Презентация очередного номера литературного журнала «Берега»-2-2023 состоялась в библиотеке имени космонавта А.А. Леонова. Пришли преданные литературе и духовной жизни, мыслящие и не спящие сознанием читатели, ощущая свою душевную родственность. Презентация началась с Пасхальных слайдов и видео, чтения прозаиком Зоей Захаровой Пасхального стихотворения Игоря Северянина.
Журнал выходит шесть раз в год, и мы, создатели, читатели и авторы, всегда с радостью ждём этой встречи по чётным месяцам. В новом номере 31 автор.
В рубрике «Берега актуальности» выступили известные публицисты, учёные и литераторы. Сергей Юрьевич Глазьев, советник президента, академик РАН, доктор экономических наук, в статье об актуальных вызовах современности текущего 2023 года рассматривает ситуацию неопределенности и её рост в оценке политических игроков, а также рождение нового миропорядка в условиях мировой гибридной войны.
Галина Хэндус, прозаик и публицист, живущая в Германии, в статье «Проект Украина: ничего, кроме бизнеса» исследует на основе статистических данных, анализа деятельности фирм и предприятий Запада, работающих на Украине, чем так дорога Украина Западу – это поле игры, где Запад надеется сокрушить Россию, что совершенно напрасно: Россия выстоит и победит.
Статья доктора философских наук, академика РАЕН, Сухейля Фараха обращена к актуализации идей Фёдора Михайловича Достоевского о России, понимавшего, что Православие оформило в русском народе такую черту, как всемирная отзывчивость, что дает основание верить, что Россия – это эпицентр духовно-нравственной жизни человечества. Огромное спасибо Сухейлю Фараху за его видеоприветствие на презентации журнала, в котором он отметил важность для читателей тех актуальных и глубинных тем, которые поднимает журнал.
Также калининградский прозаик Вадим Гукало поделился своим впечатлениями о статьях Сухейля Фараха и Вадима Рыбина.
Вадим Рыбин завершает рубрику «Берега актуальности» статьёй «Обустройство русского языка». Он уже публиковался в нашем журнале в 2018 году на ту же тему: «Без бес-ов. О реформах русского правописания 100 лет назад». Вадим Рыбин обращает внимание на угнетённое состояния русского языка и угрозы его существованию, причиной чего является отсутствие русского словообразования и размывание иноязычными заимствованиями, что требует государственного подхода и языковой политики. Благодарю Вадима Викторовича за видеоприветствие и рассказ о своей родовой династии и бережном отношении к наследию своих предков.
Рубрику «Проза» открывает Анатолий Григорьевич Байбородин, глубочайший современный прозаик из Иркутска, рассказом-притчей «Утром небо плакало, а ночью выпал снег». Анатолий Григорьевич – благороднейший сын русского народа, хорошо знающий уклад мирной жизни, привязанность русского человека к родной земле, к своим традициям и природе, к сменяющимся временам года, как вечному двигателю, одухотворяющему бытие, к народному творчеству. Благодарю Анатолия Григорьевича за видеоприветствие и его великодушие.
Сергей Прокофьевич Пылёв написал, наверное, от имени миллионов мальчишек, мечтавших оказаться в космосе, как Юрий Гагарин, запоем читавших фантастические произведения, как, например, «Туманность Андромеды» писателя-философа Ивана Ефремова, заворожённо смотревших с экрана кинотеатра на обворожительную Аэлиту. И хотя не довелось увидеть «Землю в иллюминаторе», как поется в популярной песне, но незабываема эта мечта, встреча с настоящими космонавтами.
Повесть «Кремень» Натальи Советной продолжилась во втором номере «Берегов». Рвутся прежние добрые отношения прежних друзей из России и Украины, взрывают душу ложные сведения западных СМИ о якобы зверствах русских против украинцев. Разные ниточки судеб из Украины и России ведут в белорусский Городок Витебской области, его история вплетается в современную жизнь. Удивляет широтой панорама взаимоотношений белорусов с соседями через образ Ивана Павловича Хитько, русского белоруса.
Отрывок из романа «Лазарет» великолепной Елены Крюковой погружает читателя в колдовскую прозу, в которой вмещается бескрайний мир человеческой души, где окна, «величиной с колосящиеся поля», через которые льётся свет «то молоком, то мёдом, то густым красным вином, то прозрачной, призрачной пахтой».
В главе «Алексей» – хирург, тяжело раненый, мысленно разговаривает со своей дочерью, и, как в зеркале, видит свою жизнь, вечное стремление к Божественной высоте и вечное соскальзывание вниз: «Я подобен старцу и ребёнку, и заплате на святой суме». Исповедь благородного участника гражданской войны.
В другой части романа «Николай» – тоже хирург, спасающий раненых на той же войне, никогда не молившийся, но после войны принявший сан.
Сергей Собакин представил в новом номере журнала рассказ «Лаврентий». Его герой – интеллектуал, веселый добряк, легко искушаемый, вечно отдающий долги, увлекающийся, умеющий заботиться о других и не имеющий жизненной цели, но ищущий её смысла.
Павел Лаптев в рассказе «Соль» погружает нас в далекий 1937 год, когда служители «закона классовой борьбы» запрещали Закон Божий. «Пустяшные» люди обрели власть над теми Православными людьми, ощущавшими «мракобесие» как «радость, что Христос воплотился». «Внешне и соль, и сахар белые, а суть разная».
Рубрику «Поэзия» открывает непостижимый Василий Киляков – поэт, прозаик, публицист. Стихи его – это русское служение земле непобедимой Руси, над которой «поют любовь ночные соловьи», над «святой и грешной Родиной моей», где «мы счастливы и босы. И долог день, как век». Его художественные миры – неувядаемая сила русской поэзии.
Стихи Татьяны Грибановой, «берёзовой рощи родной сестры», у которой «штапельный ветер» и «ситчик небес» так «недалече до Бога», завораживают чистотой слога и верностью отеческим заветам: «этот просёлок, что помнит пращура след», где «росную каплю обронит былинка» – это всё родного роднее.
Андрей Фролов прислал свои стихи, записанные им на видео, и зал запомнил известного поэта, почувствовал искренность и внутреннюю напряженность, и любовь, и крепкую устойчивость на земле, потому что подлинный русский художник, прежде всего, честен перед самим собой.
Сергей Пахомов – давний автор журнала «Берега». Живёт в деревне Мерёжам Вологодской области, «мыслящий кристалл за пазухой у Бога», открытый для добрых душ, дающий листопаду, стогу сена, дереву, лесу, ветру имена шекспировских героев, беседуя с ними и дискутируя с Конфуцием, чутко улавливая чарующий голос Отчизны, «любовью и кротостью свят»...
Спасибо Антонине Сытниковой за видеопослание с чтением стихов. На этот раз в «Берегах» опубликован цикл «На зелёной планете». И не раз упоминали с теплом на презентации имя Антонины Сытниковой те, кто уже прочёл ее стихи, напитанные народной жизнью, в которой поселилось святое, сокровенное, душевное и любящее начало.
Поэт Олег Мошников любим карельскими СМИ, и мне не составило труда найти видео, чтобы услышать, как читает Виктор Мошников, как говорит, как выглядит, что всегда меня интересует, когда я хочу опубликовать автора в своём журнале. Читая стихи Олега Эдуардовича, ощущаешь, что Карелия – своеобразный центр, к которому бегут дороги поэтических ассоциаций из Донбасса и Бреста, из Гродно и Черногории, с Волги и из Пскова. Изначальная чистота и боль за несбывшееся или сбывшееся трагически.
Псковский поэт Валерий Мухин, поэт и художник, ищет в какофонии мира чистый звук, «гармонию любви и возрождения». «Те слова, что музыкой не дышат, тихо отлетают от блокнота». Его стихи о косоворотке, в которой так просторно и уютно, за что любили её Пушкин и Лев Толстой, носили ещё недавно наши деды, такой простор и воля, задушевность интонации и тот поэтический таинственный двигатель всего того, что приходит от Бога.
«Мировая сестринская баллада» поэта Светланы Леонтьевой, главного редактора альманаха «Третья столица», напомнила мне стихотворение Татьяны Глушковой «Когда не стало родины моей», страны СССР. Оно написано после преступного Беловежского соглашения. У Светланы Леонтьевой в балладе плач об утрате родственности со стороны Украины с двумя ее сёстрами …
Сестра! Для объятия я – не для распутья! Сестрица! – я плакала, – ты мне сестра. Ползла. Умоляла. Молила. Я снова тянулась.. несла на-гора свой дух. Свою нежную силу.
Чувственное поле баллады Светланы Леонтьевой на тревожном фоне трагических событий – спасительное пространство, в котором зреет будущий диалог, который отведёт дьявольскую руку, чтобы услышать Бога.
Рубрику «Поэзия» закрывает творчество Михаила Герасименко. Поэт и музыкант, он на ты с четким ритмом. Стихи и басни, обращение к темам русских народных сказок и раскрытие их актуальности, к сложным путям в истории России, образ его родной матери, подарившей ему девять сестер и братьев – это плотность смыслов, чувство правды, и наше единство со всем и со всеми, кроме богоотступников, – залог победы света над тьмой.
Особая рубрика в журнале – «Поэтическая седмица», созданная вдохновением поэта Александра Орлова, члена редакционного журнала. Во втором номере он представил стихи Натальи Лясковской, назвав её цикл «Раскрыв, как крылья, переплёт Псалтыри». Я думаю, читатели разделят со мной потрясение и трепет от правды, жизненной и художественной, сквозящей, как свет через окно на рассвете, в стихах «В защиту Марфы» и «Старая песня о войне». «Возрастают прекрасные лилии чистых Марий…», а мир стоит на Марфах – «что ни день его здания хаос мы приводим в порядок, любви исполняя устав». Тем не менее, есть место чуду: слышу «звон незатейливый: моет Мария посуду.// Значит время и Марфе пришло // На молитву вставать!»
Судьба женщины, солдатской вдовы, воспитавшей одиннадцать детей, среди которых двое своих и девять приёмных: «Всех выходила Настя, все мамою зовут» отражена с таким волшебным мастерством в стихотворении «Старая песня о войне», что Настя остаётся в пределах своего родного и высокого воплощением бабушки, возможно, каждого читателя, выходящего из чтения с ощущением катарсиса.
С тем же чувством выходим мы к «Берегам Памяти», которые открывает публикация, подготовленная Анной Козыревой, вместе с её вступительным словом, стихов Татьяны Глушковой.
Анна Козырева отмечает, «до каких высот в чувстве любви и преданности Отчизне человек способен подняться», о том, что «пасхальная радость промыслительно перетекает в Победную», День Победы Татьяна Глушкова «искренно и преданно почитала Святым». В журнале опубликованы стихи Татьяны Глушковой, в которых пронзительна Память о победителях: об Украине и оккупации во время войны, о России и природе: однорукой берёзе в спаленной стране, о дубе, пытанном огнём, о себе среди выживших: «мне в забытых песнях плыть подголоском на реке».
И все святые, что в родной земле
За всё тысячелетье просияли,
У наших павших в головах стояли,
И луч желтел в необоримой мгле.
«Берега Памяти продолжает Николай Жуков рассказом «Петрович». Так называли его деда, участника Великой Отечественной войны. Алексей Петрович – всегда аккуратный, веселый, крепкий, умел хорошо петь, награждён Орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, а в мирное время – Орденом Трудового Красного знамени за работу на угольной шахте. Автор сумел раскрыть обаяние человека, у которого не было сомнений в необходимости защищать свою землю, получив не только телесные раны, но и душевные, отличался неизъяснимым прорывом в духовное бытие.
Тему служения Отечеству продолжил Григорий Некрашевич-Поклад, давно занимающийся изучением своего многочисленного рода. На этот раз опубликовано его новое исследование «На страже правопорядка. Карьера русского чиновника второй половины 19-го века», посвящённое жизни дворянина Ивана Григорьевича Некрашевича-Поклада родом из Черикова Могилёвской области, неоднократно награждённого за безупречную службу. «Без корня и полынь не растёт», и эта народная пословица стала девизом для нашего автора, активно изучающего свои корни.
С самого начала существования журнала «Берега», а ему в 2023 году исполняется 10 лет, редакционная политика журнала направлена на то, чтобы представлять на своих страницах писателей из регионов России: Брянские берега, Крымские, Костромские и множество других. На этот раз Алексей Полубота, член редакционного совета журнала, представил Мурманские берега, где опубликованы стихи Владимира Сорокажердьева, Марины Чистоноговой и Валерия Чарторийского. От неба данное поэтическое вдохновение выливается в исповедь русской души.
Особо следует выделить «Записки волонтёра» Евгения Журавли, который несколько раз в течение 2022 года отправлялся на Донбасс, чтобы, как он сам говорит: «максимально быть полезным стране». Добровольцы приезжают на свои деньги и не получают зарплаты. Евгений рассказывает, как он работал с другими волонтерами на территории Луганской народной республики, с кем познакомился, что делал. На презентации журнала он показал видео полуразрушенных деревень и людей, живущих в подвалах, с радостью встречающих волонтеров, показывал фотографии тех мест, где проходила волонтёрская работа.
Рубрику «Берега Новороссии» продолжает Марк Некрасовский рассказом «Сепар» (из цикла «Новая мифология Донбасса»). Уничтожение семьи в Киеве лежит в основе рассказа, люди гибнут за сочувствие Донецку и Луганску в 2014 году, когда дончан и луганчан Киев объявил сепаратистами, недочеловеками, генетическим мусором. Автор показывает ослеплённых ненавистью к России киевлян, зарабатывающих стукачеством.
В рубрике «Берега Янтарного края» я рассказываю о православных святынях нашей области. Во втором номере речь идет об иконостасе эпохи Елизаветы Петровны, расположенном в нижнем храме Христа Спасителя (Калининград), и русском дипломате Сергее Васильевиче Арсеньеве, спасшем старинный иконостас от забвения и исчезновения, о председателе Свято-Князь-Владимирского братства в Гамбурге Г.А. Раре, стараниями которого иконостас оказался в Калининграде.
В заключительной рубрике «Берега прочтения» Елена Крюкова в эссе «Звёздное небо над нами» пишет о книгах Василия Килякова. Родство, Дар, Соборность, Победа – в эти понятия уложено наше русское бытие, любовь к Земле, к её природе и людям, и это защита от мрака и смуты.
Александр Андрюшкин поделился впечатлениями о книге Натальи Советной «Кремень», одноимённая повесть из которой публикуется в «Берегах», отмечая серьёзность прозы, светоносной и мудрой, помогающей осмыслить корни событий, связанных со СВО, и выражая надежду на единение славян.
В презентации «Берегов» - 2 -2023 использованы клипы на песню «Чудак» в исполнении Виктории Стариковой, «В березовой роще» – группы «Калина Фолк», «Снегири» Вики Цыгановой, и музыка Георгия Свиридова «Время, вперёд!» Наталья Квеселевич остановила свой выбор на рассказе Павла Лаптева «Соль». Стихи Татьяны Глушковой и Натальи Лясковской читали Маргарита Шварова, Лариса Добычина, Наталья Дренкхан. Благодарю Владимира Борзова за прекрасные песни под гитару.
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук, почётный гражданин Балтийского городского округа
Фото: предоставлено автором