Вчера, 28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святителю Феофану Затворнику принадлежат поразительные слова. Размышляя о том, что есть религия, что есть вера в Бога, он сказал: самое главное, что мы, верующие люди, должны связывать с Богом и религией, — это простые слова, которые мы обращаем к Нему: “Господи, помилуй!”
И это действительно так. Потому что наша жизнь, наше здоровье, как и жизнь и существование всего мира, — в руках Божиих. Он Творец Вселенной. Он вводит нас в жизнь, и от Него зависят и жизнь, и здоровье наше. А если сказанное распространить за границы человеческой личности, распространить на весь мир, — эти слова относятся и к миру.
Действительно, творение Божие — в Его руках. Поэтому, когда человек перестает верить в Бога, отказывается от Него, тем более противопоставляет себя Богу, — он совершает безумие. В этом безумии люди нередко упорствуют, пытаясь доказать самим себе и другим, что Бога нет. А если продолжить эту фразу словами Федора Михайловича Достоевского, то и всё дозволено. В самом деле, если нет высшего Судии, если нет наказующей Силы, то всё дозволено! Ведь человеческую власть легко обмануть и человеческий суд легко ввести в заблуждение, а если нет Божественного суда, значит ложь, беззаконие — это практически нормальный способ устроения жизни, получения собственной выгоды. Вот почему и были произнесены те слова: если Бога нет, то всё дозволено».
«Мы с вами проходим через поприще святого Великого поста, – продолжил Святейший Патриарх. – Это особое время пребывания в молитве и принесения покаяния. Молитва действительно, реально соединяет нас с Господом, а другой силы, кроме молитвы, и нет. Как сказал святитель Феофан, всё, что есть в религиозной жизни человека, выражается в словах “Господи, помилуй!” И это действительно так. Другого слова, обращенного к Богу, у нас и не может быть.
Конечно, мы просим Господа обо всем, о большом и малом, и это не порицается. Мы Господу изливаем свою душу, свою скорбь, мы просим Его о помощи, и Господь имеет такую любовь, что силу Свою применяет, чтобы помочь нам и в большом, и в малом. Мне иногда приходилось слышать на исповеди или в беседах рассказы о том, какими будто бы мелочами люди досаждали Господу в своих молитвах. И только потом, по прошествии времени, люди убеждались, что на эти мелочи Господь ответил, и понимали, сколь безгранична Божественная любовь. Даже самые простые наши воздыхания ко Господу, если они от всего сердца, если они споспешествуются верой нашей, действительно способны призвать на нас Божественный ответ.
“Господи, помилуй!” — дивные слова. А что же еще просить у Господа? Конечно, милости! Ведь милость включает в себя, в первую очередь, прощение грехов, поелику грех отделяет нас от Бога.
Но ведь у каждого есть и своя просьба ко Господу, чтобы Он излил милость. И, конечно, наши молитвы включают в себя и нашу боль, и наши сомнения, и наши недоумения, нередко даже отчаяние. К кому же еще обратиться? У кого получить помощь и защиту? И ведь Господь слышит нашу молитву. Есть только одно условие: молитва должна не содержать в себе пустословие, как это иногда бывает, или многословие, которое затемняет ее смысл. Молитва должна происходить от чистого сердца и сопровождаться уверенностью в том, что Господь способен помочь и ответит нам на наши воздыхания.
Слова святителя Феофана о том, что в двух словах “Господи, помилуй” содержится все самое главное, мы должны запомнить и всегда иметь их в памяти, особенно когда что-то трудное, тяжелое происходит в нашей жизни. А трудности могут касаться личности, семейных отношений, но также и всего народа, государства, Отечества нашего», – подчеркнул Первосвятитель.
«И мы знаем, какие непростые обстоятельства сегодня связаны с международными отношениями и какие непростые отношения к нашей стране пробуждены в последнее время злой человеческой волей. Поэтому в переживаемое ныне время мы должны возносить особую молитву Господу об Отечестве нашем, об ограждении его от врагов внешних и внутренних, потому что есть и те, и другие, о вспомоществовании властям и воинству нашему, но самое главное — о том, чтобы Господь дал нам прочный и неотъемлемый мир, чтобы утвердил мир в сердцах наших.
Отечество наше Российское проходило через многие испытания и трудности, но ведь за всю тысячелетнюю историю, которая изобиловала опаснейшими конфликтами, в том числе связанными с поражением страны, с лишением свободы людей русских, мы, пройдя через все эти испытания, сохранились и как страна, и как народ. И сегодня, в непростых условиях, в которых оказалась Россия, мы особенно должны обращать свой взор к Господу, просить у него помощи для всего нашего народа, для властей, для воинства, чтобы Господь оградил нас от всякой пагубы, благословил нас мирной жизнью.
Но в ответ на эту просьбу мы должны изменить наше отношение к Господу. Мы должны понять, что вера не может быть на периферии человеческой жизни. Нельзя просить Бога, лишь когда с тобой что-то стряслось, — молитва должна быть важнейшим фактором нашей жизни. Без молитвы и общения с Богом жить невозможно. И я бы хотел, чтобы эти слова услышали не только вы, мои дорогие, но многие и многие, кто еще не пришел к Богу, для кого молитва еще остается чем-то непонятным и сложным», – сказал Святейший Патриарх.
«Хотелось бы, чтобы каждый мог на собственном опыте испытать ту силу, которую дает реальная связь человека с Самим Творцом. И верим, что как в прошлом, в непростые времена молитва спасала народ наш, вразумляла власти, давала мужество воинам, так и в нынешнее время молитва Церкви, молитва народа нашего будет услышана Господом и Спасителем, и явится милость Его Божественная и над народом нашим, и над Отечеством.
Мы вступили с вами в замечательное поприще Великого поста, и цель этого поприща заключается в том, чтобы изменить, как я уже сказал, самих себя. И дай Бог, чтобы дела, которые совершает человек, которые имеют отношение не только к нему лично или к его семье, но, в зависимости от положения человека, могут иметь отношение к большим группам народа и вообще ко всему народу, — чтобы все они споспешествовались Господом в ответ на обновление и укрепление нашей веры. Настало такое время», – отметил Предстоятель.
«Как многие из вас знают, я родился в Ленинграде. Мои родители пережили Ленинградскую блокаду и чудом остались живы. Маме со старшим братом удалось выехать по льду Ладожского озера в день Святой Пасхи 1942 года, когда уже за спиной было самое страшное время — голодная зима 1941-1942 гг. Вот чем жили тогда люди? Они верили в победу, они молились Господу об этой победе. И, как тогда говорили воины, атеистов на переднем крае фронта не бывает. Даже люди неверующие иногда поднимались в атаку со словами «Господи, помоги!» Потому что именно в такой момент жизни отступает все второстепенное, наносное, несущественное. Остается только самое главное — человек, предстоящий Богу.
Вот и сегодня, мои дорогие, наступило такое время, когда мы должны укрепить нашу веру. Еще раз хочу сказать: я обращаюсь не только к тем, кто здесь присутствует, или к людям воцерковленным, кто услышит мои слова, но и ко всем русским людям. К тем, кто еще не укрепился в вере, кто еще испытывает некие сомнения на пути к Богу. Всё это нужно оставить в прошлом. Нужно встать на тот путь, который приводил наших благочестивых предков к победе, а этот путь, несомненно, связан с укреплением веры, с возрождением веры в жизни нашего народа.
И да поможет всем нам Господь укрепиться в вере и благочестии на поприще Святой Четыредесятницы, принести покаяние в грехах и с радостью и надеждой на милость Божию встретить Светлое Христово Воскресение. Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с началом сорокадневного постного поприща. Храни вас Господь!» – заключил Патриарх Кирилл.