Санкт-Петербург – первый город в России, в котором появилось регулярное освещение. О том, как вводилось это новшество в «самом умышленном городе», рассказывают материалы Президентской библиотеки, сообщает пресс-служба библиотеки.
К основанию Петербурга в 1703 году уличное освещение существовало только в Париже, Гамбурге, Берлине, Лондоне, Ганновере и немногих других городах. Долгое время жителям городов Европы приходилось пользоваться ручными фонарями. После первого путешествия Петра Великого за границу ношение фонарей стало на какое-то время обязанностью и петербуржцев, а приглашённый из Парижа архитектор Жан-Батист Леблон, поставленный Петром во главе всего строительного дела в новой столице, получил распоряжение составить проект устройства уличных фонарей.
К 1718 году проект был удостоен высочайшего одобрения, и на ямбургских заводах сподвижника царя Александра Меншикова началась заготовка фонарей по эскизам французского зодчего. Первые фонари были установлены на Адмиралтейском острове, у Зимнего дворца и Адмиралтейства. Затем Пётр поставил вопрос об изыскании средств для освещения всего Петербурга. «Во исполнение государевой воли Сенатом была затребована смета, из которой видно, что предстояло заготовить 895 фонарей, из них 141 большого формата… и 754 малого» – сообщает техник отдела по освещению столицы Георгий Семенович в очерке «Уличное освещение города С.-Петербурга» (1914).
Для освещения планировалось использовать конопляное масло. В смете имелось также указание, что на каждые 15 фонарей полагался фонарщик с принадлежностями – лестницей, малым ручным фонарём, щёткой, губкой, меркой. В конце декабря 1723 года Сенат постановил, что для «образования суммы, потребной на освещение городских улиц, брать по копейке с кв. сажени на Первой и Васильевской частях, по деньге с местностей Петербургской, Казанской и Спасской, и по полушке с Литейной и Выборгской, причем освобождались от налога государевы мастеровые, каменщики, плотники… и стрельцы». Для содержания фонарей решили использовать другие источники городских доходов: хомутный сбор, сбор с постоялых дворов и пр. Спустя всего 20 лет после основания Петербург получил уличное освещение.
На протяжении XVIII века вместе с расширением территории городской застройки увеличивалось количество фонарей. К 1770 году их было уже более 2200. Ответственность за поддержание освещения императрица Екатерина Вторая передала в частные руки, а осветительный сезон продлили с 1 августа до 22 апреля. «Каждую ночь от сумерек до трёх часов за полночь, во все тёмные ночи, кроме лунных» должны были гореть фонари, за что подрядчики получали от города определённую сумму. Обе стороны в исполнении своих обязанностей, как рассказывает Г.Л. Семенович, «оказались не особенно аккуратными». Городская касса временами не могла оплатить подрядчикам работу. В результате фонари зажигались не все, а через три или более, гасились раньше положенного срока, в городе воцарялась «от одного фонаря к другому великая темнота», а, как известно, «посредством темноты производятся удобно грабёж и другие неустройства, что противно благочинию и порядку». При Александре Первом вышел указ, согласно которому расходы «по освещению фонарей, стоящих против казённых учреждений, возложены на эти последние».
К внешнему виду фонарей относились серьёзно: они должны были не портить, а наоборот, украшать столицу. Как выглядели эти конструкции можно судить по хранящимся в фонде Президентской библиотеки документам. В «Деле об освещении здешней столицы фонарями особенного изобретения (1802)» приводится чертёж и описание столбов для городских фонарей с железными подставками: «Столб от земли вышиною 4¾ аршина (3,37 м) из бревна толщиной 8-ми вершков (35,5 см)». Низ пьедестала предлагалось обшить чистыми полуторадюймовыми досками. Конструкцию положено было выкрасить: пьедестал с тумбою серым цветом под дикий камень, а сам фонарный столб решётчатой полосой в белый и темно-зеленый цвет с «с красною оттенкою». Подставки для фонаря были железные, изящно изогнутые, их толщина тоже строго оговаривалась. Некоторые фонари крепились к каменным стенам зданий.
В 1839 году на улицах Петербурга начинают появляться первые газовые фонари. Для эксперимента в городе вместо снятых 215 масляных фонарей устанавливают газовые. Конечно, нововведения касаются модных мест – у Александровской колонны ставят 20 таких фонарей, на Гороховой улице – 30, на Садовой – 23, больше всего их появляется на Невском проспекте – от Адмиралтейства до Литейного – 84 фонаря.
Когда надежды, используя газ, снизить расходы на уличное освещение не оправдались, для фонарей попробовали использовать хлебный спирт, смешанный со скипидаром. Однако ввиду убытков «материалов», которые неизбежно возникали при заправках фонарей, было решено разработать новый способ освещения города – с помощью керосина (в России его как раз научились добывать из нефти в 1860 году). Постепенно газовое и керосиновое освещение вытеснило масляные и спиртовые фонари. Даже с появлением электрического освещения керосиновые и газовые фонари продолжали использоваться и исчезли с улиц города только в 1930-е.
Электричество в Петербурге использовали поначалу как модный и эффектный физический опыт. Рассказывают, что во время коронации Александра Второго было «устроено 10 электрических солнц», а первые опыты электрического освещения были произведены в Петербурге в 1879 году по способу русского электротехника Павла Яблочкова. Местом для опытов был избран Дворцовый мост, а потом площадь у памятника Екатерине Второй. Затем таким способом осветили мост Александра Второго (Литейный).
В эти же годы над изобретением лампы накаливания в Петербурге работал и другой русский электротехник Александр Лодыгин. Как рассказывает в очерке «Александр Николаевич Лодыгин» (1948) советский учёный Лев Белькинд, на Одесской улице, где находилась мастерская изобретателя, была установлена осветительная установка Лодыгина, ставшая первым в мире примером наружного освещения при помощи ламп накаливания. Кстати, на этой улице в 1989 году был открыт памятник фонарщику XIX века, чья профессия с приходом электричества постепенно становилась ненужной.
Следующей улицей, засиявшей электрическими фонарями, стал Невский проспект, где установили «от Морской до Аничкина моста тридцать дуговых фонарей», закреплённых на столбах по обеим сторонам улицы в шахматном порядке, «причём временно до прокладки подземных кабелей разрешалось проводники подвесить на газовых столбах», – рассказывает Семенович. Для размещения электрической станции отведено было место за Казанским собором, затем решено было поставить электростанцию на деревянной барже на реке Мойке. Так, с декабря 1883 года было начато освещение электричеством Невского проспекта – самой знаменитой магистрали Санкт-Петербурга.
#Президентская библиотека, #Фонари, #Уличное освещение, #История России
#История Санкт-Петербурга, #Исторические факты
См. также в Президентской библиотеке:
Коллекция «Невский проспект»
Дело об освещении здешней столицы фонарями особенного изобретения
Г. Семенович «Уличное освещение города С.-Петербурга» (1914)
Л. Белькинд «Александр Николаевич Лодыгин» (1948)