и холодный, и колючий. Но говорить надо. Когда апостол Павел говорил своим сродникам по плоти, что язычники, не искавшие Бога, познали Мессию и пришли к Истине, а они — Израильтяне — ослепли и ожесточились, то он, Павел, раздражал и дразнил своих братьев по плоти. Этим раздражением он будил в них благую ревность. Он словно говорил: "Вы — сыны пророков, родственники Моисея, Давида и Самуила, потеряли первородство, отсечены, как ветвь. Покайтесь!" Так же можно сказать и нам: "Вы, бездумно повторяющие слова о Святой Руси и ничего не делающие для её реальной святости, скоро увидите новые миллионы людей, пришедших с севера и юга, и не просто живущих на земле ваших отцов, но и лучше вас её обрабатывающих, лучше вас молящихся Богу и более вас твердых в вере! Какую песню тогда запоете, и на каких масонов свалите вину за свое бездействие?" Эти слова должны раздражить нас, как раздражило евреев призвание язычников к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Но раздражить не так, чтобы метнуться в бритоголовый расизм с элементами футбольного фанатизма, а так, чтобы мы выросли в вере и ради умножения веры без лени потрудились. Не брюзжать нужно по поводу храмового строительства, а этому строительству содействовать. Не скептические реплики отпускать по поводу преподавания Православной культуры в школе, а вложить лепту в это преподавание. И так во всем», – продолжил протоиерей.
«Ну, а так, если разбросить население Земли по цветам кожи и представить, что все люди планеты уверовали в Христа Спасителя, то получится следующая ситуация. На репрезентативной службе из условных ста человек будет тридцать китайцев, тридцать индусов, десять негров, десять арабов, десять латиноамериканцев. Ну, и десять белых европейцев. Сколько среди них будет русских? Один-два от силы. То есть количеством мы не возьмем и шапками никого не закидаем. Придется количественную убыль компенсировать качественным ростом. Ну и не забывать, что мир меняться будет и дальше, и нужно быть к этому готовыми», - заключил о. Андрей Ткачёв.
13. Ответ на 12, Александр Волков:
////////////////////////////
Как там, в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" владелец (исп. Этуш) трех (?) магнитофонов и четырех (?) замшевых пиджаков с обидой возмущается: - что, вы, все холоп да холоп? Это, мол, слово ругательное и он просит к нему таковое не применять?
Что человек сотворен по образу-подобию - да, "зафиксировано"… Ну, а царь-то - разве не человек из того же "списка"?
ВЕРА ХРИСТОВА ЧИСТАЯ И МИЛОСЕРДНАЯ. Кто еще верит , что людей можно привести в Православие через громадные романовские дворцы и яйца Фаберже. Что тут Христианского ? Не зря ведь преподобный Серафим Саровский говорил , что цель жизни христианской - стяжание Благодати Святого Духа.
12. Ответ на 9, учитель:
////////////////////////////
Как там, в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" владелец (исп. Этуш) трех (?) магнитофонов и четырех (?) замшевых пиджаков с обидой возмущается: - что, вы, все холоп да холоп? Это, мол, слово ругательное и он просит к нему таковое не применять?
Что человек сотворен по образу-подобию - да, "зафиксировано"… Ну, а царь-то - разве не человек из того же "списка"?
11. Ответ на 10, РОНОЛ:
"Вера проистекает не от хотения. Согласен. Впереди веры стоит покаяние…"
/////////////
Покаяние без веры?
РОНОЛ:
"Прошу прощения, что отвлекаю этими рассуждениями. Наверное не место здесь, на РНЛ , полемике о спасении."
///////////////
То ж вопрос не бесплодной полемики, а понимания… Оттого, в частности, и комментарий появился к данной теме и вопрос к автору текста - протоиерею Андрею Ткачеву… А вот и еще один вопрос - на его посыл в отношении ВЕРЫ: "Придется количественную убыль компенсировать качественным ростом…."
Качественным в каком смысле, что имеется ввиду?
Что ни верующий - то Святой, как говаривала редактор известной пророссийской газеты - "по высшей планочке"?
Как понимать-то?
10. Ответ на 6, Александр Волков:
/////////////////
Вера разве проистекает "от хотения"?
Вера проистекает не от хотения. Согласен. Впереди веры стоит покаяние. Покаяться трудно, - мешают гордость, честолюбие. Тут скорее не выбор: покаяться или нет, а борьба. Кто кого. Либо человек властвует над искушением и грехом, либо искушение и грех властвуют над человеком. Прошу прощения, что отвлекаю этими рассуждениями. Наверное не место здесь, на РНЛ , полемике о спасении.
9. Ответ на 8, Александр Волков:
///////////////
Как там, в фильме "про Шурика" - вы ставите нереальные планы? Так для начала грешнику необходимо быть МОТИВИРОВАННЫМ "ходить путями" Божьими… А у "нас" в "перестройку" глобальной целью "выдвинуто" было "потянуть" " ПРИБЫЛЬ "в карман" - "от души"! Ну, такой вот моделью-представлением человека "руководствуемся", практически, до сих пор?
Человек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7)
Царебожники говорят , человек царский холоп , вроде дворовой собаки , должен исполнять любую царскую волю , хоть на задних лапах ходить , хоть на передних. Все что царь прикажет исполнять : устроить церковный раскол, жестоко наказывать староверов. Сколько русских людей хотят стать дворовой челядью ? Храмы так и будут пустыми.
8. Ответ на 5, учитель:
///////////////
Как там, в фильме "про Шурика" - вы ставите нереальные планы? Так для начала грешнику необходимо быть МОТИВИРОВАННЫМ "ходить путями" Божьими… А у "нас" в "перестройку" глобальной целью "выдвинуто" было "потянуть" " ПРИБЫЛЬ "в карман" - "от души"! Ну, такой вот моделью-представлением человека "руководствуемся", практически, до сих пор?
7. Ответ на 4, РОНОЛ:
//////////////////
Значит, методология подхода в этом деле не учитывает характера-нюансов текущего момента - только и всего?
6. Ответ на 4, РОНОЛ:
/////////////////
Вера разве проистекает "от хотения"?
5. 1
Не составит труда за год 20 млн. верующих привести в Храмы Божие. Сама Благодать Святого Духа приведет. Но почему то это не делается. Не прислушались к поучениям преподобного Серафима Саровского , что цель жизни христианской - это стяжание Благодати Святого Духа.
4. Суд