12 апреля 1993 года пятнадцать наших соотечественников, фактически окружённые, в течение шести часов отражали атаки многократно превосходящего противника и не дали врагу прорваться в город Вышеград.
Это чудо, что наш народ после всех коллективизаций и перестроек способен был ещё выдвинуть из своей среды этих русских несгибаемых воинов, которые ощущали пространство – от Волги до Дрины как единый Русский православный мiр. Освободительному движению 1990-х гг. во многом послужило примером славянофильское движение времён Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Очевидец и непосредственный участник боя за высоту Заглавак в апреле 1993 года Борис Земцов в своей книге «Я – русский доброволец» (М.: изд-во «Русская цивилизация», 2017) пишет: «Когда сербские соединения стремительным ударом выбили мусульманских вояк из Биелины, её улицы были усеяны трупами сербов… Зачастую убийства носят дьявольский ритуальный характер. Сербов распинают на крестах… Сербов по нескольку дней держат по горло в воде в соляных шахтах, после чего у них разрушается кожа…».
Борис Земцов убеждён в том, что если русские не за «длинным долларом наёмника» поехали на войну, а по зову сердца смогли организоваться и отозваться на сербскую беду, значит, мы сохранились как нация, хотя именно в те годы нам внушали обратное.
Автор книги был свидетелем того, как на югославские фронты приезжали «наши» и зарубежные СМИ, но их репортажи появлялись в западных документальных фильмах, где югославская война 1991–1995 гг. трактовалась с позиций мировой закулисы: сербы – агрессоры, мусульмане и хорваты – несчастные жертвы, а русских добровольцев необходимо судить международным трибуналом в Гааге.
Война в Югославии и сейчас живо отзывается в сердцах русских людей. Известный режиссёр Валерий Тимощенко (Краснодарская киностудия им. Н. Минервина) и его друг и духовник протоиерей Виктор Салтыков создали документальный фильм «Сербия. Опыт любви» (2016). Наряду с важнейшим осмыслением необходимости и возможности нравственной власти в славянском мире, фильм затрагивает тему русского добровольческого движения 1993 года. Один из героев фильма – серб Мирко Миркович говорит: «К концу 1993 г. русское подкрепление в Вышеграде насчитывало около 60 русских добровольцев, вместе с одним казачьим отрядом из Ростова. Для нас – это была огромная помощь, учитывая, что вся бригада защитников Вышеграда насчитывала чуть более 600 бойцов».
Участник русского добровольческого движения Александр Мухарев, также принявший участие в этом фильме, уверен, что до приезда русских война там имела позиционный характер, противник потихоньку выдавливал вышеградскую бригаду. Когда же приехали русские, начались рейды по тылам противника. «Никогда мы не уступали противнику ни пяди земли, – говорит А. Мухарев. – Пусть это была земля сербская, но мы научены своими прадедами не уступать ни пяди земли». В одном из рейдов ополченцев, в котором участвовал Мухарев, было всего 12 человек. Потом выяснилось, что они удерживали перед собой противника численностью 170 боевиков.
В 2018 году нами, Обществом русско-сербской дружбы, была издана брошюра русского добровольца Владислава Кассина «За честь России», в которой он описал судьбы и воинский подвиг своих боевых друзей, воевавших на сербской земле и погибших «за Крест Честной и свободу златую». Андрей Нименко, Дмитрий Чекалин, Михаил Трофимов, Виктор Десятов, Анатолий Астапенков, Пётр Малышев... Председатель Общества русско-сербской дружбы, известный славист Илья Числов в своём предисловии к этой книге писал: «Это был подвиг во искупление иудина греха тогдашнего российского правительства. В русских добровольцах сербы видели представителей России исторической, великой и могучей славянской державы, и это вдохновляло их на борьбу».
В 1999 г. американский представитель в ОБСЕ заявил: «То, что происходит на Косове и вообще в бывшей Югославии, вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией».
Видим и сегодня, что враг славянского мiра, как и в XX веке – в Приднестровье, на Косове, а следом в Чечне – носит имя «американский финансово-ростовщический расизм».
Русское добровольческое движение в Сербии – это вклад в историю борьбы русского народа с мировым злом. С 2014 года и по сей день эта борьба разворачивается на Донбассе.
Ирина Владимировна Ушакова, член Союза писателей России, член Общества русско-сербской дружбы