В северной части самопровозглашенной республики Косово произошёл очередной острый конфликт между косовской полицией и сербскими жителями, против которых были применены специальные средства, после чего, по меньшей мере, десять человек попали в больницу с травмами от слезоточивого газа и светошумовых гранат. Собравшиеся на улицах сербы предприняли попытку не допустить проникновения в здания муниципалитетов Лепосавич, Зубин-Поток и Звечан недавно избранных мэров-албанцев, полномочия которых они признавать не намерены.
Дело в том, что избраны эти градоначальники были в результате выборов с беспрецедентно низкой явкой, что и неудивительно, ведь сербское население, преобладающее в указанных выше городах (как и в Северной Митровице, где пока относительно спокойно), бойкотировало избирательный процесс, расценив его в качестве попытки властей в Приштине узаконить оккупацию севера Автономного края Косово и Метохии и воспрепятствовать тем самым формированию Сообщества сербских муниципалитетов, которое, согласно задумке и в соответствии с Брюссельскими соглашениями о нормализации отношений между Белградом и Приштиной от 19 апреля 2013 года, должно было стать органом самоуправления сербов, обеспечивающим реализацию их законных прав и интересов. Кроме того, вопрос о создании Сообщества поднимался и в ходе переговоров президента Сербии Александра Вучича и премьера Косова Альбина Курти при посредничестве ЕС в северомакедонском Охриде 18 марта этого года (между прочим, в день годовщины сербских погромов в Косово и Метохии 17,18 и 19 марта 2004 года), по итогам которых официальная Приштина обязалась приступить к его формированию, однако, как и в предыдущие годы, каких-либо подвижек на данном направлении не последовало.
Уже давно ни для кого не секрет, что на достигнутые с Белградом соглашения, пусть и одобренные авторитетными партнёрами в лице Европейского союза, ощущающие абсолютную безнаказанность косовоалбанские власти смотрят сквозь пальцы, раз за разом позволяя себе откровенно провокационную и контрпродуктивную риторику, исключающую саму возможность более или менее приемлемого дипломатического урегулирования конфликта. И это совсем не удивительно, ведь их американскими покровителями из НАТО вердикт относительно принадлежности священного для сербов края был вынесен уже давно. Не для того они уничтожали Югославию, чтобы спустя почти четверть века одуматься и вернуть на Балканы мир и стабильность. Напротив, создав относительно контролируемый военно-политический кризис в Юго-Восточной Европе, Соединённые Штаты приобрели там огромные рычаги воздействия, позволяющие им фактически напрямую диктовать политическую повестку руководству стран региона.
В этой связи политика Александра Вучича, не признающего независимости Косово и старающегося соблюдать нейтралитет в условиях антироссийской истерии, избегающего введения санкций против нашей страны, не может не раздражать американцев, умеющих находить аргументы для убеждения самых несговорчивых политиков, даже тех, кому они ранее благоволили. Одним из методов воздействия, как известно, является создание внутриполитического кризиса, особенно, если ему сопутствует кризис внешний.
В свете сегодняшнего обострения в Косово вовсе не случайными выглядят охватившие в последнее время Сербию уличные протесты, начавшиеся после двух ужаснувших страну массовых убийств. Безусловно, возмущение граждан Сербии по этому поводу, как и по многим другим накопившимся к властям вопросам, понять можно, и оно во многом справедливо, но не исключён вариант, при котором на волне народного недовольства протест могут возглавить откровенно проамериканские и пронатовские силы, для которых собственный народ и его интересы являются лишь инструментами прихода к власти. Опыт «бульдозерной революции» 2000 года, очевидно, никто не отменял, и некоторые актуальные события наводят на подобные мысли. К примеру, в ночь на 20 мая в Белграде прошла направленная против насилия многотысячная демонстрация, закончившаяся требованиями отставки нескольких министров и закрытия провластных СМИ.
Являются ли политические протесты в Сербии и события в Косово взаимосвязанными, скоро будет понятно, однако совершенно очевидно, что если для Приштины сегодняшнее обострение, приближающее ещё на шаг косовские власти к установлению контроля над северными районами автономного сербского края, безусловно, выгодно, то для руководства Сербии и, прежде всего, для президента Вучича, оно может стать крайне тяжёлой проблемой, ставящей его в ситуацию, из которой не может быть хорошего выхода. С одной стороны, любые его резкие шаги после приведения в повышенную боевую готовность вооружённых сил страны спровоцируют жёсткий ответ Запада, к которому Сербия, ввиду несоизмеримости военных и экономических потенциалов, просто не готова, а с другой, его излишняя мягкость, нерешительность вполне способна не только спровоцировать угрозу сербскому населению Косово, но также и новую волну внутренних протестов, которые с удовольствием подогреют всё те же самые западные партнёры.
К большому сожалению, заложниками этой ситуации являются угнетаемые и пораженные в правах, но продолжающие бороться, простые сербские жители Косово и Метохии, для которых эта неравная борьба уже давно приобрела глубокий, духовный смысл. Ведь это именно они, несмотря ни на что, остались верными святой сербской земле, где похоронены их предки, завещавшие им её. Как сказал однажды епископ Рашко-Призренский Артемий: «Косово и Метохия – это не только территория Сербии, но и её сердце. Без Косово и Метохии Сербия не существует». И сегодня, проживающие в немыслимых для центра Европы XXI века анклавах, косовские сербы понимают это лучше остальных, сопротивляясь и сохраняя надежду на решительность и мудрость руководства Сербии.
Алексей Сергеевич Гладков, филолог, публицист