Сверхкраткая история Творения

Перво-Рай ‒ когда и где? Великопостные размышления

Великий пост 
0
3583
Время на чтение 12 минут
Фото: РНЛ

Человек способен понять вещи, которые он уже не в силах вообразить (Ландау)

Вопрос о Рае важен для православного богословия и мироощущения. Учение о Рае важно для православного богословия и православного мироощущения, поскольку Рай не только место пребывания праведников, но и то место, где Перво-творение, Перво-мир Шестоднева зримо соприкоснулся в своем «шестидневном времени» с вечностью Царства Небесного.

Более того, Рай Шестоднева, будем называть его для определенности Перво-Раем, стал той сценой, на которой и разыгралась «мистерия грехопадения». В результате чего и возникла «наблюдаемая Вселенная», в которую за некое «райское мгновение» преобразовался мир Шестоднева.

Поэтому понимание Шестоднева, доступное современному мировоззрению, невозможно без решения вопроса о Перво-Рае. «Во многих апологетических работах, начиная с середины XIX века, в основном изучался параллелизм в достижениях естественных наук и данных Шестоднева. Но мы видим, что из внимания этих работ нередко выпадает рассказ о Рае. Ученые обычно говорят, что это не относится к науке. Между тем, если подходить к тексту ответственно, то следует рассматривать Шестоднев в целом. Давайте попробуем проанализировать Шестоднев, скажем, как литературное произведение, то есть с литературоведческих позиций: будет ли правильным взять и выкинуть эту часть рассказа из общего повествования? Конечно, это было бы неграмотно. Есть текст, и из него нельзя вынимать отдельные части, ограничиваясь рассуждениями о сходстве научных данных о космосе и кратких высказываний Шестоднева о возникновении мира. Это некорректно. Рай долго искали-то на дне Персидского залива, то еще где-то, чуть ли не по всему миру. И в самом деле, библейский текст повествует о Рае, который Господь Бог насадил на Земле, в определенном месте ‒ “на востоке”. Однако оказывается, что идентифицировать это место невозможно. Но если вы взялись доказывать истинность библейского повествования при помощи естественнонаучных аргументов, то будьте добры найти место и Раю как в первозданном мире до грехопадения, так и после него. Но, к сожалению, тут естественнонаучная апологетика умолкает и не знает, что сказать» (прот. Александр Салтыков. Что будет в Раю? // Правмир, 16.01.2014).

Рай в строках Книги Бытия. Первое упоминание о Рае содержится в стихе восьмом второй главы Книги Бытия, вслед за стихом седьмым, в котором говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). В русском переводе священного текста о Рае читаем: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Славянский перевод с Септуагинты дает ту же дислокацию Перво-Рая: «в Едеме на востоцех». Практически также читается и подстрочник Септуагинты. Слова: рай, Едем и на востоке являются переводом еврейских слов: ган, Эден и мик-кедем.

Любопытно, что слово «рай», радостное и отрадное в самом своем звучании есть личное достижение переводчиков Книги Бытия на славянский язык. Еврейское слово ган «означает буквально некое обособленное, может быть огороженное, насажденное место, сад или огород, место, служащее для какой-то определенной цели и предназначенное для блага человека.

Отсюда ясно, что Рай – сад Едемский – насажден Творцом специально для человека, чтобы он мог жить там в блаженстве и благородном труде, не как иждивенец, а как хозяин, возделывая и храня его. Этим указывается программа жизни человека как активной деятельности и в общении с Богом, даровавшим человеку жизнь и благополучные условия жизни. …

Семьдесят Толковников посчитали возможным перевести ган через парадисос, что может означать прекрасный сад, в котором уготовано для человека обиталище, исполненное прохлады и благоухания. Так же перевел и бл. Иероним [paradisus].

Очень хорошо поступили переводчики на славянский, поставив здесь слово рай, что созвучно со словом радость и означает прежде всего не архитектурный комплекс (парадиз) и не плодовый сад, а говорит о радостном месте, где человеку легко и отрадно» (прот. Николай Иванов. И сказал Бог... Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин, 1997, с. 173-174).

Так что русское понимание в этом случае изначально превзошло зарубежное.

Далее: основной смысл слова «Эден» − по-русски «Едем», − это нега, довольство, услада, сладость, роскошь. В славянском; переводе: «И взя Господь Бог человека, его же созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити» (Быт.  2:15). То же и в «Вульгате» – in paradiso voluptalis (наслаждения). Никакой географической привязки Эден-Едем не имеет, и все авторитетные переводчики понимали это слово исключительно символически. Так что в переводе двух первых слов разногласий между латинским, греческим и славяно-русскими текстами нет.

Но вот относительно «на востоке» такое разногласие или расхождение имеется.

Иероним: «Мик-кедем» − «на востоке» или «от начала»? «Мик-кедем в русской Библии переведено на востоке. Мин – это предлог, имеющий значение от или из. Поэтому буквальный перевод был бы от востока. Перед согласными этот предлог меняет свой вид и принимает форму мик. Кедем имеет несколько значений: 1) местоположения, 2) времени, 3) обстоятельства и 4) отношений. … В данном тексте – рай в Едеме на востоке – ган, Эден, кедем – значение последнего слова, стоящего как дополнительное, зависит от того, как мы будем понимать ган и Эден.

Семьдесят переводят мик-кедем: “κατά άνατολάς” – на востоках, что уже звучит неопределенно, но все же, как нечто изначальное.

Вульгата переводит a principio, то есть в начале, ставя здесь слово, с которого начинается и Книга Бытия, и Евангелие от Иоанна.

Но в обоих случаях выражение в начале имеет уже явно онтологический, а не географический смысл. Тем самым Вульгата как бы говорит, что рай был изначален для человека» (там же, с. 175-176).

И в данном случае следует признать, что Иероним тоньше прочувствовал текст.

Сам он в своей книге «Еврейские вопросы на Книгу Бытия» комментирует это так: «Быт. 2:8. “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке”. Вместо “рая” в еврейском тексте стоит “сад”, то есть gan (גַּן). Далее, eden (עֵ֖דֶן) означает “наслаждение”. Вместо этого Симмах перевел “цветущий рай”. Также то, что следует далее (“на востоке”), в еврейском тексте записано как mecedem (מִקֶּ֑דֶם). Акила поставил вместо этого ἀπὸ ἀρχῆϛ, а я бы сказал “от начала”. Но у Симмаха – ἐν πρώτηϛ, у Феодотиона – ἐν πρώτοιϛ, что также означает не восток, а начало. Отсюда яснейшим образом доказывается, что еще до того, как Бог сотворил небо и землю, Он устроил рай, как и написано в еврейском тексте: “Насадил Господь Бог рай в Едеме от начала”».

Как видим, Иероним настаивает на предвечном существовании Рая, что сочетается с евангельскими словами: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). И это усугубляет и без того имеющееся разногласие, относительно «насаждения» Перво-Рая.

В «ДЕНЬ» ШЕСТОЙ, ТРЕТИЙ ИЛИ ВОСЬМОЙ? Выше мы видели, что Рай появляется только во второй главе Книги Бытия. Но так как он упомянут сразу вслед за созданием человека «из праха земного», а согласно главе первой тот был создан где-то в середине шестого Дня Шестоднева, то и устроение Рая датируется обычно шестым Днем творения.

Однако, помимо блаж. Иеронима, категорически несогласного с такой трактовкой, есть мнения авторитетных святых отцов, относящих «насаждение» Рая к третьему, и даже восьмому дню!

Ефрем Сирин: Не «от начала», а «в начале». На третьем дне настаивает преп. Ефрем Сирин (306-373), современник и духовный соратник Великих Каппадокийцев, молитву которого мы все читаем «во дни печальные Великого поста».

Ефрем встречался с Василием Великим, и тот желал посвятить Сирина в епископы. Но преподобный по смирению просил посвятить его в диаконы. Брат Василия Григорий Нисский в своем слове на кончину Ефрема говорит: ««Прославлять мне надобно того, кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире».

А блаженный Иероним в своей книге «О знаменитых мужах» в главке 115, как раз предшествующей главкам о Василии Великом и Григории Богослове, пишет о преподобном: «Ефрем, диакон Едесской церкви, написал на Сирийском языке много сочинений и приобрел себе такую славу, что его творения, после чтения книг Священного Писания, всенародно читаются в некоторых церквах. Я читал в греческом перевод его книги о Духе Святом, которую кто-то перевел с сирийского языка, и понял, даже из перевода, величие его возвышенного ума».

Ефрем Сирин знал иврит, и видимо понял слова ган, Эден, кедем, почти так, как в дальнейшем Иероним. Но в отличие от Иеронима трактовал mecedem, как «в начале», а не «от начала»: «Говоря о славном создании человека, Моисей обращается к повествованию о Рае и о введении в него человека, и говорит: “И насади Господь Бог Рай во Едеме в начале, и введе тамо человека, егоже созда” (Быт. 2:8). Едем есть место Рая. Сказано же: “в начале, потому что Бог насадил рай в третий день, и это объясняется словами: “И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь”, ‒ а чтобы показать, что повествуется здесь именно о Рае, присовокуплено: “и древо жизни посреде Рая, и древо еже вéдети разуметелное добраго и лукаваго” (Быт.2:9)» (преп. Ефрем Сирин. Толкования на книгу Бытия. Гл. 2).

[В Острожской Библии 1581 года и в Московской Библии 1663 года стих Бытия (2:9), в заключительной части которого говорится как раз о древе познания добра и зла, читается так: «… и древо еже вéдети размно добру и лукву», что, на мой взгляд, значительно понятнее].

Ну, третий там или шестой день, это еще куда ни шло, но есть и вовсе экстравагантная трактовка основания Рая, выносящая это основание из предвечности по Иерониму, третьего дня по Ефрему Сирину, и вроде бы самого наглядного шестого дня, в паки-бытие дня восьмого, имеющего наступить после того, как завершится Круг земной истории славным Вторым пришествием Христовым.

«Рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века». И принадлежит эта трактовка преп. Симеону Новому Богослову, третьему из всех святых, начиная с апостола Иоанна, носящему эту почетную и обязывающую приставку.

Вот, извольте ознакомиться: «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было.

Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его, как говорит Божественное Писание. ...

Итак, отдал Бог Адаму весь этот мир, сотворенный Им в шесть дней, ‒ о каковом сотворении слушай, что говорит Божественное Писание: “И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело... И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори, и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори” (Быт. 1:31; 2:2). А далее то же Писание, желая научить нас, как Бог сотворил человека, говорит: “И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу” (Быт. 2:7).

Тогда уже, как иной царь, или князь, или богач, владеющий какою-либо местностию, не всю ее определяет на одно что-нибудь, а разделяет на многие части, ... так и Бог подобное сему устроил для первозданного. Ибо после того [как] создал все другое, сотворил и человека, и почил в день седьмый от всех дел, которые начал творить, ‒ насадил Рай во Едеме на востоцех, как царское жилище, и ввел в него человека, которого создал, как царя.

Но почему Бог не устроил Рая в седьмой день, а насадил его на востоцех уже после того, как кончил всякое другое творение?

Потому, что Он, как проведец всяческих, все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а Рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века.

Почему же Дух Святой не поставил в счет восьмого дня вместе с семью?

Потому, что несообразно было ставить в счет и его вместе с семью [днями], которые, круговращаясь, производят столько и столько недель, годов и веков; но надлежало восьмой день поставить вне семи, так как он не имеет круговращения» (преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Часть 1. Слово сорок пятое. 1. О сотворении мира и создании Адама. М., 2001).

Во времени или в вечности? Вообще-то говоря, считается что «круг земной истории» развертывается именно в седьмой день Божественного Домостроительства, в «круговращении» земного времени.

А восьмой день начнется со Второго пришествия Христова, то есть уже во времени Царствия Небесного, уготованного верным.

Время Царствия Небесного именуют обычно «тварной вечностью», или одной из ее разновидностей.

Между тем, преп. Симеон Новый Богослов и Рай Адама, – который мы будем впредь для избежания путаницы, именовать Перво-Раем, – «помещает» в вечность Царства Небесного Второго пришествия. Подобно тому, как блаж. Иероним «помещает» этот Рай в вечность, предшествующую творению неба и земли.

С одной стороны, это служит для нас лишним подтверждением и оправданием для замыкания в круг вектора земной истории. С другой стороны «вневременность» Рая при совмещении его миром Шестоднева, указывают на необычные свойства этого мира и его времени.

Отсюда вытекают важные следствия как о соотношении мира Шестоднева с наблюдаемой Вселенной, так и о Творении в целом. Об этих следствиях следующий рассказ.

Борис Глебович Галенин, военный историк, писатель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Великий пост
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44